Елена Федорова - Императорский Рим в лицах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Императорский Рим в лицах"
Описание и краткое содержание "Императорский Рим в лицах" читать бесплатно онлайн.
Тема этой книги – люди императорского Рима, как они выглядели и что собой представляли: римский скульптурный портрет дан в соединении с тем повествовательным материалом, который содержится в произведениях античных писателей и в надписях; таким образом, искусство скульптуры и искусство слова взаимно дополняют друг друга. Римский скульптурный портрет является в высшей степени ценным психологическим документом мировой истории, так как виртуозная техника ваятеля сочетается в нем с беспощаднымреализмом. Римский портрет, как и античная литература, убеждает нас в том, что античный мир был миром очень энергичных людей с чрезвычайно богатым разнообразием характеров и интеллекта, был миром людей, психология которых во многом перекликаетсяс психологией современного человека: у древних римлян были иные социально – экономические условия, иной исторический опыт, но в принципе они были такими же людьми, как и мы.
Пантеон оказался самым счастливым храмом древнего Рима; это единственное античное здание в Риме, которое не превратилось в руины и не было перестроено. Предполагают, что его автором был знаменитый архитектор Аполлодор из Дамаска.
Сам Адриан также выступил в роли архитектора, и по его проекту был построен грандиозный храм Венеры и Ромы (богини города Рима), но Аполлодор из Дамаска раскритиковал это здание за неудачные пропорции.
Адриан был человеком сложной психологии. Характер у него был капризный, остроумие злое, иногда он бывал подозрителен и жесток. Широкую/гамму психологических оттенков личности Адриана отмечали античные писатели:
«Он бывал серьезным и веселым, приветливым и грозным, необузданным и осмотрительным, скупым и щедрым, откровенным и лицемерным, жестоким и милостливым; всегда во всех проявлениях своей натуры он был переменчивым» (АЖА, Адр. XIV).
«Несмотря на свою склонность критиковать музыкантов, трагиков, комиков, грамматиков, риторов, ораторов, он всех специалистов удостаивал высоких почестей и делал богатыми, хотя и приводил их в смущение своими вопросами. Ученых, которые явно не соответствовали своей профессии, он делал богатыми и удостаивал почестей, но отстранял их от профессиональных занятий» (АЖА, Адр. XVI).
«Адриан так жаждал громкой славы, что книги о собственной жизни, написанные им самим, он передал своим образованным вольноотпущенникам для того, чтобы они издали их от своего имени» (АЖА, Адр. XVI).
У Адриана не было детей. Он долго колебался, выбирая себе преемника. «Наконец, всех, кому он думал передать власть, он возненавидел как будущих императоров. Однако всю силу своей природной жестокости он сдерживал до тех пор, пока тяжело не заболел» (АЖА, Адр. XXIII). Тогда в ожесточении он погубил многих людей из своего окружения, чем навлек на себя всеобщую ненависть.
Сначала Адриан усыновил Элия Вера, а после его ранней смерти – Антонина, к которому и перешла власть.
Адриан умер 10 июля 138 г. и был похоронен в Риме в грандиозном круглом мавзолее на берегу Тибра, который он построил себе при жизни.
Антонин, несмотря на то, что многие были озлоблены против Адриана, добился у сената его обожествления; за столь достойное отношение к памяти своего приемного отца Антонина стали звать Пий, что означает «благочестивый».
В 141 г. по повелению Антонина Пия в Риме был построен храм божественного Адриана, от которого сохранились северная стена и 11 мраморных колонн.
Мавзолей Адриана непоколебимо простоял темное, но бурное тысячелетие римского средневековья и, хотя был сильно потрепан варварством и перестроен, сделался как бы символом вечности и неистребимости Рима; папы превратили мавзолей в свою крепость, и он стал называться замком Святого Ангела.
Элий Вер
Элий Вер был наследником императорской власти в 136—137 гг. Биограф Адриана пишет о нем следующее:
«Адриан решил усыновить Луция Цейония Коммода Вера; рекомендацией его в глазах Адриана послужила только его красота. Ко всеобщему неудовольствию, он усыновил его и дал ему имя Цезарь Элий Вер (в официальных документах он именовался Луций Элий Цезарь).
Элий Вер. Мрамор. Санкт-Петербург. Эрмитаж
По случаю его усыновления Адриан устроил игры и роздал народу и воинам денежные подарки. Он удостоил его звания претора и тотчас же поставил его во главе Паннонии (территория совр. Венгрии), назначив его консулом (в 137 г.) и дав средства на расходы. Его же он вторично наметил в консулы. Он видел, что Элий Вер – человек слабого здоровья, и не раз говаривал: «Мы оперлись на шаткую стену и потеряли 400 миллионов сестерциев, которые мы роздали народу и воинам в честь усыновления Элия Вера». Элий Вер был так слаб, что не смог даже произнести в сенате благодарственной речи Адриану за свое усыновление. Наконец, приняв – вследствие ухудшения своего состояния – слишком сильную дозу лекарства, он умер во время сна в самые январские календы (1 января 138 г.). Поэтому Адриан запретил оплакивать его ввиду приближения дня добрых пожеланий» (АЖА, Адр. XXIII).
