М Брайчевский - Утверждение христианства на Руси
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Утверждение христианства на Руси"
Описание и краткое содержание "Утверждение христианства на Руси" читать бесплатно онлайн.
Ильинская церковь. В связи с изложенным выше привлекает внимание сообщение об Ильинской церкви, которая функционировала в Киеве в 944 г. [250, с. 42]. В ней присягали христиане Руси и греческие послы во время заключения русско-византийского договора.
"Повесть временных лет" называет церковь "соборной" ["съборною", "сборною", "зборною" и т. п.] [250, с. 42]. Этот термин породил значительную литературу. Часть исследователей (Н. М. Карамзин [267], С. М. Соловьев [634, с. 148-149], Н. В. Закревский {99} [233, т. 1, с. 329] и др.) интерпретировали его в современном понимании термина "соборная", то есть храм с несколькими престолами. Существует и другое объяснение - от греческого ????????, то есть парафиальная церковь; оно приобретает особое значение именно в свете утверждения о наличии в Киеве середины Х в. свободного богослужения.
Существование церквей на Руси от эпохи Аскольда не вызывает сомнения: потребности обряда способствовали строительству храмов. Поэтому особый интерес вызывают прямые сообщения источников об интенсивном церковном строительстве, осуществляемом на Руси митрополитом Михаилом, поставленном в Киеве патриархом Фотием [440, с. 64].
Сообщения о конкретных сооружениях такого рода крайне скупы и невыразительны. В "Повести временных лет" упоминается церковь св. Николая, сооруженная на Аскольдовой могиле вождем мадьярских племен Олмошем, союзником киевского кагана [250, с. 17; 485, с. 20]. Имя основателя храма является хронологическим репером: Николаевская церковь могла быть построена только после смерти Аскольда человеком, хорошо знавшим и уважавшим убитого властителя; это, к слову, дает основание считать, что христианским именем Аскольда было имя Николай [653, с. 117; 654, с. 208]. Движение мадьяр из Поднепровья (Ателькузу) за Карпаты началось в 90-е годы IX в. Следовательно, имеем надежные границы, в пределах которых могло быть осуществлено строительство: между 882 (год убийства Аскольда) и 890 г., под которым в "Повести временных лет" помещено сообщение о переселении мадьяр "за горы Угорские" [250, с. 18]. В 895 г. мадьярские отряды во главе с Арпадом уже спустились в долину Тиссы [763, с. 134-135; 860].
Сооружение Николаевской церкви над захоронением убитого кагана, возможно, представляло собой демонстративный, антиолеговский акт. Урочище, избранное для строительства, располагалось за границами города и на определенном расстоянии от его укреплений. Основателем храма был иноземный правитель, не подчиненный князю-узурпатору; вступать с ним в открытый конфликт Олегу, конечно, было не с руки.
Когда построена Ильинская церковь на Подоле, сказать трудно, но во всяком случае не позднее 944 г. Проблематичной остается и точная локализация сооружения и его характер. Признано, что оно предшествовало позднейшей подольской церкви с этим же именем, построенной во второй половине XVII в. Она поставлена около древней церкви, если не на ее месте [233, с. 328- 332; 539, с. 367 и др.].
Историкам хорошо известно сообщение "Повести временных лет" о обезлюдении Киевского Подола под 946 г. (в связи с прибытием в Киев древлянских послов) : "Бh бо тогда вода текущи {100} возлh горы Киевськыя, и на Пдолh на сhдяхуть людье, но на горh" [250, с. 43-44]. Этот факт по-разному трактовался комментаторами. Часть исследователей воспринимала его буквально, как свидетельство полного отсутствия жизни на Подоле в Х в. [671, с. 20], поэтому отрицалась возможность локализации церкви в названном районе города [180, с. 72]. Высказывались и компромиссные взгляды: не подвергая сомнению достоверность летописного повествования, не исключалась возможность поселений над Почайной. Так, Н. В. Закревский считал, что территория Подола в то время представляла собой покрытые лесом болота, малопригодные для проживания, среди которых, однако, могли стоять отдельные усадьбы, а также и церковь [233, с. 329-330].
В советской науке долгое время считалось, что в цитированном тексте речь идет о сезонном явлении - весеннем наводнении, выгнавшем жителей с насиженных мест на краткое время, поэтому соображения скептиков не принимались во внимание [63, прим. 20; 689, с. 72]. Действительно, древлянские послы прибыли к Ольге весной 946 г.
