Продолжатель Феофана - Жизнеописания византийских царей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнеописания византийских царей"
Описание и краткое содержание "Жизнеописания византийских царей" читать бесплатно онлайн.
«Продолжатель Феофана» – условное название одного из самых интересных памятников византийской литературы. Это работа нескольких безымянных историков, начинающаяся как летопись и постепенно превращающаяся в характеристики царствований и портреты десяти императоров (от начала IX в. до середины X в.). Сочинение Продолжателя Феофана – весьма важный исторический источник. Для очень многих событий IX – середины X в. данные Продолжателя Феофана – единственные сохранившиеся до наших дней свидетельства.
119
При константинопольском дворе имели хождение книги, содержавшие подробные предписания для поведения императора и всех участников придворных церемоний, которыми славилась Византия. Образец такой книги – уже цитированный трактат «De ceremoniis aulae byzantinae» Константина Багрянородного.
120
Триклиниями (от лат. triclinium) византийцы именовали залы, служившие различным целям.
121
Некоторые исследователи склонны идентифицировать Стефана и Игнатия с одноименными лицами, упомянутыми в одном из сочинений Феодора Студита, направленном против иконоборцев, где цитируются стихи того и другого (См.: Beck H.-G. Kirche... S. 492). Вопрос о роли «вселенского учителя» (οικομενικος διδασκαλος) вызвал большую дискуссию в специальной литературе. Очень приблизительно «вселенского учителя» можно назвать главой «высшего образования» в Византии (см.: Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. Paris, 1971. P. 85 suiv.).
122
Вафиинский мрамор, по мнению Дюканжа, – это камень темного цвета. К. Мэнго полагает, что его название происходит от топонима (Mango С. The Art... Р. 163, п. 57).
123
Циканистр – ипподром для игры в мяч.
124
О постройках царя Василия I. см. с. 134 и след.
125
Вестиарий – собственно гардеробная, где хранились дорогие одеяния и прочие ценности.
126
Галерея – так мы переводим греч. μεσοπατον. Так понимает это слово и латинский переводчик. Но Ж. Эберсольт и Р. Жанен, видимо, следуя Дюканжу, переводят это слово «средний ярус» (entresol), К. Мэнго – mezzanine, что по нашему мнению, в этом контексте трудно объяснимо.
127
Согласно Эберсольту (Ebersolt J. Le Grand Palais... P. 116, n. 1), пиганусийский мрамор – мрамор цвета растения руты (греч. πηγανον).
128
Греческое слово μουσικος; означает «изящный, изысканный».
129
О построенном Василием I Кенургии см. с. 138.
130
Триклиний Юстиниан, соседствовавший с Лавсиаком (см. с. 271, прим. 68), был построен в 694 г. (см.: Janin R. Constantinople... Р. 116).
131
Император Василиск захватил трон с помощью заговора и узурпации власти (475 г.). Его дом был превращен во дворец (см.: ibid. P. 123).
132
Порфира – палата Большого дворца, в которой рожали императрицы. Объяснение, которое дает названию палаты Продолжатель Феофана, – весьма необычно. Тем не менее Р. Жанен основательно предполагает, что здесь имеется в виду именно это помещение (см.: ibid. P. 121). Брумалии – праздник языческого происхождения, справлявшийся во всех слоях византийского общества, в том числе и во дворце, в конце каждого года. Это празднество имело карнавальный характер и связано было с ряжением, ношением масок и т. п. (см.: Grawford J. De Bruma et Bruinalibus festis // Bz. 1920. Bd. 23. N 3-4. S. 365 ff.).
133
Речь идет о дочери Феофила, сестре Михаила III, Фекле, будущей возлюбленной Василия I. Судя по данным источников, Фекла не отличалась излишним целомудрием.
1
Основную роль в этом совете опекунов играл, видимо, Феоктист, которого "Продолжатель Георгия именует «первым министром» (παραδυναστευων; Georg. Cont. 815.22). В соответствующем месте сочинения Генесия (Gen. 55.3) Варда в составе совета не упоминается.
2
Студийские монахи, т. е. монахи знаменитого в Константинополе монастыря Иоанна Крестителя «Студион» (см.: Janin R. Constantinople... Р. 395; ср. прим. 35 с. 269).
3
Как уже отмечалось (см. с. 282, прим. 52), Мануилу, возможно, так и не удалось «оправиться от болезни».
4
Т. е. Иоанн VII Грамматик.
5
Патриаршьи палаты (πατριαρχειον), где помещалось все церковное управление, непосредственно прилегали к храму св. Софии. Помимо упомянутого уже Фомаитского триклиния с библиотекой там находился также триклиний Фессал, названный так потому, что его стены были инкрустированы фессалийским мрамором (см.: Janin R. Constantinople... Р. 174).
6
В соответствующем месте произведения Генесия (Gen. 58.94 сл.) Иоанн Грамматик утверждает, что пострадал от Константина Армянина и его людей. Такая версия представляется вполне правдоподобной. Вероятно, Варда был послан к патриарху, чтобы «замять дело».
7
В тексте лакуна, которую старается заполнить Р. Куманецки (Kumaniecki К. Notes critique sur le texte de Théophane continue // Byz. 1934. Vol. 9. P. 235).
