М Брайчевский - Утверждение христианства на Руси
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Утверждение христианства на Руси"
Описание и краткое содержание "Утверждение христианства на Руси" читать бесплатно онлайн.
"Инии же не вhдуще ркоша, яко Кии есть перевозникъ бысть, оу Киева бо перевозъ бяше тогда с оноя страны Днепра, тhм глаголаху "на перевозъ на Киевъ", - читаем в "Повести" [250, с. 7-8]. Здесь же приведена оценка версии: "Аще бо былъ перевозникъ Кии, то не бы ходилъ к Цесарюграду, но сии Кии княжаше в роду своем, и приходившю ему къ цесарю... якоже сказають, яко велику честь приялъ есть от царя" [250, с. 8]. Аргументация выглядит достаточно убедительной: действительно, простой перевозчик не мог рассчитывать на почтительный прием при дворе самого могущественного правителя Эйкумены.
Или в другом месте: "Се же несвhдуще право глаголють, яко крестился есть (Владимир. - М. Б.) в Киевh, инии же рhша в Василевh, друзии же рhша инако сказающе..." [там же, с. 97].
Таким образом, "Повесть временных лет" явилась результатом глубокой творческой работы по критическому осмыслению всего исторического материала, накопленного к началу XII в. - от "Летописи Аскольда" до современных Нестору литературных произведений. Имеются серьезные основания утверждать, что автор отбросил версию Древнейшего свода и вернулся к версии "Летописи Аскольда" [96, с. 284]. В частности, в его произведении содержался рассказ о первом крещении Руси в 860 г. [532, с. 246- 247]. Таким образом, фактическим просветителем Руси на страницах "Повести" оказывался не Владимир, а Аскольд.
9. Вступив на великокняжеский престол, Владимир Мономах, заинтересованный в литературно-публицистической деятельности, обратил пристальное внимание на "Повесть временных лет". Сам талантливый писатель, он не мог не оценить свод Нестора. Однако идейная платформа "Повести" не удовлетворяла великого князя и он передал кодекс на переделку игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру [там же, с. 216-219; 753]. Особое неудовольствие великого князя вызвало изложение начальной истории Руси, то есть сюжеты, связанные с Аскольдом.
10. Произведение Сильвестра (судя по всему, человека, ли-{210}шенного литературного таланта, однако очень самоуверенного и амбициозного) также не удовлетворило Мономаха. Новая редакция даже не была завершена и прервалась на статье 1110 г., где после недописанной фразы вставлена авторская инсигния: "Игуменъ Силивестръ святаго Михаила написалъ книгы си Лhтописець, надhяся от Бога милость прияти, при князи Володимирh, княжащю ему Кыевh, а мнh в то время игуменящю оу святаго Михаила в 6624, индикта 9 лhта, а иже чтеть книгы сия, то буди ми въ молитвахъ" [320, с. 286].
11. Окончательная доработка "Повести временных лет" осуществлена под присмотром сына Мономаха - Мстислава Владимировича, возможно, при его непосредственном участии [532, с. 289-300]. Так возникла третья редакция "Повести", которая дошла до нас в нескольких вариантах и многочисленных рукописях. Из последних наиболее древними являются Лаврентьевский (конец XIV в. [320] и Ипатьевская (начало XV в.) [250]).
Труд Мстислава Б. А. Рыбаков квалифицирует как проведенный "довольно быстро и торопливо, часто небрежно и почти всегда бесцеремонно" [532, с. 299]. Мстислав вернулся к концепции Древнейшего свода 1037 г., добавив, однако, некоторые новые моменты. В частности, будучи "варягофилом", он внес в текст те норманистские элементы, которые превратили славянскую Русь в "варягов" и породили столько досадных недоразумений в новейшей историографии.
Идейная основа "Древнейшего" свода. Как уже отмечалось, идеологическая программа Ярослава Мудрого заключалась в подъеме и утверждении авторитета Киевской Руси в рамках христианской Эйкумены как великого государства, достойного контрагента двух империй - Восточной (Византии) и Западной (Германии) . Эта платформа, настойчиво пропагандированная в различных сферах общественной жизни, добилась определенного признания - не только в теоретическом, но и практическом плане (вспомним широкоизвестные династические связи киевского князя с наиболее могущественными династиями Европы того времени.
Феодальная идеология, порожденная слиянием политической иерархии с землевладением, а следовательно, - с династическими отношениями, само понятие государства проецировала в понятие правящего дома. Следовательно, авторитет Руси неминуемо должен был воплотиться в авторитет Рюриковского дома, представителем которого выступал Ярослав. Между тем, это была династия узурпаторов, чьи права на киевский престол выглядели более чем сомнительно. Основоположник династии Рюрик [361] был приглашен на Ладожский престол в связи с междоусобной смутой в Славии в конце 60-х годов IX в. Его государственные прерогативы были ограничены "рядом" - договором с местной элитой. Этот договор он грубо нарушил, введя в Ладоге принцип едино-{211}властия, - вопреки активному сопротивлению местных феодалов. Власть в Киеве Олег, действовавший от имени малолетнего Игоря Рюриковича, захватил в 882 г. при помощи оружия и ценой убийства законного киевского правителя - кагана Аскольда.
