С Давтян - Пятая воздушная
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пятая воздушная"
Описание и краткое содержание "Пятая воздушная" читать бесплатно онлайн.
Наиболее ожесточенное сопротивление противник окапал в районе Новогородки, где была сосредоточена его крупная танковая группировка. Советское командование решило направить туда штурмовики. Одну из четверок повел в бой молодой командир звена 735-го штурмового авиаполка лейтенант И. А. Филатов. Успешно выполнив задачу, группа возвращалась на свой аэродром, но при перелете через линию фронта встретила вражеские бомбардировщики. Три группы Ю-87 шли несколько выше штурмовиков. Советских истребителей в воздухе не было. Л фашистские бомбардировщики уже становились в "круг" для пикирования на боевые порядки наступающих наземных войск. И тогда Филатов, много раз помогавший пехотинцам и танкистам своими огневыми ударами по наземному противнику, решил защищать их от воздушного врага. Боеприпасов оставалось в обрез, только на случай обороны от истребителей. Но, не думая об этом, он повел свою четверку в атаку против первой группы бомбардировщиков, атаковав ближайшего к нему правого ведомого. Фашистский летчик попытался разворотом влево уйти от атаки, однако Филатов поймал его в перекрестие прицела. Пулеметной очередью вражеский самолет был сражен и, потеряв управление, пошел к земле.
Штурмовики сбили в том бою два самолета и заставили "юнкерсы" уйти. Это была первая, а потому особенно памятная Филатову победа в воздушном бою. Он стал не только штурмовиком и разведчиком, но и воздушным бойцом. Ровно через три дня им был сбит второй самолет врага.
Большой вклад в разгром врага внесли экипажи 1-го бомбардировочного авиакорпуса. 6 января в неблагоприятных погодных условиях они произвели 57 боевых вылетов. Эффективным был налет 162-го гвардейского авиаполка во главе с подполковником А. А. Новиковым, который на участке дороги Кировоград - Ровное уничтожил 15 автомашин с пехотой и грузами. Отличилась девятка Пе-2 во главе с капитаном М. Г. Королевым, уничтожившая железнодорожный эшелон на станции Лелековка.
В январские дни в армии стала широко практиковаться "свободная охота". Она велась парами или одиночными экипажами в основном над территорией, занимаемой противником. Этот способ использовался для борьбы с небольшими группами самолетов преимущественно во время их взлета, сбора или построения в боевой порядок. "Охота" отличалась высокой эффективностью при относительно малой затрате сил и средств. В группы "охотников" подбирались наиболее подготовленные воздушные бойцы, отлично владеющие техникой пилотирования, обладающие высокой воздушно-стрелковой выучкой, умеющие летать при низкой облачности, а также в сумерках и на рассвете. При ведении "свободной охоты" особо отличились летчики-истребители майоры И. П. Бахуленков и А. Ф. Рязанцев, капитаны Е. В. Василевский, К. А. Евстигнеев и И. Г. Скляров, старшие лейтенанты И. И. Безмельцев, В. II. Савченко, П. Н. Паровин, А. 3. Тернюк и лейтенант А. Я. Голубенко.
Авиаполки 1-го штурмового авиакорпуса из-за сложных метеоусловий произвели только 215 боевых самолето-вылетов, проявив при этом большое мастерство и мужество. Семерка "ильюшиных", которую вел заместитель командира эскадрильи 66-го авиаполка лейтенант Н. Т. Пушкин, по дороге между Братолюбовкой и Гуровкой внезапными и меткими ударами уничтожила 5 автомашин и взорвала склад с боеприпасами. Другая группа из 12 Ил-2 во главе со штурманом 820-го авиаполка майором И. П. Мельниковым в районе села Большая Виска смело атаковала автоколонну и уничтожила 12 машин{4}.
Эти примеры показывают эффективность боевой работы штурмовиков. Применяя в каждом боевом вылете в зависимости от обстановки новый тактический прием, летчики-штурмовики избегали лишних потерь и наносили врагу большой урон в живой силе и боевой технике.
В течение дня штурмовики несколько раз вступали в воздушные схватки с вражескими истребителями. Так, группа из девяти Ил-2, где ведущим был командир эскадрильи 66-го штурмового авиаполка капитан А. А. Деветьяров, при выходе из первой атаки в момент перестроения встретилась с восьмью Ме-109. Четыре из них иступили в бой с истребителями прикрытия, а вторая четверка "мессершмиттов" с дистанции 300-400 м на встречных курсах атаковала штурмовики. Но врагу не удалось застать экипажи "ильюшиных" врасплох. Воздушные стрелки старший сержант И. И. Манашкин и рядовой В. Н. Баранников при отражении атак сбили три "мессершмитта".
Летчики 4-го и 7-го истребительных авиакорпусов в это время прикрывали наши наземные войска, вели разведку перед фронтом наступавших армий.
