» » » » Александр Широкорад - Русские пираты


Авторские права

Александр Широкорад - Русские пираты

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Русские пираты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вагриус, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Русские пираты
Рейтинг:
Название:
Русские пираты
Издательство:
Вагриус
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русские пираты"

Описание и краткое содержание "Русские пираты" читать бесплатно онлайн.



Задолго до создания регулярного флота русские пираты, «лихие люди», нападали на торговые суда в Балтийском и Северном морях, совершали набеги на германские и скандинавские города; освоили маршруты до турецких и персидских владений, где брали богатую добычу. Были пираты и «государевыми людьми».

В научно-популярном исследовании Александра Широкорада рассказывается о малоизвестных фактах из русской истории, приводятся уникальные документы и редкий иллюстративный материал.






Летом 1919 г. деникинское командование спланировало уникальную операцию – совместную атаку двух бронепоездов и танков. Попав под огонь бронепоездов и увидев ромбообразные английские танки МК.V, красноармейцы бросили окопы и кинулись бежать. Белая пехота поднялась во весь рост и тоже бросилась бежать… в разные стороны: офицеры – в направлении красных, а нижние чины – в противоположном. Позже и советские, и эмигрантские историки предпочли забыть о первом в мире взаимодействии танков и бронепоездов.

Чего только не было на Гражданской войне… Была даже парусная пиратская эскадра.

К ноябрю 1917 г. на Каспии имелась старая царская флотилия в составе двух современных дизельных канонерских лодок «Карс» и «Ардаган» и десятка сторожевых и транспортных судов. Флотилия базировалась на Баку. Части царской армии, находившиеся в это время на территории Турции и Персии и на Кавказе, в течение 1917 г. попросту разбежались, но большинство моряков остались на кораблях флотилии. Произошло это по двум причинам: во-первых, иной морской силы, способной противостоять «Карсу» и «Ардагану», ни у кого не было, а во-вторых, почти у всех оставшихся матросов в Баку были семьи, дома и прочее имущество. Поэтому Каспийская флотилия простояла в Баку с 1917 г. по май 1920 г., не вмешиваясь в Гражданскую войну.

С 1917 г. на Кавказе и в Закавказье царил хаос – малые и большие народы заявляли о «незалежности». В Закавказье вторглись турки. И вот в середине 1918 г. на Каспии создаются еще две флотилии. По приказу Ленина и Троцкого в Астрахань с Балтики были направлены десятки эшелонов с матросами, пушками, снарядами, дальномерами и т.д. В местных мастерских танкеры (на Каспии их тогда называли наливными шхунами), грузопассажирские суда и ледоколы стали переделывать в крейсера и канонерские лодки, а большие баржи – в плавбатареи. Кроме того, начиная с июня 1918 г. и по 1920 г. на Каспий с Балтийского флота было отправлено 16 эсминцев и миноносцев, четыре подводные лодки, свыше десятка сторожевых судов и минных заградителей. Подводные лодки доставляли по железной дороге в Саратов, а оттуда – на буксире по Волге в Астрахань. Остальные суда прошли по Неве, Ладоге, Онеге, Мариинской системе каналов и Волге.

В свою очередь англичане заняли персидский порт Энзели на южном берегу Каспийского моря и создали там довольно сильную флотилию. Дело в том, что большая часть морского торгового флота из-за нестабильности в Баку и реквизиций большевиков в Астрахани ушла в Персию, тем более что в Энзели жили сотни русских, были торговые фактории и т.д. С некоторой натяжкой можно сказать, что Энзели был персидским Харбином, то есть полурусским городом.

Англичане мобилизовали дюжину русских наливных шхун и грузопассажирских судов и вооружили их своими морскими пушками калибра 152–102 мм, а также 40-мм зенитными автоматами Виккерса. Командный состав был английским, включая несколько русских морских офицеров. Артиллерийская прислуга и палубные команды – английские матросы. Штурманы, механики и трюмные команды остались от прежних владельцев, и англичане им хорошо платили. До весны 1919 г. на этих «крейсерах» развевались Андреевские флаги. Так что с точки зрения международного права британская флотилия была пиратской.

Несколько слов стоит сказать о специфике северной части Каспийского моря и особенностях выхода судов из Волги в Каспий. Северная часть Каспия (между устьем реки Терек и полуостровом Мангышлак) очень мелкая, максимальная глубина там не превышала 6 сажен (12,8 м). Речь, понятно, идет не о 2005-м, а о 1918 годе. Часто в местах с глубиной 6 футов (1,82 м) по всему горизонту не видно земли. Северная часть Каспия ближе к Астрахани замерзала в ноябре и до середины марта была покрыта сплошным льдом.

Прошу извинения у читателя за скучные сведения из отечественной географии, но приводить их приходится, поскольку у большинства наших маститых историков-маринистов, в том числе у уважаемого С.С. Бережного, боевые корабли приходят с Балтики в Астрахань в декабре, январе и феврале.

Морские суда, в мирное время шедшие к Астрахани, обычно подходили к так называемому 12-футовому рейду (12 футов – 3,65 м), находившемуся на параллели поселка Лагань[48] в 14 км к востоку. Там морские суда притыкались носом к отмели и начинали перегрузку товаров на мелкосидящие колесные речные пароходы или баржи.