Биограф Элия Вера почтил его такими словами:
«Элий Вер вел очень веселый образ жизни, получил хорошее образование; злые языки говорили, что он был более приятен Адриану своей внешностью, чем своим характером. При дворе он был недолго. Если его частная жизнь не вызывала одобрения, то и порицания она не заслуживала, он помнил о достоинстве своей семьи. Он отличался изяществом, привлекательностью, царственной красотой, имел благородное лицо, обладал возвышенным красноречием, легко писал стихи, не был также бесполезен в государственном управлении» (АЖА, Эл. V).
Сабина
Вибия Сабина была внучатой племянницей Траяна и единственной женой Адриана, который, однако, не соблюдал ей верности и был очень недоволен ее тяжелым и неуживчивым характером; он говорил, что развелся бы с ней, если бы был частным человеком.
Сабина платила Адриану взаимной неприязнью и считала, что у него скверный характер.
Сабина. Мрамор. Рим. Ватиканские музеи
К концу жизни отношения Адриана с женой стали еще хуже. «Он сменил префекта претория Септиция Клара и государственного секретаря Светония Транквилла (того самого, который написал Жизнь двенадцати цезарей), а также многих других за то, что они вели себя на половине его жены Сабины более свободно, чем это было совместимо с уважением к императорскому двору» (АЖА, Адр. XI).
Сабина в образе Гигиейи, богини здоровья. Мрамор. Берлин. Государственные музей
Сабина умерла в 137 или 138 г. Слухи обвиняли Адриана в прямой или косвенной причастности к ее кончине (говорили, что он или сам отравил ее, или довел до самоубийства).
Антонин Пий
Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин родился 19 сентября 86 г. в окрестностях Рима в городе Ланувий (совр. Ланувио); его предки были родом из города Немауса в Галлии (совр. Ним на юге Франции). Он был усыновлен Адрианом, когда ему было уже 52 года. Как император он носил официальное имя Цезарь Тит Элий Адриан Антонин Август Пий (или Антонин Август Пий).
Антонин Пий. Мрамор. Рим. Ватиканские музеи
Адриан при всех теневых сторонах своего характера был человеком дальновидным и честным (благо государства он ставил превыше всего), и эти его качества с полной силой проявились в окончательном решении вопроса о выборе наследника: Антонин, получивший прозвище Пий (благочестивый), обладал поистине редкими достоинствами.
«Он выделялся своей наружностью, славился своими добрыми нравами, отличался благородным милосердием, имел спокойное выражение лица, обладал необыкновенными дарованиями, блестящим красноречием, превосходно знал литературу; был трезв; заботился о том, чтобы поля обрабатывались хорошо; был мягким, щедрым, не посягал на чужое, при всем этом у него было хорошее чувство меры и отсутствие всякого тщеславия. Он был от природы очень милосердным и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка» (АЖА, Ант. П. II).
Антонин Пий. Мрамор. Рим. Ватиканские музеи
«Недосягаемость императорской власти он соединил с величайшей любезностью, что еще больше усилило ее к неудовольствию придворных слуг, которые при императоре, делавшем все без посредников, не могли уже запугивать людей и продавать то, что не было тайной» (АЖА, Ант. П. VI).
«Во время его правления все провинции процветали. Ябедники исчезли. Конфискация имущества происходила реже, чем когда бы то ни было» (АЖА, Ант. П. VII).
«Лишенный честолюбия и всего показного, он был до того кроток, что, когда сенаторы настаивали на преследовании лиц, составивших против него заговор, он прекратил следствие, сказав при этом, что нет надобности сурово преследовать людей, замысливших совершить над ним преступление, чтобы не обнаружилось, скольким людям он ненавистен, если их окажется еще больше, чем предполагалось» (Авр. Викт. Извл. XV).
Неоднократно Антонин Пий устраивал в Риме щедрые раздачи денег и продовольствия, заботясь о приобретении популярности среди различных слоев населения.
Хотя Антонин Пий не отличался агрессивностью и предпочитал мир, продолжая политику Адриана, тем не менее римлянам пришлось неоднократно воевать.
Сам император, как правило, войска не водил, а поручал это военачальникам (легатам): «Действуя через своих легатов, он вел очень много войн. Легат Лол-лий Урбик победил британцев и, оттеснив варваров, провел новый, покрытый дерном земляной вал (первый оборонительный вал был создан в Британии Адрианом). Он заставил мавров просить мира. Действуя через своих наместников и легатов, он разбил германцев, даков и много других племен, а также – поднявших восстание иудеев. В Греции и в Египте он тоже усмирил волнения. Он не раз обуздывал аланов, когда они приходили в движение» (АЖА, Ант. П. V).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Императорский Рим в лицах"
Книги похожие на "Императорский Рим в лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Федорова - Императорский Рим в лицах"
Отзывы читателей о книге "Императорский Рим в лицах", комментарии и мнения людей о произведении.