Константин Денисов - Под нами - Чёрное море
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Под нами - Чёрное море"
Описание и краткое содержание "Под нами - Чёрное море" читать бесплатно онлайн.
Итак, 25 июля 1941 года с аэродрома Кача по тревоге поднялись в воздух два МиГ-3 на перехват самолета-разведчика, шедшего на Главную базу флота со стороны моря на большой высоте. Пилотировали "мигов" командир звена лейтенант Е. М. Рыжов и лейтенант Петр Телегин. Эти самолеты на больших высотах были хороши, поэтому пара без труда на 7500 метрах перехватила "Хейнкелъ-111", шедший курсом на Севастополь. Рыжов ринулся в атаку, вслед за ним открыл огонь и его ведомый. Фашист развернулся и со снижением на большой скорости стал уходить в сторону моря.
Рыжов не отставал, продолжал вести огонь по противнику длинными очередями. Задымил левый мотор "хейнкеля", его стрелок прекратил ответный огонь - видимо, был убит. Но бомбардировщик уже резко снизился, прижался к поверхности моря, чтобы не допустить наиболее опасных атак истребителей снизу.
Противник уходил безнаказанным - у обоих наших летчиков кончился боезапас. А тут еще увлекшийся погоней Рыжов понял вдруг, что остатка горючего на его трехбачечном самолете уже не хватит для возвращения на свой аэродром{11}.
И тогда Евграф Рыжов принял решение. "Иду на таран", - услышал его голос в наушниках Телегин...
Сильный толчок, удар головой о приборную доску, на какое-то мгновение потеря сознания. И тут же охватившая все тело прохлада привела летчика в себя. Правда, пилот не сразу понял, что фашистский бомбардировщик сразу пошел ко дну, а самого его выбросило из кабины в море. Автоматически надувшийся спасательный жилет позволил Рыжову остаться на плаву. Но... одному в бескрайнем море! Евграф сбросил с себя кожаный реглан, ботинки, по солнцу определил примерное направление на берег и поплыл.
А тем временем по докладу лейтенанта Телегина было решено организовать поиск героического летчика. Но как чуть ли не на середине Черного моря обнаружить среди волн плавающую точку? Помог случай. Когда силы уже окончательно покидали Евграфа, экипаж одного корабля из каравана судов, шедшего в Одессу, увидел человека за бортом, и его немедленно подняли на палубу.
Наши пути с Евграфом Михайловичем сойдутся не раз. Так, в 1942 - 1943 годах он будет служить командиром эскадрильи в 7-м истребительном авиаполку, которым в тот период доведется командовать мне. По характеру Евграф - человек особенный: говорил он очень мало, а подчиненные понимали его с полуслова. Некоторые шутили, что совсем не трудно подсчитать слова, сказанные Рыжовым за сутки. А вот в делах он преображался - становился горячим и напористым. Он совершил около 300 боевых вылетов, сбил 11 фашистских самолетов лично и 6 в группе. 23 октября 1942 года командиру авиаэскадрильи 7-го истребительного авиаполка капитану Е. М. Рыжову будет присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Аэродром Нижний Чоргунь имел ограниченные размеры и плохие подходы. Ночью летать с него было нельзя, поэтому, как только к исходу 2 ноября была готова взлетно-посадочная полоса на Херсонесе, там сразу организовали дежурство ночных экипажей. Мне с В. Ф. Пьяновым на "ишачках", пилотам четырех "яков" и одной "чайки" из других эскадрилий довелось первыми приземлиться на новом аэродроме.
Днем и ночью царило здесь оживление - готовились принимать самолеты и на постоянное базирование. Мы же, отработав ночью над Главной базой, утром возвращались на прежний аэродром и передавали свои самолеты в другие руки. Вскоре аэродром Нижний Чоргунь заметно опустел: все Як-1 перебазировались на Херсонес, а И-153 эскадрильи капитана И. Г. Чеснокова - на Куликово Поле.
Наступило 6 ноября - канун 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Во всех эскадрильях, несмотря на напряженную боевую работу, прошли торжественные собрания. В нашей после доклада старшего политрука Г. И. Пятницкого выступили летчики И. Ф. Сысоев, В. А. Семенов, В. Я. Свирлов и другие, а также техники звеньев И. Г. Бородуля и И. Т. Юдин. Все как один мы поклялись нещадно бить ненавистного врага. Это было нашим общим долгом, общей задачей. И каждый решал ее, выполняя самые разнообразные боевые задания...
В один из тех дней воздушные разведчики обнаружили скопление самолетов противника на аэродроме Сарабуз. А по опыту боев на севере Крыма мы уже знали, что немцы без активной поддержки авиации, как правило, не наступают. Напрашивался вывод: враг готовился к прорыву обороны наших войск и штурму Севастополя.
В воздух поднялись самолеты Ил-2, возглавляемые капитаном А. А. Губрием. Их прикрывали "яки" и "лаги". Четыре "ишачка" нашей эскадрильи, ведомые недавним моим напарником В. А. Семеновым - теперь уже лейтенантом и командиром звена, - имели задачей подавление зенитной артиллерии в районе цели.
