Геше Тинлей - ШАМАТХА. Основы тибетской медитации
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ШАМАТХА. Основы тибетской медитации"
Описание и краткое содержание "ШАМАТХА. Основы тибетской медитации" читать бесплатно онлайн.
Книга составлена по материалам двух циклов лекций, проведенных Досточтимым геше Джампа Тинлеем в Санкт-Петербурге весной и осенью 1993 года.
Что такое ввергающая карма? Речь идет о том, что если вы создаете кармический отпечаток, благодаря которому в следующей жизни опять сможете стать человеком, то такой отпечаток называется ввергающей кармой. В психике каждого из нас в любой момент находится много отпечатков: у нас есть ввергающая карма человека, ввергающая карма, которая сделает нас животным, ввергающая карма, которая потянет еще куда-нибудь. Здесь нет никакой предопределенности, это зависит от условий. Например, если семена разных растений мы бросим в сухом и жарком месте, они не взойдут. Но если одно из семян попадет на подходящую почву и найдет там воду, оно прорастет.
В этом смысле очень важен момент смерти. Если вы умираете с отрицательными мыслями, они и послужат тем условием, которое активизирует негативную карму в вашей психике, и вы родитесь в дурной участи. А если перед смертью вы вспомните, например, что целую жизнь не занимались практикой, и решите, что оставшиеся секунды, которые вы здесь живете, надо подумать о чем-то благом и хорошем, если такая мысль у вас зародится, она послужит для реализации позитивной кармы, имеющейся в сознании.
Я уверяю вас, это очень важная вещь относительно смерти. А ведь смерть может прийти в любой момент. Некоторые умирают в пятилетнем возрасте. Любой из нас может умереть завтра. И никак не приготовиться к моменту смерти – это не храбрость, но неумение.
Если вы восприняли то, что я сказал, то когда наступит смерть, постарайтесь создать что-то благое в своем уме, а после этого умирайте. Не нужно привязываться ни к чему. Очень опасным явлением в наших душах является привязанность. Ведь когда мы умираем, мы можем чувствовать крайне сильную привязанность к друзьям, своему богатству, и эта привязанность подействует как сильное сопутствующее условие для кармы, которая ввергнет нас в дурную участь. Поэтому в повседневной жизни очень хорошая практика – ослабление привязанности.
Видите, помимо формальной практики, мы можем выполнять массу неформальных практик в нашей жизни. Можно идти на работу пешком и все это время практиковать. Вы можете стараться уменьшить свою привязанность, можете практиковать засыпание с положительными мыслями. Это чрезвычайно важный момент. Если вы привыкните в момент засыпания переводить свое сознание в какое-то благое состояние, это очень поможет повторить такую практику в момент смерти.
***
Итак, я объяснил, что такое ввергающая карма. Сейчас я скажу о завершающей карме. Допустим, родились вы человеком и у вас все идет хорошо. У вас хороший род, богатство, условия, страна. Это значит, что ваша завершающая карма так же хороша, как и ввергающая. А если вы родились человеком, но все у вас наперекосяк, ничего не получается, значит, ввергающая карма у вас хорошая, а завершающая была плохая. Или возьмем, например, собаку, живущую у богатого человека. У нее ввергающая карма была очень плохая, а завершающая хорошая, потому что эту собаку хорошо кормят, ухаживают за ней, все у нее в порядке. Я думаю, что из этого примера вам ясно, что имеется в виду.
***
Теперь третье звено цепи, – сознание (3). Здесь речь идет не просто о сознании, а о сознании, в котором имеются отпечатки. То есть, когда мы создаем такого рода отпечаток, этот отпечаток остается в сознании, и уже через это сознание возникает следующее звено цепи – психо-физическое: «имя и форма» (4).
Обратите внимание: неведение у вас было в прошлой жизни, кармические отпечатки тоже в прошлой жизни. Была создана ввергающая карма и завершающая карма, затем она вместе с сознанием проявляется как «имя и форма» – живой зародыш во чреве матери. Потом формируются органы чувств (5) и следующий этап – контакт (6). Благодаря контакту возникают чувства (7), ощущения. Благодаря чувству следующим, восьмым будет влечение (8). Благодаря влечению происходит цепляние (9).
Влечение и цепляние являются условием. То есть, к периоду нашей жизни относятся факторы, начиная с «имени-формы» до чувства, а затем остальные последующие условия появляются в момент смерти. Во время смерти влечение и цепляние действуют в виде условий, факторов.
До тех пор, пока у нас нет постижения Пустоты, жажда и цепляние все равно остаются, потому что мы продолжаем верить в "Я". Как в прошлой жизни, так и в этой, мы совершили много действий, получили много кармических отпечатков. И вот в момент смерти влечение и цепляние играют роль условий, через которые накопленная карма проявляется и ввергает нас в следующее существование.