При большом или среднем уровне воды корабли с осадкой в 10 футов могли по очень узкому каналу, всего в несколько саженей шириной и длиной до 25 миль, под проводкой лоцмана войти в Волгу. Понятно, что в военное время условия плавания были совершенно другими. Красные сняли часть бакенов, а оставшиеся переставили. Даже если бы канал был найден и обвехован, то о маневрировании в нем не могло быть и речи. А если корабль сел бы в канале на мель, то он сразу же превратился бы в неподвижную мишень. При падении же воды, зависящей преимущественно от северо-западных ветров, и при наличии течения корабль мог быть окончательно потерян. Все это привело к тому, что дальше 12-футового рейда глубокосидящие корабли белых при наличии красного флота не продвигались. Даже стоянка на этом рейде была не всегда возможна, так как при северо-западных ветрах уровень воды очень быстро падал, и корабли могли сесть на мель на рейде. Англичане никогда не подходили ближе чем на 20 миль к 12-футовому рейду, чтобы под килем оставалось хотя бы 2–3 фута воды.

Астраханские большевики задавили поборами купечество и ремесленников, национализировали рыбацкие лодки и снасти, а 20 февраля 1918 г. упразднили Астраханское казачье войско. В результате 10 марта 1919 г. в городе началось восстание. Повстанцы захватили несколько кварталов и склад саперного батальона. По приказу С.М. Кирова эсминцы «Москвитянин» и «Финн» открыли по городу огонь из 102/60-мм орудий. Было разрушено несколько церквей. К вечеру 12 марта восстание удалось подавить.

На 15 февраля 1919 г. личный состав Астрахано-Каспийской флотилии составлял 2900 моряков и около 630 вольнонаемных. Корабельный состав подразделялся на три отряда: Северный речной отряд, Южный речной отряд и Морской отряд. Северный отряд действовал выше Царицына совместно с частями 10-й армии. Южный речной отряд вместе с частями 11-й армии оборонял Волгу на участке Царицын – Астрахань. Морской отряд вел боевые действия против английской и белогвардейской флотилий Каспийского моря.

24 апреля 1919 г. Ленин телеграфировал на имя Реввоенсовета Отдельной 11-й армии:

«Обсудите непременно:

первое – нельзя ли ускорить взятие Петровска для вывоза нефти из Грозного;

второе – нельзя ли завоевать устье Урала и Гурьева для взятия оттуда нефти, нужда в нефти отчаянная. Все стремления направьте к быстрейшему получению нефти».[49]

25 апреля красные узнали, что противник морем подвозит к Гурьеву снаряды и продовольствие для уральских войск. Реввоенсовет республики потребовал от командования энергичных мер для прекращения связи противника с Гурьевом.

Ленин, получив сведения о свободном сообщении интервентов с уральскими белыми войсками, телеграфировал Реввоенсовету 11-й армии: «“Ардаган” и “Карс” из Баку прошли в Гурьев безнаказанно… Это возмутительно и заставляет даже подозревать либо измену, либо злостный саботаж. Требуем от Вас строжайшего контроля…».[50]

Откуда Ильич взял, что мирно стоявшие в Баку «Карc» и «Ардаган» ходили в Гурьев, – можно только гадать. Но малые суда действительно ходили по этому маршруту. Так, пароходы «Эдисон» (1802 брт) и «Самед Ага» (1474 брт) с экипажами прибыли с первым эшелоном деникинцев и перебросили из Петровска в Гурьев военные грузы, в том числе броневики. Старшим командиром в рейс пошел капитан 2 ранга Пышнов. На обратном пути, идя вне видимости берегов и обнаружив на горизонте дымы, он не изменил курса, чем ввел в заблуждение красные миноносцы, посчитавшие в свою очередь, что видят английские военные суда. Это стало известно белым от захваченных впоследствии в плен красных матросов.

20 апреля корабли красной флотилии вышли на Астраханский (12-футовый) рейд. Несмотря на усиленную подготовку к кампании, сразу же выявилось множество технических и организационных недостатков. Радиосвязь и воздушная разведка из-за устаревшей материальной части и слабой подготовки летчиков работали плохо. Сказывался некомплект специалистов, малая практика в плавании и ведении учебных стрельб.

Замечу, что англичане не догадались или не захотели заминировать 12-футовый рейд, чтобы лишить красных возможности выходить в Каспийское море. Они лишь устроили с начала апреля 1919 г. дежурство своих судов у острова Чечень. 19 апреля крейсер «Азия» вступил в перестрелку с красным пароходом, а 23 апреля аналогичная стычка произошла у крейсера «Вентюр». В обоих случаях пароходы Астрахано-Каспийской флотилии быстро уходили из зоны огня, а англичане их не преследовали.

В ночь на 29 апреля Астрахано-Каспийская флотилия начала боевые действия. Речной отряд флотилии в составе вооруженных пароходов «Каспий» (флаг командира отряда), «Коммунист», «Спартаковец» и «Адлер» вышел в море с целью захватить форт Александровский. Через рыбаков и по радио гарнизону форта красные предъявили следующий ультиматум: «Перед вами стоят моряки Советской России. Пришли к вам не как к врагам, а как к оторванным сынам свободной России, и предлагаем вам, во избежание всяких неприятностей для вас, прекратить всякое сношение по радио и передать местному населению, что нами не будет причинено никакого вреда, если с их стороны не будет сопротивления. В противном случае будет открыт огонь и вы объявлены будете врагами Советской России». Вскоре был получен ответ: «Никакого сопротивления вам оказано не будет. Выслана делегация от форта Александровского и степного населения».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русские пираты"

Книги похожие на "Русские пираты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Русские пираты"

Отзывы читателей о книге "Русские пираты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.