» » » » Элий Спартиан - Авторы жизнеописаний Августов


Авторские права

Элий Спартиан - Авторы жизнеописаний Августов

Здесь можно скачать бесплатно "Элий Спартиан - Авторы жизнеописаний Августов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Авторы жизнеописаний Августов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Авторы жизнеописаний Августов"

Описание и краткое содержание "Авторы жизнеописаний Августов" читать бесплатно онлайн.



Эта книга охватывает полтора века истории Римской империи – со 117 по 284 г. н.э.: «золотой век» империи, время правления династии Антонинов (117-180 гг. – Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий); правление династии Северов: Септимий, Каракалл, Гелиогабал, Александр (193-235 гг.); и так называемый «кризис III века» (от Максимина до Нумериана, 235-284 гг.). Останавливается повествование на пороге новой эпохи временного укрепления империи – когда императорам Диоклетиану (284-305 гг.) и Константу (306-337 гг.) удалось восстановить относительное единство державы еще на столетие.

Из нескольких посвятительных обращений следует, будто бы именно эти императоры поручили написать биографии своих предшественников шести историкам: Элию Спартиану, Юлию Капитолину, Вулкацию Галликану, Элию Лампридию, Требеллию Поллиону и Флавию Вописку. Мы ничего не знаем о них, больше они ничего не написали, и имена их больше нигде не упоминаются. Манера изложения и стиль у них одинаковы – все они пишут, как один человек. Поэтому в современной науке этих авторов принято называть scriptores historiae Augustae, «сочинители истории Августов».






47. Ср. Гелиог. VI.3.

48. См. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1964. с.48 сл.

49. <цирюльника> (tonsorem) – конъектура Кюжа, принимаемая Петером и Холем, Йордан предлагает <скорохода> (cursorem), рукописи дают <цензора> (censorem).

50. См. Марк. XI.8, прим.

51. Ср. Гелиог. IV.1 сл.; XV.6; Дион. 79.17.2.

52. Ср. Дион. 79.19.1 сл.; Алекс. II.4.

53. Расположение солдат и гражданского населения к Александру подтверждают Дион. 79.19.1 и Геродиан. 5.8.2 сл.

54. Древняя Надежда (Spes vetus) – некогда храм, названный так в честь победы Горация над этрусками (см. Дионисий Галикарнасский. 9.24; ср. Тит Ливий. 2.51.2), судьба этого храма в дальнейшем неизвестна, но он оставил свое имя близлежащей местности (в районе Пренестинских ворот). Упоминаемые здесь сады, возможно, идентичны с «horti Variani». Ср. Аврелиан. I.2.

55. Замазывание глиной надписей на статуях не относится к мерам, осуществляемым при официальном «объявлении врагом» (Авид. VII.6).

56. Варий – Гелиогабал. Ср. прим. к Гелиог. I.1.

57. Дион (79.19.2 сл.) сообщает, что Гелиогабал отправился в преторианский лагерь вместе с Александром с тем, чтобы успокоить солдат.

58. Ср. Гелиог. XV.4; Дион. 79.19.3; 79.21.1.

59. 1 января 222 г.

60. Вступление в консульскую должность начиналось торжественной процессией (processus consularis). После ауспиций новый консул облачался в своем доме в консульскую одежду (первоначально это была тога с широкой пурпурной полосой – toga praetexta, а с конца I в. н.э. при вступлении в консулат облачались в триумфаторский наряд), затем консул выступал из дома, сопровождаемый спереди двенадцатью ликторами, несущими фасции, и всадниками, рядом с ним и сзади шли сенаторы, за ними – музыканты; все сопровождающие – в белых одеждах. Процессия шествовала на Капитолий, где новый консул совершал жертвоприношения. С середины II в. н.э. processus consularis строится по образцу триумфального шествия.

61. <кого-либо другого> – конъектура Хельма.

