Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История средневековой арабо-исламской философии"
Описание и краткое содержание "История средневековой арабо-исламской философии" читать бесплатно онлайн.
Целью данного учебного пособия является раскрытие значения арабо-мусульманской философии средневековья в истории общечеловеческой мысли, основной проблематики этой философии, ее связанности с религией и ее обособленности от последней. В лекциях рассматриваются главные направления, по которым развивалась арабская мудрость: религиозная философия (калам, исмаилизм, суфизм) и светская («фалсафа», или «восточный перипатетизм»). Историко-философское значение арабо-исламской философии показывается через анализ концепции монизма бытия, категории «единого»; учения логики, теории познания (чувственного, опытного, рационального, мистического), учения о душе; опытной практики мыслителей, способствовавшей выработке новой методологии.
передает графику слова «аль-мауджуд аль-аууаль» как «Первый Сущий», то он сразу же вносит свое субъективное видение. С таким написанием можно было бы согласиться при условии, что вся система аль-Фараби зиждется на такой трактовке «Первосущего», однако оснований для этого недостаточно, они и не приводятся. На сходное обращение с текстами аль-Фараби указывает наш исследователь А.А. Игнатенко. Он замечает, что в начале «Трактата о добродетельной общине» аль-Фараби упрекает тех, кто Первосущее делает «божеством». Слово «иляхан» употребляется в винительном падеже неопределенной формы; сходное же по написанию слово «Аллах» не может в принципе иметь такую форму – поэтому оснований для отождествления Первосущего с Аллахом нет или их немного.
142
Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Философские трактаты. С. 203–204.
143
Там же. С. 207.
144
Там же. С. 213–214.
145
Там же. С. 232.
146
Ибн Сина. Книга знания. С. 158.
147
Аль-Фараби. Трактат о взглядах… С. 255.
148
Аль-Фараби. Трактат о взглядах… С. 226.
149
Касымжанов А.Х. Проблема разума в мировоззрении аль-Фараби // Рационалистическая традиция и современность. М., 1990. С. 101.
150
Ибн Сина. Книга знания. С. 142.
151
Там же. С. 159.
152
Там же. С. 158.
153
Ибн Сина. Указания и наставления. С. 346.
154
Ибн Сина. Книга знания. С. 180.
155
Ибн Сина. Указания и наставления. С. 331.
156
Ибн Сина. Книга знания. С. 174.
157
Ибн Сина. Указания и наставления. С. 341.
158
Ибн Сина. Книга знания. С. 169.
159
Ибн Сина. Книга знания. С. 174.
160
Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля // Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. С. 253.
161
Ибн Сина. Книга знания. С. 196.
162
Аль-Фараби. Афористические записи // Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата, 1987. С. 284.
163
Аль-Фараби. Гражданская политика // Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. С. 60.
164
Ибн Сина. Книга знания. С. 176.
165
Аль-Фараби. Об общности взглядов. С. 90.
166
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 288.
167
Ибн Сина. Трактат о Хайе, сыне Якзана // Сагадеев А.В. Ибн-Сина. М., 1980. С. 220–230.
168
Ибн Сина. Указания и наставления. С. 334.
169
Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля. Социально-этические трактаты. С. 266.
170
Jabir ibn Hayyan. Textes choisis. Ed. P. Kraus. V. 1. Paris, 1935. P. 104, 110 (на арабском языке).
171
Аль-Кинди. О первой философии. С. 57.
172
Аль-Фараби. Об общности взглядов. С. 78–81.
173
Там же. С. 79.
174
Аль-Фараби. Об общности взглядов. С. 159.
175
Аль-Фараби. Гражданская политика. С. 113.
176
Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. С. 448.
177
Там же. С. 488–489.
178
Там же. С. 503.
179
Там же. С. 373.
180
Там же. С. 505–506.
181
Аль-Фараби. Существо вопросов // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. С. 174.
182
Там же.
183
Там же. С. 173.
184
Ибн Сина. Книга о душе. С. 481.
185
Там же. С. 484–485.
186
Ибн Сина. Книга о душе. С. 393.
187
Аль-Фараби. Трактат о взглядах. С. 284.
188
Аль-Фараби. Существо вопроса. С. 288.
189
Там же. С. 325.
190
Ибн Сина. Книга знания. С. 101.
191
Аль-Фараби. О классификации наук // Аль-Фараби. Философские трактаты. С. 125.
192
Ибн Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения») // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 230–231.
193
Ибн Сина. Книга знания. С. 62.
194
Ибн Сина. Книга знания. С. 95.
195
Там же. С. 145.
196
Там же.
197
Там же. С. 222.
198
Ибн Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения»). С. 269.
199
Ибн Сина. Книга знания. С. 217.
200
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. С. 164.
201
Там же. С. 56–60.
202
Там же. С. 155.
203
Там же. С. 157.
204
Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1988. С. 50.
205
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. С. 80.
206
Ньяя – одна из шести (наряду с буддизмом, санкхьей, махаяной, вайшешикой, йогой) брахманистских, принимающих авторитет вед, систем индийской философии. Навья-ньяя – «новая ньяя» – школа, развивающая логическое учение ньяи.
207
Прама – достоверное познание; подразделяется на восприятие, вывод, сравнение и свидетельство.
208
Шрути – ведийское священное писание, которое рассматривается как безошибочное свидетельство бытия Бога.
209
Рационалистическая традиция и современность. Индия. С. 189.
210
Семенцов В.С. Бхагаватгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985. С. 61–66.
211
Ньяики – философы, исповедовавшие учение ньяи; санкхьяики – сторонники учения санкхьи, одной из основных философских школ древней Индии, исходящей из признания авторитета вед, но в то же время, как и ньяя, опирающейся на независимый опыт и размышление.
212
Пятигорский А.Т. «Знание» как «знак личности» // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. Труды по востоковедению. II, 1973. С. 217.
213
См.: Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.
214
Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв. М., 1960. С. 243–244.
215
Аль-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. С. 102.
216
Аль-Хорезми, Мухаммад. Математические трактаты. Ташкент, 1964. С. 26.
217
Аль-Фараби. Об общности взглядов. С. 79.
218
Ибн Сина. Книга знания. С. 90.
219
Эмпедокл. О природе // Маковельский А. Досократики. Ч. 2. Казань, 1915. С. 216.
220
Ибн Сина. Книга знания. С. 91.
221
Там же. С. 269.
222
Ибн Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения»). С. 228.
223
Ибн Сина. Книга знания. С. 193.
224
Там же. С. 197.
225
Ибн Сина. Фрагменты из «Книги исцеления» // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. С. 270.
226
Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 147.
227
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М., 1976. С. 13.
228
Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент, 1965. Т. 2. С. 13.
229
Там же. С. 14–15.
230
Кабус-намэ. М., 1953. С. 145.
231
Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Т. 1. С. 100.
232
Ибн Сина. Фрагменты из «Книги исцеления». С. 278.
233
Там же. С. 285.
234
Ибн Сина. Книга знания. С. 195.
235
Ибн Сина. Фрагменты из «Книги исцеления». С. 448.
236
Ибн Сина. Книга знания. С. 108–109.
237
Аль-Фараби. О классификации наук // Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. С. 124.
238
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История средневековой арабо-исламской философии"
Книги похожие на "История средневековой арабо-исламской философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Фролова - История средневековой арабо-исламской философии"
Отзывы читателей о книге "История средневековой арабо-исламской философии", комментарии и мнения людей о произведении.