Итак, следующее звено цепи называется «существование» (10). Это очень похоже на встречу зерна с водой и почвой. Благодаря существованию происходит рождение (11) – это одиннадцатое звено. И наконец, двенадцатое – это опять старость и смерть (12).
Таким образом, получается нечто вроде постоянно вращающегося колеса. Как говорил Наставник Нагарджуна:
"От тех трех возникают два,
от двух – семь, от семи – снова три,
и это колесо бытия
вращается вновь и вновь".
Когда мы рассматриваем круг существования дерева, там все просто – семя-дерево, семя-дерево. Для человеческого существования все несколько сложнее.
Получается двенадцать звеньев. Что такое три? Поскольку мы перечислили все двенадцать, то обозначить три очень легко. Три – это первое, восьмое и девятое. То есть, – неведение, влечение и цепляние. Это – причина и условия. Неведение – это основная причина. Влечение и цепляние – это условия. Отсюда возникают существование и карма.
Если нам присуще просто неведение, без влечения и цепляния, то возникает лишь карма. Если же есть неведение, влечение и цепляние, то отсюда возникает существование, то есть, следующее звено двенадцатичленной схемы. Потому что, как вы уже знаете, существование возникает тогда, когда происшедшая из неведения карма встречается с условиями (влечением и цеплянием) и производит существование таким образом.
Из этих двух – из кармы и существования, возникают остальные семь, то есть: «имя-форма», шесть органов чувств и так далее. Затем из этих семи во время рождения, жизни, старения, смерти опять-таки возникают три – неведение, влечение и цепляние. И так вращается колесо сансары.
Поэтому, подумайте об этом сегодня, а завтра обсудим вопросы, которые у вас возникнут по данному поводу. И когда вы в этом разберетесь, даже простое повторение формулы: из трех – два, из двух – семь, из семи – три, будет воссоздавать всю картину, если вы хорошо это понимаете.
Некоторые медитирующие просто не могут удержаться от слез, когда повторяют эту формулу, проникая во всю глубину этого учения.
***
Итак, вчера я говорил о Благородной Истине Источника Страдания и мы обсуждали двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения.
Если вы размышляли после прослушанного, вы могли продумать эволюцию вашей психической жизни. А цель, с которой ее надо проанализировать, состоит в том, чтобы знать, из чего возникает дурное в психике, чтобы можно было ее изменить.
Когда мы говорим «сансара», мы не подразумеваем что-то внешнее, мы говорим о собственной жизни. Творим дурную карму, и она ввергает нас в рождение. В этом рождении мы снова производим те «три-два» и «два-семь», что приводит нас к следующей жизни. И так происходит движение по кругу жизни.
А когда вы ясно понимаете значение слова «сансара», то тогда вы ясно понимаете, что значит отречение.
Отречение ведь не означает бросить свою семью, уйти куда-то в горы. Отбросить ответственность за свою семью – это не отречение. Прийти к отречению – значит осознать, что мы столь долго находимся под властью заблуждения, злобы, пристрастия. Оставаясь в круге сансары, мы переживаем три уровня страдания: страдание страдания, страдание изменчивости и страдание обусловленности. То, что мы обычно полагаем счастьем, если внимательно разобраться, оказывается страданием изменчивости. И многие практикующие, которые занимались медитацией на тему четырех благородных истин и медитацией по двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения, обретали высокие достижения.
Итак, из четырех благородных истин первая и вторая толкуют о сансаре. Вторая истина посвящена тому, чтобы объяснить причины страдания. И я объяснял вам двенадцатичленную цепь взаимозависимого возникновения, которая описывает, как собственно происходит это вращение в сансаре, это движение по кругу перерождений.
Теперь мы будем говорить о Благородной Истине Пресечения Страданий и о Благородной Истине Пути.
Из четырех благородных истин мы обладаем первыми двумя. У нас есть опыт трех уровней страдания, и надо только идентифицировать, распознать их; у всех нас есть причины страдания, – такие как заблуждение, злоба, пристрастие, и мы это знаем. Но мы не обладаем третьей и четвертой. А третья и четвертая – это нечто прекрасное, что нам надо развить и достичь. И достигнув этих двух, мы будем способны обрести нирвану.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ШАМАТХА. Основы тибетской медитации"
Книги похожие на "ШАМАТХА. Основы тибетской медитации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геше Тинлей - ШАМАТХА. Основы тибетской медитации"
Отзывы читателей о книге "ШАМАТХА. Основы тибетской медитации", комментарии и мнения людей о произведении.