Н. Кротовская - Тень и реальность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тень и реальность"
Описание и краткое содержание "Тень и реальность" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается, что такое ведический метод познания, чем он отличается от метода непосредственного восприятия и метода умозаключений.
Проблема добра и зла
Профессор философии А.Л. Херман из Висконсинского университета составил список попыток решить проблему зла, предпринятых в нашу эру западными философами и теологами. Он признает, что этот представительный список, включающий двадцать одну попытку, «далеко не полон». По словам Хермана, ни одна из фигурирующих в списке попыток «не увенчалась успехом», что же касается попыток, не вошедших в список, то, по его мнению, «в контексте традиционного западного подхода к проблеме зла все попытки подобного рода обречены на провал». Проблема состоит в том, что из трех утверждений: 1) Бог всемогущ, 2) Бог всеблаг, 3) Зло существует, — только два не противоречат друг другу. Чтобы зло могло существовать, Бог должен быть либо не всемогущим, либо не всеблагим.
Ведический ответ на этот вопрос дан Шрилой Прабхупадой в третьей главе книги «На пути к Кришне». Он заключается в следующем: человеческое восприятие добра и зла обусловлено влиянием трех гун материальной природы на сознание. Эти три гуны берут начало в Кришне, который всемогущ и всеблаг. Хотя гуны и их действие исходят от Кришны, Сам Он не испытывает их влияния. Поэтому человеческое восприятие добра и зла в этом мире не соответствует благости Кришны, источника мироздания. Например, дома электричество воспринимается в понятиях тепла (электрическая плита) и холода (холодильник). Но на электростанции электричество не сводится к этим понятиям. Дома электрическое тепло и холод можно считать хорошими или плохими в зависимости от постоянно меняющихся условий и личного мнения. На электростанции подобной смены условий и мнений не происходит. Электростанция не имеет никакого отношения к причинам, по которым люди говорят: «Электрическое тепло — хорошая вещь» или «Электрический холод — вещь плохая», и наоборот.
Подобным же образом, люди в разных условиях, с разными характерами и мнениями определяют добро и зло по-разному. Смерть — это зло, если умру я. Смерть добро, если умрет мой враг. Или смерть может стать для меня добром, если она освободит меня от продолжительной агонии, и злом, если она избавит от мук моего врага. Хотя жизнь и смерть или «добро» и «зло» исходят от Кришны, Его собственная божественная благость ими не затрагивается. Добро и зло, которое мы приписываем жизни и смерти или чему-нибудь еще — это творение материального ума. См. Гуны материальной природы.
Проблема духа и тела
На протяжении всей истории человечества философы Востока и Запада размышляли о природе взаимоотношений духа и тела. Их воззрения можно сгруппировать следующим образом:
1) Дуализм: дух и тело как две субстанции, ментальная и материальная.
2) Логический бихевиоризм: дух как логика поведения тела.
3) Идеализм: дух и тело — одна субстанция, духовная.
4) Материализм: дух и тело — одна субстанция, материальная.
5) Функционализм: дух как функция ввода, обработки и выхода информации, как функция компьютера.
6) Дух и тело как аспекты субстанции, которая не является ни духовной, ни физической. Эта субстанция рассматривается различными философами как совокупность всего или как нейтральное «вещество» в монизме или как основополагающая «личность», аспектами которой являются дух и тело.
7) Феноменология: отношение духа к телу является скорее вопросом практики, эксперимента, нежели теории.
Дуализм духа и тела в действительности является проблемой отношения материалистической души к материи, откуда и возникает двойственность. Дух и тело обусловленной души материальны. Дух и тело освобожденной души духовны. См. Сознание, Дуализм, Ложное эго, Грубое тело, Идеализм, Интеллект, Логика, Материализм, Ум, Гуны материальной природы, Феноменология, Душа, Тонкое тело, Сверхдуша.
Противоречие (Contradiction англ.)
