Павел Бойков - На главных направлениях
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На главных направлениях"
Описание и краткое содержание "На главных направлениях" читать бесплатно онлайн.
Заслуженным авторитетом у инженерно-технического состава дивизии пользовался и инженер 10-го авиационного корпуса по ремонту самолетов капитан Г. В. Горбунов, оперативно решавший вопросы организации войскового ремонта самолетов. Иногда он лично доставлял на самолете По-2, в порядке скорой помощи, дефицитные запасные части.
Инженеры, техники, механики и другие авиационные специалисты отменно изучили новую боевую технику и, проявляя смекалку и солдатскую находчивость, вовремя ее подготавливали к вылету и бою, быстро и качественно восстанавливали поврежденные самолеты.
Высоко оценен тяжелый ратный труд технического состава. Орденом Красной Звезды были награждены механики Я. П. Андреев, Г. Н. Абдулов, М. Д. Матвиенко, А. А. Бетехтин, Н. В. Гришин, М. И. Иванов, М. В. Кузьмин, Е. Косырев, Е. Н. Костров, Л. С. Сушко, В. Н. Логинов, А. Т. Николаев, И. И. Серков, А. И. Серко, А. К. Сыровежко, А. Ф. Соловьев, М. О. Овчаренко, Г. С. Цыганков, А. Е. Осипов, А. В. Петров, мотористы И. И. Кутузов, Р. X. Хусаинов, И. И. Чураков.
В начале августа 1944 г. был образован 4-й Украинский фронт, в его состав вошла 8-я воздушная армия. 10-й истребительный авиационный корпус был передан в оперативное подчинение этой армии.
Встреча со сталинградскими товарищами по оружию была большой радостью для авиаторов корпуса и благоприятно повлияла на предстоящую совместную боевую деятельность.
Выполняя директиву Ставки, войска вновь созданного фронта, преодолевая упорное сопротивление противника в предгорьях Карпат, освободили города Стрый, Дрогобыч, Самбор, Борислав. И снова авиационные полки дивизии перебазировались на ближайшие к линии фронта аэродромы в районе Калуша.
Бои в горах были одинаково трудны как для наземных войск, так и для авиации. Намного усложнилось пилотирование и маневрирование в групповом воздушном бою. Немало усилий требовалось, чтобы уйти от сосредоточенного зенитного огня в узких ущельях и долинах.
Не баловали и метеоусловия. С утра тяжелые, набухшие влагой облака опускались вниз, расползались по долинам и ущельям. Это мешало летчикам вести детальную ориентировку на местности.
И если бы только это. С продвижением наземных частей в глубь Карпат аэродромы оставались на старых местах. Перед летчиками-истребителями гвардейских полков стал вопрос о полетах на предельном радиусе действий.
С целью мобилизации всего личного состава на успешное выполнение боевых задач в дивизии было проведено собрание партактива, на котором был заслушан доклад начальника политотдела дивизии гвардии полковникам И. Л. Ехичева "Своеобразие военно-политической обстановки на территории 4-го Украинского фронта и задачи партийных организаций по подготовке к боям в Карпатах". С такой же повесткой проводились собрания коммунистов первичных парторганизаций. На собраниях было выявлено одно из слабых мест подготовки к боям - отсутствие навыков полета в горной местности недавно прибывшей большой группы молодых летчиков. Надежда была на ветеранов-дивизии, которые имели в этом отношении некоторый опыт, приобретенный на Кавказе.
Началась интенсивная и целенаправленная подготовка. В процессе учебы отрабатывались вопросы самолетовождения на предельную дальность полета, боевого использования истребителей в групповом воздушном бою и нанесения штурмовых ударов в горной местности. Заместитель командира 111-го авиационного полка по политической части подполковник И. А. Зуб провел совещание коммунистов, на котором летчики обсудили эту насущную задачу. Были выпущены боевые листки, опубликован ряд статей под рубрикой "Успешное выполнение боевого задания - полет на предел".
С летчиками был проведен ряд тренировочных пологов для рекогносцировки местности. В первые полеты повели молодежь подполковник Зуб и майор Новожилов.
После рекогносцировочных полетов в конце боевого дня было проведено совещание летно-технического состава, на котором были детально рассмотрены действия групп истребителей и отдельных летчиков. Внимание летчиков было обращено на правильное использование режимов работы двигателей, умение хорошо ориентироваться в горах и тщательную подготовку материальной части самолетов.