В последнее время благодаря систематическим археологическим раскопкам на Подоле, проводимым Киевской экспедицией ИА АН УССР [569; 570; 571 и др.], обнаружен мощный слой чистого песка (толщиной около 3 м), отделяющий культурные напластования IX - начала Х в. от позднейших наслоений Х- XI вв. В свете этого становится ясным, что речь идет о чем-то несравненно большем, чем весеннее наводнение - о катастрофе, которая продолжалась не один год, а, возможно, не одно десятилетие. Таким образом, существование какой-либо церкви в прибрежной части Подола в середине Х в. действительно становится довольно сомнительным. Сложность проблемы подчеркивается наблюдениями над рельефом Киевского Подола в древнее время. Установлено, что он не был таким плоским, как в наши дни: возвышения перемежались со впадинами. Поэтому не исключено, что и в Х в. существовали отдельные участки, возвышавшиеся над затопленной низиной.
В летописи топография Ильинской церкви обозначена расплывчато: "Надъ руцьемъ, конhць Пасыньчh бесhды" [250, с. 42]. "Ручей" - скорее всего река Глубочица *, чья долина отделяет Замковую гору от Щекавицы. "Пасынча беседа" - улица, площадь, возможно, и район города. К сожалению, это название не дожило до наших дней и не упоминается ни в одном историческом документе. Некоторые русские исследователи обращали внимание на употребленный летописцем предлог "над", делая из этого вывод, что церковь стояла на возвышении над рекой [180, {101} с. 72; 451; 516, с. 28-29]. Это неверно. В южнорусском словоупотреблении "над рекой" (как и "над прудом", "над морем" и т. п.) означало "на берегу", "непосредственно над водой".
Таким образом, надежные основания для точной локализации Ильинской церкви, упомянутой под 944 г., отсутствуют. Топографическое определение, содержащееся в летописи, зафиксировано не в тексте соглашения, а в статье, где рассказывается о присяге сторон. Статья не является современной Игорю и принадлежит хронисту конца Х - начала XI в. (автору свода 996 или 1037 гг.). Между тем в тексте читаем: "... в церкви св. Ильи, яже єсть (выделено нами. - М. Б.) надъ руцьемъ ..." [250, с. 42]. То есть речь идет о храме, современном летописцу времен Владимира или Ярослава и идентификация которого с одноименной церковью середины Х в. представляется далеко не безусловной.
Однако где бы ни стояла Ильинская церковь времен Игоря и какой бы ни была ее судьба в последующие времена, сам факт ее существования не может вызывать сомнения. А это является надежным свидетельством наличия христианской общины в середине Х в. и свободного отправления христианского культа.
Правление Ольги. Игорь был убит осенью 945 г. в ходе феодальной войны в Древлянской земле, спровоцированной столкновением между воеводой Свинельдом и основной частью киевской дружины [81; 359, с. 101-112; 749; 755, с. 340-378] . Сын и наследник убитого князя Святослав к тому времени был еще ребенком и власть в Киеве перешла к вдове - Ольге.
Это была решительная и деятельная женщина - "мужского характера". С ее именем связаны некоторые важные мероприятия, оказавшие существенное влияние на дальнейшее развитие Руси. К сожалению, время ее правления тоже плохо освещено в источниках. "Повесть временных лет" приводит главным образом фантастические рассказы псевдофольклорного типа (про "три мести" [250, с. 43-46], об уничтожении Коростеня с помощью птиц [там же, с. 47-48] и т. п.). Такой же внеисторический характер имеет и рассказ о крещении княгини важнейший для нас эпизод ее правления [250, с. 49-52]. Статья "Повести временных лет", посвященная этим событиям, недостоверна - начиная от самой даты и кончая мотивацией поступков.
Однако сквозь фольклорно-легендный слой проступают сведения о реальных исторических событиях правления Ольги. Так, не вызывает сомнения факт подавления древлянского восстания 945-946 гг. [там же, с. 46-47], административная реформа, которая была результатом этого выступления [там же, с. 48-49], посещение Константинополя [там же, с. 49-52]. Сомнительными или совсем фантастическими являются лишь подробности, которыми обрисованы обстоятельства того или иного события. Относительно контактов киевской княгини с византийским {102} двором и ее личного крещения имеются свидетельства греческих и некоторых западных источников.
Крещение Ольги - факт настолько достоверный, что его не может отрицать и самый фанатичный сторонник "Владимировой легенды". Приходится признать, что Владимир Святой был не первым христианином на киевском престоле. Отсюда - тенденция рассматривать Ольгу как предтечу Владимира. Возникла естественная ассоциация: Елена и Константин Великий в Римской империи, Ольга и Владимир на Руси. Одновременно всячески подчеркивался личный характер крещения Ольги: княгиня крестилась сама, но не решилась крестить свой народ и провозгласить христианство государственной религией. Более того, существовала версия, согласно которой Ольга даже держала в тайне свое обращение.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Утверждение христианства на Руси"
Книги похожие на "Утверждение христианства на Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Брайчевский - Утверждение христианства на Руси"
Отзывы читателей о книге "Утверждение христианства на Руси", комментарии и мнения людей о произведении.