62. Ульпиан действительно написал сочинение в 51 кн. под названием «Книги к Сабину» (ad Sabinum libri), которое представляет собой комментарий к трактату юриста Мазурия Сабина, жившего в первой половине I в. н.э. и, естественно, не имевшего ничего общего с упоминаемым здесь Сабином.

63. <были умерщвлены различными способами соучастники его разврата> – конъектура Хельма.

64. Дион. 79.20.1 сл.

65. Ср. прим. к Гелиог. I.1.

66. Ср. Дион. 79.1.1; 79.21.3.

67. Казобон замечает, что хотя подобной экзекуции подвергся труп Вителлия (см. Светоний. Вит. 17.2), Гелиогабал все-таки остается единственным в своем роде: Вителлия в клоаку не бросали.

68. Ср. Гелиог. I.6; III.4.

69. Ср. Гелиог. I.5.

70. ...амфитеатр – Колизей, который пострадал при Макрине от удара молнии. См. Дион. 78.25.2 сл.

71. Ср. Карак. IX.4; IX.9; Алекс. XXV.6.

72. Ср. Гелиог. XXXIV.6 сл.; Горд. IV.7.

73. Ср. Гелиог. XVII.4.

74. Ср. Дион. 79.20.2.

75. Ср. Гелиог. IV.1 сл.

76. Ср. Марк. XVII.4; XXI.9.

77. Самоварящий сосуд (authepsa) – переносная металлическая печь. В Помпеях найдено много таких печей. Обычно они представляют собой бронзовый без верхней плоскости параллелепипед на ножках, боковые станки – полые, в них наливается вода, по углам – четыре полых «башни» с крышками; во внутреннее пространство, ограниченное боковыми стенками и дном, засыпались раскаленные угли, на которых можно было жарить или варить, например, в котле на треножнике. Стоимость таких «сосудов» в зависимости от материала и отделки могла быть очень высокой (см. Цицерон. За Росция Америна. 133).

78. ...приправлять вино душистой смолой – т.е. смолой мастикового дерева (Pistacia lentiscus L.). Приправленное душистой смолой вино было известно и до Гелиогабала: см. Плиний. Естественная история. 14.128 слл., но самоназвание «мастиковое вино» (здесь оно названо mastichatum) известно, если не считать нашего текста, лишь с первой половины VI в. н.э. (Александр из Тралл).

79. Полей – разновидность мяты (Mentha pulegium L.). До Гелиогабала вино, настоенное на полее, применялось лишь в медицине. См. Плиний. Естественная история. 20.153 слл.

80. Ср. Плиний. Естественная история. 14.106; 21.123.

81. О вине, настоенном на сосновых шишках, см. Диоскурид. 5.44; Плиний. Естественная история. 14.103. О вине, настоенном одновременно и на розах и на сосновых шишках, нам не удалось найти никаких свидетельств.

82. См. прим. к Гелиог. X.2.

83. Август разделил Рим на 14 районов, во главе которых стояли муниципальные магистраты, избираемые по жребию или назначаемые императором из числа преторов (при Августе их было сначала десять, потом двенадцать), эдилов (шесть) и народных трибунов (десять); позднее наряду с ними появляются еще другие чиновники (procuratores a regionibus urbis), но при Адриане их место заменяют кураторы, назначаемые из императорских вольноотпущенников. Как ни странно это звучит, Александр Север фактически осуществил желание Гелиогабала (см. Алекс. XXXIII.1), поручив районное управление кураторам-консулярам. Поставить во главе каждого района по городскому претору намеревался, как сообщает Иоанн Лид (De magistratibus. 2.19), еще Домициан.

84. Ср. Гелиог. XXV.1.

85. Описание этого полудрагоценного камня (ceraunia) см. у Плиния (Естественная история. 37.134 слл.).

86. Ср. Светоний. Нерон. 31.2; Петроний. Сатирикон. 60.

87. Анахронизм (follis aeris) – название посеребренной медной монеты, введенной в обращение Диоклетианом.

