Милослав Стингл - Тайны индейских пирамид

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны индейских пирамид"
Описание и краткое содержание "Тайны индейских пирамид" читать бесплатно онлайн.
Чешский исследователь и путешественник Милослав Стингл - автор многих книг, посвященных этнографии народов Америки и Тихого океана.
Книга Стингла была написана в 1967-1968 годах, главная задача, которую ставил перед собой автор "Тайн индейских пирамид", - это познакомить читателя с историей изучения культур ольмеков и майя. Использовав в виде сюжетного приема повествования дневник своего путешествия по Мексике, Стингл увлекательно рассказывает о замечательных городах ольмеков и майя, о памятниках монументальной архитектуры, обнаруженных там, об исследователях - археологах и путешественниках, и о драматических эпизодах, не раз случавшихся в их нелегкой работе.
Живой и образный язык повествования, четкость формулировок, умение выделить основные факты, превосходные иллюстрации - все это, несомненно, найдет у читателя и соответствующий эмоциональный отклик, и заслуженную высокую оценку.
Но майя возводили не только наземные строения. Относительно сухой и бедный водой Юкатан заставлял их создавать водохранилища, называемые чультунами (это были большие водные резервуары, высекавшиеся в скалах и внутри покрытые известковой штукатуркой), акведуки и каналы. А в период дождей им приходилось с помощью канализации и дренажа отводить избыточную воду с обширных мощеных площадей, дворов и внутренних двориков. Хотя колесо было им неизвестно, они строили шоссе - сакбе, устраняя различия в высоте рельефа с помощью насыпей и срезов. Сакбе строились очень добросовестно, прочно и служили постоянными коммуникациями между городами. Основу сакбе обычно составлял вал из камней, а покрытие - известковый бетон, утрамбованный каменным катком. Сакбе отнюдь не малозначительные сооружения местного масштаба (возьмем, к примеру, белую дорогу, ведущую из Йашуны и Кобу). Для майяской архитектуры характерны также стелы, высокие каменные мононти изображающие стоящую фигуру патрона катуна (двадцатилетия). На них наносились календарные даты двадцатилетия, в честь которого они воздвигались. С того момента, как майя начали использовать камень, каменные стелы, по всей видимости, заменили прежние деревянные: ведь культ стел был главным образом распространен в ранний период, в так называемом Древнем царстве, между тем как позднее стелы уже почти не устанавливались. Кроме каменных рельефов, майяские постройки богато украшают настенные росписи, мозаика, штуковые рельефы.
Мы много говорили о штуковой штукатурке, известковом растворе, эмплектоне - известковом бетоне. Где древние майя брали известь для своих сооружений? Ответ несложен: Юкатан - известняковое, карстовое геологическое образование. Известняка у майя, следовательно, было достаточно. Но как они делали из него известь, если у них не было печей для обжига? Майя жгли известняк в ямах. Подобная яма делалась просто: из ветвей и круглых бревен, сложенных так, чтобы они расходились лучами от центра, устраивали костер диаметром примерно 6 метров и высотой 1,5 метра, а посреди костра оставляли вертикальное отверстие примерно 30 сантиметров в диаметре. Сверху на этот костер клали раздробленный на куски известняк слоем около метра толщиной. Через отверстие в центре, куда помещали щепки и листья, костер зажигали. И если не дул ветер и не шел дождь, за каких-нибудь два дня получали известь. В некоторых городах на морском побережье, в Тулуме и на Косумеле, вместо известняка майя использовали морские ракушки.
Для майяских городов типична свободная застройка, без какого-либо подчинения главным осям, симметрии и общему плану. Майяские города представляют собой свободные скопления строений разной архитектоники. Это архитектура свободных и открытых пространств, расположенных на разных уровнях и окруженных свободно, ритмически и контрастно размещенными зданиями. Мы не находим здесь ни главной улицы, как в мексиканском Теотиуакане, ни центральной площади, как в ацтекском Теночтитлане. В майяских городах нельзя определить какое-либо пространство или какую-либо постройку как подлинный центр города; центром здесь является почти вся застроенная площадь. Майя не признавали порядка и системы в планировке города, что в еще большей степени способствовало свободному размещению построек. Равноценность значения и расположения зданий и вольных пространств соответствует и равноценности отдельных майяских городов. У майя никогда не было единого правителя, который бы осуществлял власть над всей майяской территорией. Централизованная власть и управление были для майя совершенно чужды, и в самом деле мы нигде - ни в Древнем, ни в Новом царстве - не находим никакой столицы; все города независимы и равноценны точно так же, как здания внутри самого города; только одни города побольше, другие поменьше. (Если мы сравним с майяскими городами, например, ацтекский Теночтитлан, могущественного властителя великой империи, подчиненной централизованному управлению, то увидим посредине Теночтитлана главную пирамиду, вокруг которой расположена главная площадь с дворцом правителя, и от этой площади во все стороны света расходятся четыре главные улицы.)
Нет надобности особенно подчеркивать, что майя прекрасно умели вписывать города в окружающую местность, но для наглядности можно привести пример. В Петене, гористом крае с глубокими ущельями, лежит город Тикаль, постройки которого, часто поставленные на самом краю обрыва, при относительно небольшой площади основания весьма высоки (пирамида IV - 70 метров) и таким образом подчеркивают глубину ущелий. Постройки в городах равнинного северного Юкатана уже занимают большую площадь; расстояние между ними значительное, а сами строения часто низкие и подчеркивают горизонтальную линию.