Термин образован от латинских contra (против) и dicere (говорить). Таким образом, утверждение, которое говорит против себя самого, является противоречием. В аристотелевой логике противоречия — нарушения второго из «трех законов мышления»: 1) Закон идентичности: если что-либо существует, оно существует. Если оно не существует, оно не существует. Что бы ни было, оно есть. 2) Закон непротиворечия: Что-либо не может быть и не быть одновременно. Ничто не может и быть и не быть. 3) Закон исключенного среднего: То, что существует, реально и истинно, а то, что не существует нереально и не истинно. Между двумя этими положениями нет середины. Что-то либо существует, либо не существует.
Пураны (санскр.)
Буквально «очень старые». Ведические писания, относящиеся к смрити-шастрам. Включают восемнадцать Маха-пуран (великих книг древней мудрости). Из них величайшей является «Бхагавата-пурана», также называемая «Шримад-Бхагаватам». См. Шримад-Бхагаватам.
Пуруша (санскр.)
Личность, наслаждающийся или душа. Этот термин применяется как к дживе, так и к Высшей Личности Бога. См. Персонализм.
Р
Раджо-гуна (санскр.)
Гуна страсти. См. Гуны материальной природы.
Радхарани
Олицетворение женского начала Господа Кришны. Является проявлением ананды (хладини-шакти), трансцендентной потенции наслаждения Господа. См. Дайви-пракрити, Кришна, Сач-чид-ананда.
Рама
Буквально «высшее наслаждение», санскритское имя Личности Бога. См. Кришна.
Раса (санскр.)
Вечное духовное отношение с Кришной. Существует пять рас: шанта (пассивное благоговение и почтительность), дасья (служение), сакхья (дружба), ватсалья (родительские чувства) и мадхурья (супружеская любовь). В соответствии с каждой расой душа преданного вступает в духовные отношения с Кришной, как с господином, другом, сыном или возлюбленным. Подобно тому, как наше материальное тело позволяет нам предаваться карме (физической деятельности), раса-тело позволяет нам участвовать в лилах, играх Верховного Господа (во всеобъемлющей духовной деятельности Кришны). См. Экстаз, Лила.
Распознавание
См. Буддхи, Dianoia, Интеллект.
Рассел Бертран(1872—1970)
Влиятельный английский философ, проявлявший особый интерес к математической логике и основным философским проблемам (видимость и реальность, общие принципы, значение и границы философии и т.д.). В письме издателю своей новой книги в Oxford University Press от 20 сентября 1966 года Рассел заметил по поводу обложки, на которой должна быть изображена «обезьяна, которая, пытаясь перепрыгнуть через пропасть, восклицает: «Лучше бы мне было не читать Эйнштейна»: «Обезьяна ни в коем случае не должна напоминать меня».
Рационализм
Философский подход, признающий разум основой познания. См. Анумана, Декарт, Экзистенциализм, Хокинг, Кант, Марксизм, Естественная теология, Феноменология, Позитивизм, Прагматизм.
Реальность
То, что действительно существует, в отличие от видимости. Санскритским эквивалентом реальности является таттва. См. Таттва.
Реинкарнация
От латинского re — «вновь» и incarnare — «воплощаться». Реинкарнация — возвращение души в физическое тело после смерти, также называемое переселением. См. Карма, Жизнь после смерти, Самсара.
Релятивизм
Теория, также известная под именем homo mensura (человек есть мера всех вещей). Релятивисты отвергают любую абсолютную истину. Поскольку каждый человек воспринимает действительность по-своему, то истина для каждого своя. Следовательно, мы не можем утверждать, что один человек прав, а другой нет. В западной философии релятивизм восходит к Протагору, современнику Сократа. См. Абсолют, Гуманизм.
Рефлексивное, творческое и критическое мышление
Три формы ануманы. Рефлексивное мышление начинается с вопроса о том, что было воспринято с помощью наших органов чувств. Творческое мышление начинается с попытки нашего сознания ответить на вопросы рефлексии. Иногда творческое мышление возникает не в результате сознательного усилия, а спонтанно, как например, интуиция, озарение или вдохновение. Высочайший уровень развития творческого мышления — это шастрамулака, философское рассуждение. Критическое мышление исследует степень достоверности какой-либо идеи и соответствие ее логическим требованиям. См. Логика.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тень и реальность"
Книги похожие на "Тень и реальность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Кротовская - Тень и реальность"
Отзывы читателей о книге "Тень и реальность", комментарии и мнения людей о произведении.