Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"
Описание и краткое содержание "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства" читать бесплатно онлайн.
Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием многообразия религиозной жизни всех культур и континентов. Элиаде виртуозно владеет методами сравнительной антропологии и демонстрирует общие тенденции в развитии религиозных идей.
Книга посвящена самому драматическому и важному периоду в мировой истории религий. Ее заголовок, естественно, не охватывает экуменической широты того материала, который изложен в книге: древний Китай и эллинистический Египет, европейские варвары (кельты и германцы) и иранский дуализм — в пятнадцати главах этой книги, кажется, уместилось все богатство религиозного развития Старого Света. Вместе с тем заголовок имеет точный смысл, передающий содержательный «стержень» книги: становление мировых религий, религий спасения. Книга дает панорамную картину религий спасения от даосизма до христианского гнозиса.
Наиболее известные апологеты: Теофил Антиохийский (ок. 180 г.), автор труда A Autolycos, сириец Татиан (ок. 165 г.), Тертуллиан (Apologeticum был составлен в 197 г.), Минуций Феликс (автор Octavius) и, конечно, Юстин Мученик.
Об апологетах: М. Pellegrino. Gli Apologetici del II-o secolo 2-eed., (Brescia, 1943); idem. Studi sull'antica Apologetica (Roma, 1947); E.R. Goodenough. The Theology of Justin Martyr (lena, 1923); W.H. Shotwell. The Exegesis of Justin (Chicago, 1955); P. Prigent. Justin et 1'Ancient Testament (1964).
Из обширной литературы по апостольскому преданию отметим: R-P.C. Hanson. Tradition in the Early Church (L., 1963).M. Pellegrino. La tradizione nel Cristianesimo antico (Torino, 1963). Точка зрения католиков представлена, inter alia, в: A. Deneppe. Der Traditionsbegriff (Munster, 1947) и Yves Congar. La tradition et les traditions (P., 1960); о позиции протестантского богословия см: О. Cullmann. La Tradition (Neuchatel-P., 1953), E. Flessemann-Van Leer. Tradition and Scripture in the Early Church (Assen, 1954) и G.G. Blum. Tradition und Sukzession. Studien zum Normbegriff des apostolischen von Paulus bis Irenaus (В., 1963); ср. также: A. Ehrhardt The Apostolic Succession in the first two centuries of the Church (L., 1953; англиканская позиция).
Георг Куммель в кн. Das Neue Testament: Geschichte der Erforschung seiner Probleme (1970; англ. пер. The New Testament: The History of Investigation of its Problems, Nashvile-N.Y., 1972; pp. 407–465) недавно пересмотрел историю новозаветных исследований. Сжатый обзор см.: R.M. Grant. The Formation of the New Testament (L., 1965); тот же автор опубликовал более обстоятельный труд: Historical Introduction to the New Testament (N.Y. — Evanston, 1963). См. также: A. Riesenfeld. The Gospel Tradition and his Beginnings (L., 1957) и библиографию к § 221 и сл.
§ 227
Источники по эзотерике (тайное обучение и ритуалы) в нормативном иудаизме и в сектах, у ессеев, самаритян, фарисеев см. в: Morton Smith. Clement of Alexandria and a Secret Gospel of Mark (Cambridge, Mass., 1973), pp. 197-99; работа ценна своей обширной документацией; но основной тезис автора (инициатическое крещение, осуществленное Иисусом, и либертинистские практики, которые предполагались этой тайной традицией) экзегеты, как правило, отвергают. См.: ibid., p. 199 sq., анализ письменных источников о тайном обучении Иисуса.
Об иудейской эзотерике см.: G. Scholem. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticismus and Talmudic Tradition (N.Y., 1966); idem. Jaldabaoth reconsidered. — Melanges H. — Ch. Puech, pp. 405–421; Jean Danielou. Theologie du Judeo-christianisme (P., 1957), p. 121 sq. CM. также: Morton Smith. Observations on Hekhalot Rabbati. — Biblical and other Studies, ed. A. Altmann (Cambridge, Mass., 1963), pp. 142–160; James M. Robinson (ed.). Jewish Gnostic Nag Hammadi Texts (Berkeley, 1975).