Эти неприятные для Ярослава факты создавали компрометирующий исторический фон для амбициозных политических претензий киевского престола. Отсюда - стремление "подправить" историю, изобразить реальный ход событий в таком свете и в такой интерпретации, которая устранила бы неприятные аспекты авантюризма, насилия и противозаконной узурпации.. Эта тенденция ярко отразилась в летописании времен Ярослава и последующего времени.
Вне всякого сомнения адептам новой концепции нравилась история добровольного приглашения Рюрика на Ладожский престол. Этот эпизод занял в утверждаемой схеме гипертрофированное место как начальный момент государственного развития Руси. Из летописных текстов были тщательно изъяты все сообщения о конфликте Рюрика с местной верхушкой [440, с. 9], о восстании Вадима Храброго [там же], о бегстве ладожских вельмож к Аскольду [там же] и т. п.
Наиболее выразительным проявлением фальсификаторской деятельности авторов "Древнейшего" свода был пересмотр изложения, посвященного последнему представителю Киевской династии - Аскольду, убитому в 882 г. Прежде всего это относится к известиям о личности Аскольда (и его брата Дира, который неизменно фигурирует рядом). В третьей редакции "Повести временных лет" читаем: "... и бяста оу него (Рюрика. - М. Б.) два мужа не племени его, на боярина. И та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ, и поидоста по Дънепру, идучи мимо, и оузрhста на горh городокъ, в въспрошаста, ркуще: "Чии се городъ? "Они же ркоша: "Была суть три братья Кии, Щекъ, Хоривъ, иже сдhлаша городъ сии, и изъгыбоша, а мы сhдим въ городhихъ и платимы дань Козаром". Аскольдъ же и Диръ остаста в городh семь, и многы Варягы съвокуписта, и начаста владhти Польскою землею" [250, с. 15].
Таким образом, получается, что приблизительно в то время, когда Рюрик утвердился на Ладожском престоле, Киев захватили два норманских "боярина" Аскольд и Дир. Достоверность этого рассказа подорвана самим изложением. Неверно, что киевляне в середине IX в. платили дань хазарам. Неясно, кто правил в городе в момент появления здесь норманских авантюристов. Совершенно неправдоподобно описан захват власти никому не известными "боярами" - без всякого сопротивления со стороны местного населения и т. п.
Вариант третьей редакции "Повести временных лет" убедительно опровергается свидетельствами других источников. В древ-{212}нерусском летописании наряду с ним существовала автохтонная версия, оспоренная и замолчанная официальной киевской концепцией. Так, Никоновская летопись сообщает об участии Аскольда в походах 860 и 863 гг. на Византию [440, с. 7-8]. Следовательно, он занимал киевский престол еще до появления Рюрика на берегах Волхова. В статье "О князи Рустемь Осколдh", помещенной в этом же своде [440, с. 13], об Аскольде и Дире говорится как о законных киевских правителях.
Наиболее важным, однако, считаем свидетельство иностранных источников, которые использовали неизвестные нам древнерусские хроники и не зависели от официально утвержденной на Руси тенденции. Так, польский хронист XV в. Ян Длугош писал: "После смерти Кия, Щека и Хорива их дети и потомки по прямой линии господствовали над рутенами в течение многих лет. Наконец наследство перешло к двум родным братьям - Аскольду и Диру, оставшимся (управлять) в Киеве, тогда как много других из народа рутенов, которые из-за большого роста населения искали себе новых мест для жительства, будучи недовольными их главенством, пригласили трех князей из варяг, так как не могли прийти к соглашению относительно избрания кого-либо из своей среды. Первый из этих (князей. - М. Б.) по имени Рурек, сел в Новгороде, второй - Синев - в Белом Озере, третий - Трувор - в Зборске" [93, с. 139; 807, р. 48].
Следовательно, по Яну Длугошу, Аскольд и Дир не только русские (полянские) правители, но и прямые потомки Кия, законные наследники киевского престола, которые должны были не захватывать власть в Киеве, а беречь ее от посягательств со стороны внешних претендентов. Из дальнейшего изложения у Длугоша становится ясным, что последние Киевичи погибли от руки Игоря, сына Рюрика (NB: не Олега, а именно Игоря!), после чего и в Южной Руси утвердилась династия Рюриковичей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Утверждение христианства на Руси"
Книги похожие на "Утверждение христианства на Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Брайчевский - Утверждение христианства на Руси"
Отзывы читателей о книге "Утверждение христианства на Руси", комментарии и мнения людей о произведении.