» » » Максим Отставнов - Свободные программы и системы в школе


Авторские права

Максим Отставнов - Свободные программы и системы в школе

Здесь можно скачать бесплатно "Максим Отставнов - Свободные программы и системы в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Программное обеспечение, издательство «Институт логики», «ALT Linux Team», год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Свободные программы и системы в школе
Издательство:
«Институт логики», «ALT Linux Team»
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5-85593-146-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свободные программы и системы в школе"

Описание и краткое содержание "Свободные программы и системы в школе" читать бесплатно онлайн.



Курс лекций, включенных в брошюру, знакомит читателя с популярными свободными программами и системами, полезными при преподавании информатики в средней школе. В обзор вошли основы открытых операционных систем, сведения о пакете «офисных» программ OpenOffice.org, коммуникационном пакете Mozilla, графическом редакторе GIMP, современных графических средах GNOME и KDE и других программах.

Для преподавателей информатики и методистов, а также для студентов и аспирантов соответствующих специальностей.

© 2002-3, Максим Отставнов.

© 2002, Андрей Добровольский (раздел 3.1).

Использован текст лекций, публиковавшихся автором в приложении к газете «Первое сентября» «Информатика» (http://inf.1september.ru) в 2002-3 г., материалы брошюры «Прикладные свободные программы в школе» (М.: 2003 г.), а также фрагменты статей, ранее публиковавшихся в журналах «Компьютерра» и «Домашний компьютер».

Материалы, представленные в этой книге, также доступны в Интернет на странице www.otstavnov.com/fsft на условиях Свободной лицензии ГНУ на документацию (GNU FDL). Все прочие права сохраняются за автором.






Фактически, регулярно используемый «Emacs» позволяет реализовать (чисто в текстовом режиме, даже в системах, вообще не поддерживающих графику) метафору «рабочего стола», более известную по позднейшим графическим пакетам. Он реализует множественность окон (неперекрывающихся) на одном экране («фрейме»), а в графической среде способен работать со многими «фреймами» (окнами в терминах менеджера окон). Пакет «Emacspeak» добавляет к функциональности «Emacs» речевой вывод, предоставляя мощную поддержку для незрячих и слабовидящих пользователей59.

Все это (доступность, расширяемость, интегрируемость) делает его серьезным претендентом на организацию «учебного» рабочего пространства программиста (и, на самом деле, есть университетские курсы, так и построенные). Можно ли это использовать в сегодняшней школе?

Однозначного ответа на этот вопрос у нас нет. Дело в том, что нам неизвестны такие (ориентированные на среду на основе «Emacs») курсы для школ вообще. А что касается России (и русскоязычного сообщества), то нам неизвестны примеры школьных курсов, вводящих на достаточно раннем этапе идеи функционального программирования. А без последнего – увы – расширяемость «Emacs» остается чисто теоретической.

Однако в качестве интегрированной среды именно для программирования (в том числе, на обычно изучаемых в школе директивных языках, например, Pascal) «Emacs» использовать, безусловно, можно. Следует только учесть, что пресловутая «кривая обучения» для него гораздо более вогнутая, чем для более простых (но и менее мощных) средств редактирования, обычно используемых в подобного рода средах. Грубо говоря, может потребоваться пара занятий до того, как учащийся будет чувствовать себя уверенно при наборе и редактировании программ, зато потом эти задачи будут решаться гораздо эффективнее. (Кривую обучения можно сгладить, создав дополнительный набор макрокоманд под конкретный курс и, наверное, это правильный способ, но он потребует от методиста незаурядного знания не только «Emacs», но и «Emacs Lisp».)

В обычных учебных курсах «vi» изучается раньше «Emacs». Такая структура заимствуется из традиционного курса подготовки администраторов и продвинутых пользователей открытых систем. Дело в том, что «vi», во-первых, стандартизован (и доступен во всех без исключения открытых системах), а во-вторых, компактен. Администратор системы может оказаться (например, при восстановлении после сбоя) в среде, где ему из экранных редакторов доступен только «vi». Поэтому для сисадминов базовые навыки работы с ним обязательны (вне зависимости от личных предпочтений).