8
Наш автор, пожалуй, единственный, кто определяет низложение патриарха Иоанна Грамматика временем до константинопольского собора 843 г., восстановившего иконопочитание (см. прим. 12). Согласно другим авторам (в том числе и Генесию – Gen. 57.85), низложение Иоанна – результат восстановления иконопочитания на соборе. О Психе – имении Иоанна см.: Janin R. Constantinople... Р. 435.
9
О Мефодии см. с. 274, прим. 15.
10
Византийская традиция упорно представляла Феодору защитницей иконопочитания еще в период царствования Феофила. На этом, в частности, настаивает и сохранившееся до наших дней «Житие Феодоры» (см.: Regel W. Analecta byzantino-russica. СПб., 1911. Р. 1 и след.). Согласно этому сочинению, принял на смертном одре иконопочитание и сам Феофил. У больного дизентерией царя разверзлись уста, сквозь которые стали видны внутренности. Стоило ему, однако, поцеловать крест, как уста сомкнулись, он уснул успокоенный, а через несколько дней умер в мире (см. подробней: Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. С. 41 и след.).
11
11 марта 843 г. (обоснованию этой даты посвящен специальный очерк А. Васильева в приложении к книге «Византия и арабы». Т. 1. С. 143 и след.). С этого времени первое воскресение великого поста отмечается православной церковью как «праздник православия». Праздник этот установлен в честь победы не только над иконоборцами, но и вообще над всеми еретиками.
12
Лучшее изложение всех событий, связанных с восстановлением иконопочитания, см.: Guillard J. Le Synodicon d’Orthodoxie, édition et commentaire //TM. 1967. Vol. 2. P. 119 ff.; Успенский Ф. Очерки... Версия нашего автора, связывающего восстановление иконопочитания с болезнью и чудесным выздоровлением Мануила (повторяющаяся и в некоторых других источниках), носит откровенно легендарный характер. Больше оснований доверяться версии, содержащейся в первой редакции «Synodicon vetus» (The Synodicon vetus. Text / Transl. and Notes by J. Duffy and J. Parker. Washington, 1979. P. 132, № 156), согласно которой восстановление иконопочитания произведено было на «местном соборе» (τοπικη συνοδος), состоявшемся не в церкви, а в резиденции чиновника каниклия (хранителя царской чернильницы). Именно на этом соборе был низложен Иоанн и возведен в сан патриарха Мефодий (ср.: Mango С. The Liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photios // Iconoclasm. Birmingham, 1977).
13
См.: Псалтирь 102.5.
14
Проблема происхождения и биография Иоанна непроста. Разноречивость сохранившихся свидетельств заставила даже исследователей предполагать существование не одного, а двух Иоаннов Грамматиков, слившихся впоследствии в один образ. В отличие от Продолжателя Феофана анонимный автор считает его человеком скромного происхождения (Scr. inc. 349). См.: Липшиц Е. Очерки. С. 206 и след.; Успенский Ф. Патриарх Иоанн Грамматик // ЖМНП. 1890. Ч. 267, № 1; Brehier L. Un Patriarche Sorcier à Constantinople // Revue de l’orient chrétien. 1904.
15
Монастырь Сергия и Вакха находился к юго-востоку от императорского дворца (см.: Janin R. Constantinople... Р. 333—334).
16
Этот низкий барьер (греч. ευριπος) разделял площадку ипподрома на две части (см.: ibid. P. 180).
17
Об этой магической процедуре, помимо Продолжателя Феофана, не сообщает ни один автор. Ф. Успенский уверен, что под «тремя вождями» в данном случае надо иметь в виду русских предводителей (Успенский Ф. Патриарх... С. 24).
18
Имение Арсавира и монастырь св. Фоки были расположены на европейском берегу Босфора (см.: Janin R. Constantinople... Р. 427, 434).
19
«Трофониево» – от имени знаменитого мифического предсказателя Трофония, прорицавшего в Беотии в глубокой пещере.
20
Т. е. будущему императору Василию I.
21
По свидетельству хроник «семьи Симеона Логофета», местом заключения Иоанна Грамматика был монастырь Клидион на Босфоре.
22
Митрополит Смирны Митрофан – хорошо известный церковный писатель, в будущем один из самых ревностных сторонников патриарха Игнатия и противников Фотия. Митрополитом он стал в 857 г. (см.: Beck H.-G. Kirche... S. 543).
23
См. прим. 11.
24
Речь в данном случае идет об одном из самых кардинальных расхождений между иконопочитателями и иконоборцами. Последние обвиняли своих противников в идолопоклонничестве, поскольку те обожествляют рукотворные изображения. В ответ теоретики иконопочитания утверждали, что они почитают иконы лишь «относительно» (σχετικως) и через их посредство возносят свое почитание к прототипу, т. е. Богу (см.: Barnard L. The Theology of Images // Iconoclasm. P. 7 ff.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнеописания византийских царей"
Книги похожие на "Жизнеописания византийских царей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Продолжатель Феофана - Жизнеописания византийских царей"
Отзывы читателей о книге "Жизнеописания византийских царей", комментарии и мнения людей о произведении.