Отец Жан Даньелу исследовал источники христианского эзотеризма в своем труде Les traditions secretes des Apotres. — Eranos-Jahrbuch, 31, 1962, pp. 199–215. Для него "эзотерические традиции апостолов — это перенос в христианство иудейской эзотерики, которая существовала во времена апостолов и которая имеет отношение к ограниченной области тайн небесного мира" (op. cit., p. 211). См. также: G. Quispel. Gnosis and the new Sayings of Jesus. — Eranos-Jahrbuch, 38, 1969, pp. 261–295.
О христианском гнозисе: J. Dupont. Gnosis. La connaissance religieuse dans les Epitres de saint Paul (Louvain, 1949); Stanislas Lyonnet. Saint Paul et le gnosticisme. L'Epitre aux Colossiens. — Origin/ dello Gnosticismo, pp. 538–531; H.J. Schoeps. Aus fruhchristlicher Zeit (Tubingen, 1950); idem. Urgemeinde, Judenchristenlum, Gnosis (Tubingen, 1956); H.B. Bartch. Gnostisches Gut und Gemeindetradition bei Ignatius von Antiochen (Giitersloh, 1940). См. также: M. Simonetti. Testi gnostici cristiani (Bari, 1970) и библиографию к § 221.
§ 228
За последние 40 лет в области исследований гнозиса и гностицизма был достигнут значительный прогресс; однако еще не разрешена проблема истоков течения, определяемого словом «гностицизм». Для Адольфа Гарнака (A. Harnack) гностицизм в том виде, в каком он проявился во II в. н. э., представляется жесткой эллинизацией христианства ("eine akute Hellenisierung des Christentum"). Для христианских богословов — прежде всего для Иринея Лионского и Ипполита Римского гностицизм это дьявольская ересь, происходящая от искажения христианского вероучения под влиянием греческой философии. Но в актуальном и по сей день фундаментальном труде Hauptprobleme der Gnosis (Gottingen, 1907) Вильгельм Буссе (Wilhelm Bousset) предлагает полностью противоположное объяснение: анализируя в компаративистской перспективе специфические для гнозиса темы (дуализм, понятие Спасителя, экстатическое вознесение души), он видит в них иранские истоки. Таким образом, для Буссе гностицизм представляет собой дохристианский феномен, который включает в себя также и христианство. Рейценштейн развивает и уточняет эту гипотезу в многочисленных трудах, самым главным из которых является Das iranische Erlosungsmysterium (Leipzig, 1921). Рейценштейн реконструировал иранский миф о "спасенном Спасителе", ярче всего выраженный в "Гимне о Жемчужине" из Деяниях Фомы (ср. § 230). Постулат об иранском происхождении гнозиса, подвергнутый критике со стороны некоторых ориенталистов и историков религий, был принят и разработан Виденгреном; см.: G. Widengren. Les origines du gnosticisme et 1'histoiredes religions. — Le origini dello gnosticismo, Colloquio di Messina, Leiden, 1967, pp. 28–60), в котором шведский ученый разбирает и другие новейшие гипотезы.
Труд: Hans Jonas. The Gnostic Religion: The message of the Alien God and the beginnings of Christianity (Boston, 1958; доп. изд., 1963) является фундаментальным для глубокого философского анализа "гностического феномена". Йонас — первый из историков философии, кто вслед за Н. Leisegang и Simon Petrement исследовал гностицизм; кн.: Н.Leisegang. La Gnose (Leipzig, 1924; 3-е ed. 1941; франц. перев., 1951) полезна из-за большого объема цитируемого текстового материала. Труд Simone Petrement носит название Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manicheens (P., 1947). Что же касается начала гностического движения, Йонас различает два типа гнозиса, возникших в разных культурных контекстах: сирийско-египетский и иранский (эту гипотезу подверг критике Виденгрен. op. cit., p. 38 sq.).
Кн.: Robert M. Grant. Gnosticism and Early Christianity (N.Y., 1959), представляет собой прекрасное введение; оно ценно для глубокого анализа некоторых гностических систем. Грант объясняет появление гностицизма кризисом иудейской апокалиптической мысли после катастрофы 70-х годов. Эта гипотеза, принятая среди прочих отцом Жаном Даньелу, подверглась критике, inter alia, в: Jacob Neusner. Judaism in late Antiquity. — Judaism, 15, 1966, 230–240, p. 236 sq.