В результате удара, нанесенного 24 самолетами, на аэродроме вспыхнуло пять крупных очагов пожара. Да еще и в воздушном бою сержант К. Д. Шелякин сбил Ме-109{12}. Неплохой подарок к празднику. Но, конечно же, 24-я годовщина Великого Октября больше всего запомнилась тем, что, отрезанные от материка и постоянно теснимые врагом, тяжело переживавшие сообщения о том, что гитлеровские полчища стоят у стен столицы нашей Родины, мы вдруг услышали по радио о торжественном собрании в Москве и о параде советских войск на Красной площади. Эти события укрепили веру в нашу победу над врагом, удесятерили силы. Обращение к бойцам армии и флота: "Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!" - глубоко запало в души защитников крымского неба.
Во второй половине праздничного дня на КП 8-го авиаполка были приглашены командиры и комиссары полков и авиаэскадрилий. Открывший совещание подполковник К. И. Юмашев объявил о создании Севастопольского оборонительного района, возглавляемого генерал-майором Д. Е. Петровым, после чего на карте крупного масштаба показал положение наших войск, войск противника и секторы обороны.
- Я довожу все эти подробности до вашего сведения для того, чтобы в сложной обстановке ненароком не ударить по своим войскам.
К. И. Юмашев довел до нашего сведения приказ командующего ВВС флота о формировании на базе авиации оборонительного района двух групп: колесных самолетов и гидроавиационной.
- Основу первой группы, - продолжил он, - составляют 8-й истребительный и 18-й штурмовой полки. Но полками воевать при нехватке авиатехники и имея всего лишь два аэродрома небольшой емкости, здесь не рационально. Поэтому основной боевой единицей станет эскадрилья. Командующий ВВС флота определит количество эскадрилий и будет добиваться их полного укомплектования летчиками и самолетами. Командовать этой группой приказано мне. В гидроавиационную группу входят эскадрильи летающих лодок, вооруженные главным образом морскими ближними разведчиками МБР-2. Эту группу возглавляет майор Нехаев.
В заключение подполковник сказал:
- Основные усилия всей авиации приказано сосредоточить на поддержке обороняющихся войск. Всемерно ослаблять и изматывать врага, не давая ему покоя ни днем ни ночью, - вот главная и в какой-то мере реальная задача. Мы будем действовать днем, а МБР-2 - ночью. Нас поддержат и бомбардировщики, базирующиеся на аэродромах Кавказа.
Ивана Григорьевича Нехаева я не знал, так как никогда в гидроавиации не служил и еще с летного училища меня не тянуло в нее. А под начальствованием Константина Иосифовича Юмашева работал уже около года и знал его хорошо. Он относился к летчикам-истребителям старшего поколения, зарекомендовал себя прекрасным организатором и грамотным, вдумчивым командиром, что было особенно важно в тяжелейших условиях начавшейся обороны Севастополя, когда требовалось руководить действиями эскадрилий из разных полков, эксплуатирующих различные типы самолетов.
Рано утром 8 ноября на аэродроме Нижний Чоргунь разорвались первые шестидюймовые артиллерийские снаряды. Рвались снаряды и на аэродроме Байдары. Обстрел продолжался около часа, пока наша зенитная батарея не подавила артиллерийские батареи противника в районах Шули и Черкез-Кермена. Но после этого поступил приказ: всем самолетам с аэродрома Нижний Чоргунь перелететь на Херсонес, а семи И-5 из полка Рассудкова с аэродрома Байдары - на Куликово Поле. Спустя 10 - 15 минут все самолеты, в том числе и нашей эскадрильи, были в воздухе.
На аэродроме остались я и В. Г. Попковский. На стоянке одиноко притулился наш незаменимый У-2.
- Товарищ командир! Техники уехали и увезли инструмент, а монтаж нового мотора на У-2, на котором мы должны лететь, не закончили, - сделал неожиданное открытие Попковский.
- Ну и сюрприз преподнесли! Как же теперь нам быть? Ладно, пойдемте к самолету и решим, что делать.
Переговариваясь, быстро отправились к У-2, и тут снова начался обстрел. На счастье, вражеские снаряды рвались на южной стороне аэродрома, а не на северной, где стоял самолет.
Я сел в кабину, инженер, провернув винт на несколько оборотов, сорвал его с компрессии и крикнул: "Контакт!"
Я включил зажигание, крутанул ручку пускового магнето. Мотор, словно нехотя, но все же заработал, от него потянулись струйки дыма - это выгорала в цилиндрах консервирующая смазка. Да бог с ним, с дымом. Хуже другое: даже после прогрева двигатель обороты не набирал. В чем же дело? Как на грех, выяснилось, что данный мотор - М-11 - инженер в академии не изучал, а мои былые знания частично уже улетучились. Так что сразу определить причину неисправности ни он, ни я не могли.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Под нами - Чёрное море"
Книги похожие на "Под нами - Чёрное море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Денисов - Под нами - Чёрное море"
Отзывы читателей о книге "Под нами - Чёрное море", комментарии и мнения людей о произведении.