» » » » Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства


Авторские права

Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Критерион, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства
Рейтинг:
Название:
История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства
Издательство:
Критерион
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"

Описание и краткое содержание "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства" читать бесплатно онлайн.



Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием многообразия религиозной жизни всех культур и континентов. Элиаде виртуозно владеет методами сравнительной антропологии и демонстрирует общие тенденции в развитии религиозных идей.

Книга посвящена самому драматическому и важному периоду в мировой истории религий. Ее заголовок, естественно, не охватывает экуменической широты того материала, который изложен в книге: древний Китай и эллинистический Египет, европейские варвары (кельты и германцы) и иранский дуализм — в пятнадцати главах этой книги, кажется, уместилось все богатство религиозного развития Старого Света. Вместе с тем заголовок имеет точный смысл, передающий содержательный «стержень» книги: становление мировых религий, религий спасения. Книга дает панорамную картину религий спасения от даосизма до христианского гнозиса.






279

A. Ross. Op. cit., р. 104 sq.

280

Вал Камоника — археологический памятник, наскальные изображения в долине Камоники в предгорьях Альп (Италия).

281

См. легенды, приведенные в: А. Ross, р. 183.

282

Ср.: Images et Symboles, р. 216. О религиозном значении оленя см.: De Zalmoxis а Gengis-Кhan, р. 146 sq.

283

Ср.: Otto Hoffler. Siegfried, Arminius und der Symbolik, р. 32 sq. и прим. 66–94.

284

Ср.: De Zalmoxis, р. 146 sq.; Н. Birkhan, р. 454 sq.

285

Саmille Jullian. Нistoire de lа Gaule, VI, р. 42, n. 2; Цит. в кн.: Duval. Les meux, р. 57.

286

См.: Proinsias Мае Саnа. Aspects of the Тheme of King and Goddess in Irish Literature; Raehel Bromwich. Celtic Dynastic Тhemes and the Breton Law.

287

Geraldus Cambrensis. Topographia Нibemica; Ф.Р. Шредер первым сблизил этот обычай с ведическим ритуалом ашвамедха; ср.: Ein altirischer Кronungsritus und das indogermanische Rossopfer.

288

Ср.: Н. Hubert,. Le mythe d'Epona.

289

Хтоническая богиня, сакральным животным которой была лошадь, естественно воспринимала функции психопомпа — проводника душ на тот свет: конь также считался транспортным животным — перевозчиком умерших в загробный мир.

290

J. Gricourt. Epona-Rhiannon-Macha, р. 25 sq.

291

Трикур (Op. cit., р. 26 sq.) подчеркивает связь Махи с лошадью.

292

Источники проанализированы в кн.: A.C.L. Brown. The Origin of the Grail Legend, ch. VII: The Hateful Fee who represents Sovereignity.

293

Ср.: А.K.Сооmаrаswаmу. On the loatbly Bride, р. 393 sq.

294

Кувада — обычай имитации родовых мук отцом рождающегося ребенка.

295

Ср.: Вirkhan. Gеrmanеn und Kelten, р. 542.

296

Вандриес говорит о единстве религиозного вокабуляра (в особенности, терминов, обозначающих абстрактные понятия) у ведических индийцев, римлян и кельтов (L'ecriture ogamique et ses origines). Этот факт указывает на развитость умозрения у "знатоков сакрального" этих трех ариафонных групп еще в доисторические времена: см. выше, прим. 11.

297

См. примеры, приведенные в кн.: Framoise Le Roux. Les druides, р. 109 sq.

298

Ср.: J. de Vries. Ор. cit., р. 218. Информация Цезаря об "одном вожде", который обладает "верховной властью" над друидами, не подтверждена другими классическими авторами.

299

Ср.: Eliade. La nоstalgiе des оriginеs, р. 159 sq., комментарий к труду: Hans Schurer. Die Gottesidee der Ngadju Dajak in Sud-Borneo (Leiden, 1946).

300

Изощренная космология даяков нгаджу (очень близкая космологии батаков и других народов Малайзии и Западной Индонезии) едва ли может именоваться "возвышенной теологией": мифологическая система даяков оказалась особенно привлекательной для Элиаде, поскольку в ее центре оказывался излюбленный им мифологический образ — андрогин. Правда, у них это высшее существо сочетало в себе образы небесной птицы-носорога и водяного дракона, что мало соответствует облику "идеального человека" в антропологии Элиаде. Более того, сама религиозная система даяков была описана миссионером Гансом Шерером, и в его известной работе (на которую и ссылается Элиаде) порой трудно отличить информацию, полученную от даякского жреца, от ученых комментариев самого миссионера: см. из отечественной литературы: Ревуненкова Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии (некоторые аспекты духовной культуры). М., 1980.