Подполковник И. А. Зуб на должность заместителя командира по политической части прибыл в апреле 1944 г. вместо В. В. Байкова, убывшего на новое место службы. К тому времени Иван Андреевич уже имел солидный опыт партийно-политической и летной работы. На его боевом счету было свыше 200 боевых вылетов, в 42 воздушных боях он сбил 14 вражеских самолетов, был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной воины и Александра Невского. Авторитет его среди летчиков был исключительно высок, его слово поистине поднимало людей на боевые дела.
В ходе подготовки к наступлению и в боях за Карпаты по делам службы в дивизию часто приезжал начальник политотдела 8-й воздушной армии генерал А. Г. Рытов. Начальник политотдела присутствовал на собраниях и совещаниях в полках, беседовал с командирами, политработниками, летчиками, специалистами, интересовался, как идут боевые дела, что мешает выполнению полетов, как организовано питание, размещение авиаторов.
В очерке генерал-полковника А. Г. Рытова "В небе над Карпатами" об одном из совещании говорится: "Послушал я выступавших и подумал: дельные советы высказывают, почему бы этот опыт не распространить в других частях?
После совещания поговорил с подполковником Зубом.
- У нас тут кое-что написано, вроде памятки летчику, - сказал он. если подойдет другим, будем только рады.
"Молодец! - подумал я об Иване Андреевиче. - Ведь никто ему не приказывал ни таких совещаний проводить, ни разрабатывать памятку. Сам додумался, что польза от этого будет немалая".
Памятку я, конечно, взял. Мы ее потом размножили типографским способом и разослали по другим частям. Но этим не ограничились. Опытные летчики Гнидо, Дударь, Ясанис и другие по нашей просьбе почти во всех истребительных авиаполках провели беседы".
В дни, предшествовавшие наступлению, офицеры политотдела, штаба и служб корпуса оказывали постоянную помощь 10-й гвардейской авиационной дивизии в подготовке летного состава и боевой техники. Эта подготовка имела свои специфические особенности, связанные с необходимостью частого перебазирования дивизии. Основная трудность состояла в отсутствия постоянной ремонтной базы, нехватке запасных частей и приборов. И тем не менее работа настойчиво и целеустремленно выполнялась. Немалая заслуга в этом принадлежала главному инженеру корпуса полковнику С. Т. Муратову. Инженерно-технический состав считал Сергея Тихоновича образцом советского военного инженера-наставника. За свою службу в Советской Армии он воспитал не одни десяток инженеров и техников, способных четко организовать ремонтную подготовку, умеющих творчески относиться к рационализаторскому использованию боевой техники. Он, как никто другой, умел заставить подчиненных мыслить по-инженерному.
Так, однажды С. Т. Муратов прилетел в 113-й авиационный полк, завел разговор с инженером 3-й эскадрильи старшим лейтенантом Н. Н. Алексеевым о более полном использовании летно-технических данных истребителя Ла-5фн и предложил проанализировать вопросы эксплуатации винта изменяемого шага с использованием системы "шаг-газ". Это было необходимо для снятия максимальных нагрузок на двигатель, экономии топлива и увеличения продолжительности полета. Способный инженер, Алексеев проделал большую работу и составил доклад для отдела инженерно-авиационной службы корпуса. Доклад был одобрен, и его метод - система "шаг - газ" - был внедрен повсеместно. С этой целью Н. Н. Алексеев проводил занятия с летным составом частей соединения. Впоследствии он был награжден орденом Красной Звезды и повышен в должности.
Николай Николаевич был всесторонне развитым человеком, он любил и прекрасно понимал музыку, писал стихи, рисовал. Все это помогало ему сплотить дружный коллектив эскадрильи, а затем и полка, мобилизовать его на решение ответственных и сложных задач - содержание в высокой боеготовности самолетов и вооружения и безотказную их работу в бою. Он терпеливо обучал подчиненных искусству обслуживания, содержания и восстановления авиационной техники. Старания Алексеева не пропали даром. Умело организованные занятия заметно повысили эффективность работы технического состава.
Особенно способным и перспективным его учеником оказался авиационный механик Л. И. Малинин. По ходатайству Н. Н. Алексеева осенью 1944 г. командование дивизии направило талантливого механика на учебу в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Такой чести во время войны мог удостоиться только одаренный специалист, трудолюбивый и дисциплинированный воин.
В день отъезда из части однополчане тепло провожали гвардии сержанта Л. И. Малинина и в честь этого события выпустили специальный боевой листок. Вот выдержка из него: "...за период боевых действий от Волги до Карпат гвардии сержант Леонид Малинин без аварий и поломок обеспечил 560 вылетов, своевременно и качественно восстановил 27 самолетов".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На главных направлениях"
Книги похожие на "На главных направлениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Бойков - На главных направлениях"
Отзывы читателей о книге "На главных направлениях", комментарии и мнения людей о произведении.