Н. Кротовская - Тень и реальность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тень и реальность"
Описание и краткое содержание "Тень и реальность" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается, что такое ведический метод познания, чем он отличается от метода непосредственного восприятия и метода умозаключений.
Воспоминание. Одна из основных функций буддхи. См. Буддхи.
Смрити-шастры (санскр.)
Раздел ведических писаний, включающий «Махабхарату» и Пураны. См. Шастры, Шрути-шастры.
Сознание
Этот термин происходит от латинского conscire, «знать». Санскритским эквивалентом является четана. Сознание — неотъемлемый признак личности, оно связано со знанием, чувствами и желаниями (волей). Существует много теорий взаимоотношения сознания и материи (см. Проблема духа и тела), но все они постигаются сознанием. Уберите сознание, и теоретизирование станет невозможным. Тогда какой смысл размышлять о мертвой материи как источнике сознания? Тонкий разум, интеллект и ложное эго накладываются на сознание тремя гунами материальной природы. Точно так же благодаря влиянию этих гун бодрствование, сон и обморок исходят из подсознания. Но хотя гуны влияют на сознание, оно остается вечно чистым. В освобожденном состоянии сознание являет нематериальный ум, интеллект, чистое эго и совершенную форму.
Существует два уровня сознания — вибху и ану. Первый — это уровень сознания, присущий Господу, это сознание всепроникающе. Господь знает все — в общем и в частности. Его сознание никогда не находится под влиянием материи, хотя материя не может существовать вне Его сознания. Дживы обладают ану (ограниченным) сознанием, и поскольку оно ограничено, материя может накладываться на него, если только джива не находит прибежища в Верховном Сознании. См. Экстаз, Ложное эго, Грубое тело, Интеллект, Джива, Ум, Проблема духа и тела, Гуны материальной природы, Душа, Тонкое тело, Сверхдуша.
Сократ (470—399 до н.э.)
Самый влиятельный философ в истории западного мира. Платон был его учеником, а Аристотель — учеником Платона. Сократ жил в Афинах, его учение о душе во многом напоминает концепцию Вед. В 1966 году на лекции, посвященной «Бхагавад-гите», Шрила Прабхупада назвал Сократа мукта-пурушей (освобожденной душой). Согласно Платону, Сократ был несправедливо обвинен афинскими властями в антигосударственной деятельности и приговорен к смерти. Не теряя присутствия духа, он принял яд и умер со словами «мы — не эти тела», обращенными к своим последователям.
Солипсизм
От латинского solus — «один, единственный» и ipse — «сам». Западное учение, утверждающее, что «я» — это единственное, что существует и может быть познано. Сущеcтвует две формы солипсизма: эпистемологический и метафизический. Согласно эпистемологическому солипсизму, познанию доступно лишь то, что существует в сознании индивида, поэтому индивидуальное сознание является основной причиной знания или незнания о чем-либо. Метафизический солипсизм признает индивидуальное «я» единственной несомненной реальностью. Все остальное объявляется продуктом нашего сознания. Иными словами, все существует только в сознании. Подобно майяваде, солипсизм ведет в философский тупик. Без ответа остаются следующие вопросы: Если мое сознание является единственной реальностью, то почему я не могу изменить мир по своей воле, самим актом мышления? Если на самом деле существую только я, то почему моя жизнь, становление и счастье зависят от мира, населенного живыми существами, отвергающими эту истину? См. Философия майявады.
Спасение
См. Жизнь после смерти.
Спхотавада (санскр.)
Также известна как шабда-таттва, является философией метафизической школы санскритских филологов, которая восходит к Спхотаяне, последователями которого являются Бхартрихари и Джайянта Бхатта. Знаменитый философ, принадлежащий к школе карма-мимамсы, Мадана Мишра, также придерживался учения о спхотаваде, хотя другие учителя мимамсы его отрицали.
В нем признается существование постоянной вибрации (экам эва яд амнатам), которая не делится на части (акханда), не прерывается (акрама) и проявляется в звуках (дхвани) или слогах (варна). Сами звуки или слова не играют большой роли. Они используются как вспомогательные средства медитации на лежащий в их основе континуум, где с помощью шабда-пурва-йоги проявляется неделимая «единица смысла» (спхота). С проявлением спхоты душа достигает освобождения в монистическом абсолюте.