301

См. несколько примеров в к.: F. Le Roux. Les druides, рр. 128–129. Автор отмечает, однако, что, по верованиям ирландцев, метемпсихоз — удел лишь мифических героев или божеств; ср. рр. 112–113.

302

Прорицание вёльвы — первая и самая знаменитая из мифологических песен Старшей Эдды, собрания мифологических и героических песен, записанных в Исландии в XIII в. Снорри был скальдом и знатоком эддической поэзии: Видение Гюльви основывалось на мифологических песнях и скальдической традиции в целом (см. русский перевод в серии "Литературные памятники": Старшая Эдда. М. — Л., 1963; Младшая Эдда. Л., 1970). Популярное изложение — Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М., 2001.

303

Ян де Фрис толкует слово ginnunga как выражение идеи обмана с помощью чар, т. е. кaк "колдовство, магию"; ср.: Ginnungagap, р. 41 sq.

304

Сопоставление скандинавской мифологии с мифами Древнего Востока см. в книге: Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990.

305

Согласно "Молитве Вессобрюна", христианской по происхождению поэме, написанной в IX в. В Южной Германии, "не было ни земли, ни небосвода, ни деревьев, ни гор… солнце не сияло и луна не светила. Преславного моря не существовало".

306

Имя «Имир» связывают с санскритским «Йима», «двуполый». По словам. Тацита ("Германия", 2), мифическим предком германцев был Туисто; а это имя, возможно, родственно старошведскому tvistra, «разделенный», и тоже обозначает некое андрогинное существо.

307

"Аск" наводит на мысль о Мировом Ясене; «Эмбля», может быть тем же, что и еlmlа, «ива». Происхождение людей от деревьев — довольно распространенная идея в архаической мифологии; она была знакома и индоевропейцам; ср.: Bonfante. "Microcosmo е macrocosmo del mito indoeutopeo", р. 1 sq.

308

В изложении Элиаде ощущается его ориентация на центральную мифологему мирового дерева, не вполне очевидную в скандинавских антропогонических мифах. Первые люди именовались Аск и Эбла — «Ясень» и «Ива», но нигде не говорится об их связи с ясенем Иггдрасиль. Человеческая же пара уцелеет от всепоглощающего огня в роще (или стволе дерева) Ходдмимир (Младшая Эдда. С. 55), которое иногда ассоциируется с мировым деревом Иггдрасилем, поскольку имя Ходдмимир может пониматься как "сокровище Мимира": "источник Мимира", исполненный мудрости древнего великана, брал начало у корней мирового дерева.

309

Снорри сообщает, что каждый из трех корней уходит в свой родник. Наиболее знамениты — источник мудрейшего из богов Мимира (которому сам Один отдал свой глаз за позволение напиться) и источник судьбы Урд (Urdharbruner). Возможно, более древняя, исконная традиция говорила лиmь об одном подземном источнике.

310

Подобными символизм обнаруживается и в случае с колонной рминсуль, которая, по верованиям саксов, поддерживала небосвод.

311

Как известно, топографические приметы Центра Мира относятся к мифической географии, основанной на воображаемой геометрии.

312

В отличие от пары ведических богов Один может быть увязан с Тюром, как верховным богом, лишь в реконструкции. В скандинавской мифологии, ориентированной на грядущую эсхатологическую катастрофу, Тюр уже лишился своего высшего статуса (вместе с рукой) как клятвопреступник — он обманул волка Фенрира, позволившего заковать себя в чудесные путы, вложив ему в пасть руку.

313

См.: Les Dieux des Germains, р. 17 sq. (р.39, библиография); Du mythe au roman, р. 22 sq.

314

Мифологический сюжет войны асов и ванов историзируется, начиная со Снорри, который помещал асов в Азии (Трое), основываясь на созвучии асы — Азия: последняя экспедиция Тура Хейердала, стремившаяся отыскать асов под Азовом, основывается на той же традиции.

315

Ср.: Dumezil. Les Dieux des Germains, р. 62 sq.

316

О роли Мирового Древа в обряде инициации у шаманов Северной Азии см.: Eliade. Chamanisme, рр. 49 sq., 145 sq., 163 sq.

317

Трудно определить происхождение шаманических элементов в религии древних германцев, тем более в мифологии и культе Одина-Вотана. Отчасти они восходят к индоевропейскому наследию, но нельзя исключать и североазиатское влияние. В любом случае, важность, придаваемая экстатической технике и верованиями шаманического типа, сближает религию германцев с азиатским шаманством.

318

Шаманы племени юкагиров советуются с черепами своих предков-шаманов; Eliade. Chamanisme, р. 201. Ср.: голова Орфея (§ 180).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"

Книги похожие на "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"

Отзывы читателей о книге "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.