Успешно действовали летчики 304-й истребительной авиадивизии во главе с заместителем командира дивизии майором Л. И. Гореглядом. Группа из двенадцати "ястребков" встретилась с двумя девятками "хейнкелей" под прикрытием четырех Ме-109, направлявшихся бомбить наши войска в районе Кировограда. Советские летчики пошли на сближение с гитлеровцами на встречных курсах. В результате проведенных атак было сбито три Хе-111. Прикрывающая группа старшего лейтенанта П. И. Леонова вела бой с четверкой Ме-109 и сбила один "мессершмитт".
При выходе из боя группа майора Горегляда встретились с восьмеркой Ме-109. Положение оказалось критическим. Но в самый тяжелый момент на помощь своим подоспела восьмерка истребителей под командованием командира 508-го истребительного авиаполка майора Н. К. Дилигея. Бой закончился победой советских истребителей, сбивших три Ме-109{5}.
8 января войска 2-го Украинского фронта освободили Кировоград - областной и промышленный центр Украины, важнейший узел коммуникаций. В дальнейшем им предстояло уничтожить и окруженные части противника в районе Лелековки, но фашисты ожесточенными контратаками пытались отбросить советские части. Начались упорные бои. Две колонны вражеских танков и автомашин из Новониколаевки и района Пятихаток подходили к Обозновке, стремясь оказать помощь окруженной группировке. Чтобы остановить и дезорганизовать их движение, с аэродромов поднялись эскадрильи штурмовиков. Первую семерку Ил-2 повел один из наиболее опытных летчиков 292-й штурмовой авиадивизии командир эскадрильи 667-го авиаполка капитан А. П. Компаниец. Несмотря на туман, экипажи обнаружили на юго-западной окраине Лелековки неприятельские танки и автомашины с пехотой, нанесли бомбовый удар, а затем с бреющего полета начали расстреливать гитлеровцев пулеметно-пушечным огнем. За один вылет группа Компанийца уничтожила 5 танков, 10 автомашин и около 2 рот пехоты. Вскоре над полем боя появилась вторая семерка Ил-2, которую вел командир эскадрильи этого же полка капитан Г. Т. Красота. За 20 минут "ильюшины" произвели 4 захода и уничтожили 16 автомашин с пехотой{6}. Благодаря поддержке штурмовиков советские войска отразили все контратаки неприятеля, перешли в наступление и заняли несколько населенных пунктов.
Наступление войск 2-го Украинского фронта продолжало развиваться. 9 января для полного уничтожения окруженных немецких частей в районах Лелековки и Балки Злодейки вновь была использована штурмовая авиация 5-й воздушной армии. Командир 1-го штурмового авиакорпуса генерал В. Г. Рязанов, получив задачу, организовал лучшими экипажами тщательную разведку в целях выявления мест наибольшей концентрации сил и средств противника, а затем лично выехал на наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской армией для установления связи с наземными соединениями и руководства штурмовиками во время боя. По его командам над полем боя непрерывно, волна за волной, появлялись штурмовики и наносили удары по окруженному противнику. Летчики в каждом вылете доказывали высокое летное мастерство и стремление добиться победы над ненавистным врагом. Девятка Ил-2, которую вел командир эскадрильи 673-го авиаполка старший лейтенант Г. П. Александров, в двух километрах юго-западнее Лелековки атаковала колонну автомашин и уничтожила 10 из них. Восьмерка Ил-2 под командованием командира эскадрильи 800-го авиаполка капитана С. Д. Пошивальникова в оврагах юго-западнее Лелековки уничтожила 10 автомашин с грузом и одну бензоцистерну. В этом же районе девятка "ильюшиных" во главе с командиром эскадрильи 667-го авиаполка капитаном Б. В.Ло- патиным, сделав 6 заходов на цель, уничтожила 18 автомашин и минометную батарею{7}.
Генерал-лейтенант авиации В. Г. Рязанов на следующий день лично осмотрел поле боя и установил, что в районах Лелековки и Балки Злодейки штурмовиками авиакориуса уничтожено около 400 автомашин, 52 танка, 50 самоходных орудий{8}.
10 января части противника, окруженные в Лелековке, были уничтожены. В ходе этих боев хорошо было организовано взаимодействие между наземными войсками и авиацией. Это дало возможность корректировать действия штурмовиков и бомбардировщиков на поле боя и нанести противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Ощутимую помощь войскам оказало местное население.
...Партизанский разведчик несколько раз передал по радио: "На станции Смела скопление эшелонов с боевой техникой... Нужны штурмовики... Срочно нужны штурмовики..." Командующий фронтом, знавший боевые возможности авиации, понимал, какой огромный урон могла бы нанести противнику даже одна пара Ил-2. Но он знал и другое: после удара в такую погоду штурмовики вряд ли сумеют вернуться на свою базу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пятая воздушная"
Книги похожие на "Пятая воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С Давтян - Пятая воздушная"
Отзывы читателей о книге "Пятая воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.