88. Марсы – сабельское племя, обитавшее в районе Фуцинского озера (Средняя Италия). Марсы имели репутацию колдунов и происходили, по преданию, от Телегона, сына Кирки. О способности марсов «собирать» змей см. Плиний. Естественная история. 25.11; 28.19.

89. Ср. Трид. тир. XXX.24 сл.; Гелиодор. Эфиопика. 7.8.

90. «Что это существо посвящено солнцу и отличается от других птиц головою и яркостью оперения, на этом сходятся все, кто описывал его внешний вид; о возрасте же его говорят различно. Большинство определяет его в пятьсот лет, но есть и такие, которые утверждают, что феникс живет уже тысячу четыреста шестьдесят один год, так как ранее фениксы прилетали в город, носящий название Гелиополь, в первый раз – при владычестве Сесосиса, во второй – Амасиса и в последний – Птолемея, который царствовал третьим из македонян... По истечении положенных ему лет, почувствовав приближение смерти, он у себя на родине строит гнездо и изливает в него детородную силу, от которой возникает птенец; и первая забота того, когда он достигнет зрелости, – это погребение останков отца... Все это недостоверно и приукрашено вымыслом, но не подлежит сомнению, что время от времени эту птицу видят в Египте)» (Тацит. Анналы. 6.28.2 слл., цит. пер.). Возможно, в нашем тексте речь идет о реально существующей птице (Helck Fabricius). Кабозон замечает, что гости могли лицемерно отказываться от феникса, как от птицы, лицезреть которую не позволено простому смертному.

91. Ср. Гелиог. XVIII.4; Светоний. Вит. 13.2 ел.

92. Лакедемонский камень – изумрудного цвета лакедемонский мрамор.

93. См. Алекс. XXV.7.

94. Ср. Гелиог. XXI.1.

95. Подобное рассказывается о Вере. См. Вер. IV.9.

96. Ср. Гелиог. XXVII.4 сл.

97. ...он первый из римлян стал носить одежду из чистого шелка (holoserica), в то время уже употреблялись полушелковые (subserica). Для понимания этого места следует иметь в виду, что в империи были в употреблении два основных вида шелка: известный, по свидетельству Плиния (Естественная история. 4.62), еще Варрону шелк, получаемый от живущего в Передней Азии дикого шелковичного червя (этот шелк назывался bombycina или по месту выделки «косским»), и известный по крайней мере с конца I в. до н.э. (Гораций. Эподы. 8.15; Вергилий. Георгики. 1.121) более качественный китайский шелк (serica), который в свою очередь мог использоваться в чистом виде (holoserica) или ввиду дороговизны на основе другой ткани (subserica). Как естественно предположить, это последнее различие могло быть сделано тогда, когда наряду с шелковой тканью в Европу стали привозить и шелковую пряжу. Само название subserica довольно позднее (Симмах. Письма. 5.20; ср. Исидор. Начала. 19.22.14). Существующее мнение, что до Гелиогабала пользовались (не считая «косских») почти исключительно«полушелковыми» (subgerica) материями представляется малодоказательным. До Гелиогабала шелковой одеждой пользовался Калигула (Светоний. Кал. 52). Ношение шелковых одежд считалось признаком изнеженности. При Тиберии «было принято постановление, воспрещавшее...унижать мужское достоинство шелковыми одеждами (vestis serica)» (Тацит. Анналы. 2.33.1, цит. пер.). «Хорошие императоры» отказывались от ношения шелковых одежд (Алекс. XL.1; Аврелиан. XLV.4; Тац. X.4). В Кодексе Феодосия есть закон, принятый в 384 г., запрещающий частным лицам дарить шелковые одежды (С. Theod. 15.9.1).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Авторы жизнеописаний Августов"

Книги похожие на "Авторы жизнеописаний Августов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Элий Спартиан

Элий Спартиан - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Элий Спартиан - Авторы жизнеописаний Августов"

Отзывы читателей о книге "Авторы жизнеописаний Августов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.