Это учение, несомненно, является одной из форм майявады. Любопытно, что Шанкарачарья отвергал спхотаваду грамматиков. Однако он принимал основы философии спхотавады, составляющие шабда-йогу Патанджали. В своей «Прабодхасудхакаре» (13.144) Шанкарачарья писал: «Когда сущность природы человека созерцается в течение мгновения или половины мгновения, тогда в правом ухе слышится тонкий звук, называемый анахата». Далее (13.148) он поясняет: «Если ум в течение долгого времени полностью поглощается Светом, заключенным в тонком звуке, то он наверняка не вернется к рабству земного существования».
Из этого учения исходят многие современные формы мистицизма и медитации: трансцендентная медитация, радха-соами-сатсанг и т.д. Тонкий звук, который ищут эти системы, является эгоистическим звуком, коренящимся в материальном существовании. Однако за пределами этого существования находится чистое имя (шуддха-нама), которое нельзя извлечь из акаши с помощью шабда-йоги, но можно получить от чистого преданного Кришны. Сам Кришна объяснил, что ищут на самом деле последователи шабда-йоги: «[Из вибраций] Я — слог ом в ведических мантрах… Из всех букв Я есть буква А, а среди всех составных слов Я — двусложное… В поэзии Я — мантра Гаятри» («Бхагавад-гита» 7.8, 10.33, 10.35). Следовательно, они ищут Кришну. Но познать Его можно только с помощью чистого преданного служения (бхакти-йоги). См. Философия майявады.
Страсть
См. Гуны материальной природы.
Стхула-шарира (санскр.)
См. Грубое тело.
Субъективный
В философии то, что выведено умом, а не получено из внешних источников, или то, что существует в уме без всякой внешней соотнесенности или подтверждения. Это слово также обозначает определенный способ опытного постижения действительности индивидом. Даже если другие люди испытывали то же, что и он, то в силу своего особого положения и взгляда, он составляет собственное мнение о случившемся, отличающееся от мнения других. См. Объективная реальность, Реальность.
Субстанция, сущность
От латинского substare — «лежать в основе, быть прочным, поддерживать». Субстанция (на санскрите васту) является основанием всех явлений. Это вечный Брахман, причина, в результате действия которой возник мир.
Ведические представления о субстанции отличны от христианской точки зрения, называемой creatio ex nihilo, творение из ничего. Согласно этой теории, выдвинутой Августином (175—242), Бог создал мир из ничего. Рассуждения Августина основаны на содержащемся в Библии утверждении, что в начале был только Бог. Теория creatio ex nihilo была попыткой ответить на парадоксальный вопрос: «Если в начале был только Бог, Который вечен, тогда почему мир все время меняется?» Было выдвинуто предположение, что учение об эманации материального мира из собственной субстанции Бога может быть истинным лишь в том случае, если материальный мир имеет ту же природу, что и Бог. Но поскольку мир не имеет божественной природы и до сотворения мира не было ничего кроме Бога, то Он должен был создать мир из ничего. Однако теория creatio ex nihilo сталкивается здесь с парадоксом: ex nihilo, nihil fit, из ничего не происходит ничего. Согласно Ведам, субстанцией творения является таттва, несомненная реальность, каковой является и Бог. Таттва материи (пракрити) существует вечно, но она временно принимает те формы, которые хочет Бог. Материальное творение, подобно тени, напоминает изначальную форму сущности, субстанции, но оно лишено [творческого] потенциала оригинала. Субстанция — единственный источник материального творения. Она не возникла из ничего. См. Абсолют, Брахман.
Т
Тамо-гуна (санскр.)
Гуна невежества. См. Гуны материальной природы.
Тан-матры (санскр.)
Пять качеств маха-бхут, которые тонко проявляются в уме как звук, прикосновение, форма, вкус и запах. См. Маха-бхуты, Гуны материальной природы, Прадхана.
Таттва (санскр.)
Несомненная реальность. Согласно Баладеве Видьябхушане, ведическое знание подразделяет реальность на пять таттв, или онтологических истин: ишвара (Верховный Господь), джива (живое существо), пракрити (природа), кала (вечное время) и карма (деятельность).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тень и реальность"
Книги похожие на "Тень и реальность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Кротовская - Тень и реальность"
Отзывы читателей о книге "Тень и реальность", комментарии и мнения людей о произведении.