Прежде чем расстаться с классической майяской архитектурой, рассмотрим ее характерные черты соответственно областям их распространения. Основные элементы строительной техники, общие для всего классического периода майяской истории, - это камень, раствор извести с песком, опора и ложный свод. Остальные элементы, как мы увидим, уже имеют различные местные модификации.
П е т е н. Массивные постройки с небольшим внутренним пространственными коньковыми фронтонами, кладка из каменных блоков на известковом растворе, фасады, украшенные штуковыми декоративными элементами, отлитыми в форме колонны с энтазисом и характерные «мансардовые» крыши, которые имеют такой же угол наклона, как стены самой пирамиды. Этим примечательным, хотя и простым способом достигается единство, органическая законченность всей постройки.
М о т а г у а. Постройки без коньковых фронтонов; богатое архитектоническое решение города и штуковые фасады в Копане контрастируют с городом Киригуа, немногочисленные здания которого построены из песчаника; связующим материалом здесь, в качестве исключения из общего правила, служит глина. Малочисленность зданий в Киригуа уравновешивается большим числом стел.
У с у м а с и н т а. Для нижней Усумасинты в штате Чиапас характерен город Паленке. Конструктивно Паленке представляет собой противоположность Петену. Здания здесь имеют тонкие стены и большие, сложно решенные внутренние пространства, двухпролетные галереи, колоннады, здесь есть башня у дворца, пирамиды с гробницей, акведук. Характерным элементом остается «мансардовая» крыша и коньковый фронтон. На нижней Усумасинте были найдены постройки, почти не встречающиеся в других местах Американского континента до его открытия европейцами: постройки в майяском городе Комалькалько возведены из кирпичей размерами 19 X 25 X 24 сантиметра, причем кирпичей обожженных.
Города в области Петен и бассейна рек Усумасинты и Мотагуа, лежащие в южном Юкатане у подножия Кордильер, чаще всего относят к так называемому Древнему царству, его иногда называют периодом «Начальных серий» (принятый в американистике термин для подробного способа майяской датировки, применявшегося в Древнем царстве). Города северного Юкатана, которые древние майя населяли в позднеклассический майяский период (Пуук) и в майяско-тольтекский период, относятся к Новому царству. Переходным звеном между архитектурой Древнего и Нового царств (тут уместнее было бы говорить о некоей «промежуточной области» между Древним и Новым царствами, поскольку речь идет скорее о географической территории, расположенной между Древним и Новым царствами, чем о хронологическом периоде, каковой представляется достаточно спорным, если учитывать, что население здесь существовало и во время Древнего, и во время Нового царства) мы можем считать стиль Чен (Чен-Рио-Бек), который характерен для западной части центрального Юкатана.
Ч е н. В отличие от штуковых фасадов в Петене фасады из тесаного камня. От стиля Рио-Бек стиль Чен отличается меньшей сложностью архитектонических форм и более простым способом работ. Для него характерны дверные проемы, вкомпокованные в змеиную маску.
П у у к. Этот стиль значительно отличается от остальных классических стилей и не только означает переворот в развитии архитектуры, но и сигнализирует изменения в майяском образе жизни. Пуукские архитекторы позднеклассического периода изменили всю предшествующую майяскую строительную практику. Ранние постройки как на Юкатане, так и в Петене или на Усумасинте возводились из каменных блоков и плит, большей частью покрытых штуком. Пуукские строители открыли бетон из щебня, связанного известковым раствором (эмплектон), который обшивался тонкой облицовкой из тесаного и обработанного камня, или, точнее, заливался в нее. Мощные подпорки зданий в южных городах были заменены более стройными опорами и колоннами, которые позволяли лучше варьировать решение фасада, облегчали стены и увеличивали проемы для освещения помещений. Пуукские строители отказались от штуковых фасадов юга и заменили штукатурку отделкой из обработанных каменных плит. Подобно стандартным конструкциям, они образуют мозаику общего внешнего облика фасада. Здесь уже нет монументальных, могучих коньковых стен, вместо них появляются простые высокие фасады с горизонтальным членением. «Мансарда» крыши заменяется богато украшенным антаблементом, резко отличающимся от гладкой несущей стены. Изменение технологии строительства (вместо каменной кладки монолитный бетон, обшитый заранее заготовленной и состоящей из стандартных деталей с каменной оболочкой, образующей модулевую сеть) означало технический переворот и прогресс в строительстве. Календарь и боги, видимо, уже не почитаются как прежде; стелы и монументальные храмы исчезают, смыслом архитектуры становится не создание храма, не прославление божеств, а целесообразность; центром внимания перестает быть бог, им становится человек. Примером этого переворота может служить сознательная перестройка пирамиды в дворец с несколькими этажами (Сайиль).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны индейских пирамид"
Книги похожие на "Тайны индейских пирамид" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Тайны индейских пирамид"
Отзывы читателей о книге "Тайны индейских пирамид", комментарии и мнения людей о произведении.