По Giles Quispel, гнозис является универсальной религией (ср.: Gnosis als Weltreligion, Zurich, 1951), но различные гностические системы II в. проистекают из иудейских и иудео-христианских апокалиптических умозрений (ср. его работы, собранные в: Gnostic Studies, I–II, Leiden, 1973).
Огромный вклад в историю и феноменологию гнозиса внес Анри Шарль Пюэш, чьи труды, публиковавшиеся с 1934 г. в различных научных изданиях и в L'Annuaire du College de France, недавно были переизданы под общим названием En Quete de la Gnose: I. La Gnose et le Temps; II. Sur I'Evangile selon Thomas (P., 1978). Особо упомянем исследования о Плотине, о феноменологии гнозиса и о гнозисе и времени (I, pp. 55-116, 185–214, 215–270).[833]
Хороший разбор проблемы см. в: R. Me L Wilson. The Gnostic Problem (L., 1958); автор анализирует главным образом наличие иудейских и христианских элементов в различных гностических школах. Ср. также его доклад Gnosis, gnosticism and the New Testament. — Le Origini dello Gnosticismo (CoIIoque de Messine), pp. 515–527.
Участники Международного коллоквиума по происхождению гностицизма внесли предложение разграничить термины гнозис ч гностицизм: гностицизм означает "определенный свод систем II в. н. э., который все согласились называть этим термином". Гнозис же означает "знание божественных тайн, предназначенное для избранных" (Origini dello Gnosticismo, p. XXIII). Мессинский коллоквиум предоставил возможность еще раз сравнить различные гипотезы происхождения гностицизма. В своей работе: Perspectives de la recherche sur les origines du gnosticisme. — Origini, pp. 716–746, — Ugo Bianchi предложил вариант морфологии гностических тем, проанализировав их географическое распределение и возможные исторические связи. См. того же автора: Le probleme des origines du gnosticisme (ibid., pp. 1-27).
Из многочисленных докладов на Мессинском коллоквиуме отметим: Н. Jonas. Delimitation of the gnostic phenomenon — typological and historical. — Origini, pp. 90-108; Л. Bausani. Letture iraniche per 1'originee la defmizione tipologicadi Gnosi (ibid., pp. 251–264); G. Gnoli-La gnosi iranica. Per una impostazione del problema (ibid., pp. 281–290; автор исследует главным образом манихейство); R. Grahay. Elements d'une mythopee gnostique dans la Grece classique (pp. 323–339); M. Simon. Elements gnostique chez Philon (pp. 359–376); H. Ringgren. Qumran and gnosticism (pp.379–388); HJ. Schoeps. Judenchristentum und Gnosis (pp. 528–537); G. Quispel. Makarius und das Lied von der Perle (pp. 625–644).
О Плотине и гнозисе, см.: H. — Ch. Puech. En quete de la Gnose, L pp. 55-116; о связях между платоновским дуализмом (особенно в интерпретации Плотина) и дуализмом гностического толка см.: E.R. Dodds. Pagan and Christian in an Age of Anxiety. Some aspects of Religious Experience from Marcus Aurelius to Constantin (Cambridge, 1965), pp. 24sq,83 sq.
Историю гностических рукописей, найденных в глиняном сосуде в Наг Хаммади (Верхний Египет), — с перипетиями их приобретения, расшифровки и публикации, — см. в: Jean Doresse. Les Livres secrets des gnostiques d'Egypte. I. Introduction aux ecrits gnostiques copies decouverts a Khenoboskion (P., 1958), p.133 sq.; новые подробности изложены в: John Dart. The Laughing Savior (N.Y., 1976). См. также James R. Robinson. The Jung Codex: The Rise and Fall of the Monopoly. — Religious Studies Review, 3. 1977, pp. 17–30. Полное издание The Facsimile Edition of the Nag Hammadi Codices было завершено в 1976 г. Критические издания части текстов, с переводом и комментарием, печатаются начиная с 1956 г., но единственным полным переводом (к сожалению, без примечаний и комментария) является издание: The Nag Hammadi Library под редакцией James M. Robinson (N.Y., 1977).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"
Книги похожие на "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства"
Отзывы читателей о книге "История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства", комментарии и мнения людей о произведении.