В учебной обстановке, не ориентированной на профессиональную подготовку, такого императива, полагаем, нет, поэтому методисты и преподаватели вольны выбрать наиболее адекватный инструмент для демонстрации возможностей текстовых редакторов, если задача состоит только в знакомстве учащегося с таковыми. Выбор огромен, но остановится он, скорее всего, или на «vi», или на «Emacs».

Редактирование «без редакторов»

Далеко не всегда открывать файл и редактировать его вручную является оптимальным способом работы с содержащимся в нем текстом. Чем более формализован текст, и чем более типовым является редактирование, которое необходимо выполнить, тем больше шансов, что существует способ «малой кровью» оптимизировать этот процесс. Рассмотрим очень формальную задачу.

Рис. 1-71

Допустим, в файле note сохранен текст записки:

В мае 2001 г. в Кремле состоится встреча с ветеранами Великой отечественной войны.

Откроет встречу Президент Российской Федерации Борис Ельцин.

Если ситуация изменилась (и мы отдаем себе отчет, как именно), можно открыть файл с этим текстом в текстовом редакторе, например, vi (Рис. 1), и издать команду:

:s/Борис Ельцин/Владимир Путин/g

Текст (предсказуемо) приобретет вид:

В мае 2001 г. в Кремле состоится встреча с ветеранами Великой отечественной войны.

Откроет встречу Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Однако, то же самое действие можно выполнить и «без редактора», а точнее, без интерактивного редактора, с помощью редактора потокового. Стандартный потоковый редактор называется sed, и синтакис его команд схож с синтаксисом командного режима стандартного интерактивного редактора vi, команда при этом издается непосредственно из командной строки:

$sed -n 's/Борис Ельцин/Владимир Путин/g' note

Если у нас подготовлен не один файл, а множество (например, note.1, note.2, note.3), и нужно внести в них единообразные замены (и ничего не пропустить, и нигде не ошибиться), мы обойдемся также всего одной командой.

$sed -n 's/Ельцин/Березовский/g' note.*

Если файлов будет тысяча, а требуемые изменения будут посложнее, нам, скорее всего, понадобится опять-таки всего одна команда (хотя, возможно, и потребуется серьезное изучение синтаксиса). Это называется потоковым редактированием, и оно интенсивно применяется, например, для наложения «заплаток» на исходные тексты программ (однако, как было продемонстрировано, с успехом может использоваться и для обработки текста на естественном языке).

Автоматизированная обработка текстов

ОС «Юникс» была во многом «рождена для обработки текстов» (прежде всего, это была система для программистов, а программы – это тексты). Набор служебных программ (утилит) современных стандартных ОС продолжает эту традицию, и в их составе можно найти десятки программ, ориентированных на работу с текстом. Многие из них (но не все) являются построчно-ориентированными, то есть текст понимается как последовательность строк.

Команда «grep» выводит строки, содержащие заданную подстроку, команда «sort» сортирует строки по алфавиту, «uniq» удаляет неуникальные (дублирующиеся) строки, «split» разделяет файлы, «cat» соединяет и т.п. Подробное описание команд потоковой обработки текста может занять отдельную толстую книгу.

В стандартной операционной среде отдельные утилиты могут «склеиваться» с помощью рассмотренных выше штатных средств оболочки операционной системы (перенаправление ввода-вывода, конвейер), что позволяет гибко решать самые сложные задачи обработки текстов, не прибегая к программированию на специальных языках, компилированию и сборке программ.

Базовые регулярные выражения

Многими стандартными утилитами (такими как «sed», «grep», «vi») для поиска, замены, выбора текста, используются базовые регулярные выражения.

Регулярное выражение – это последовательность символов. При использовании (передаче в качестве аргумента программе или вводе в ходе сеанса редактирования) регулярное выражение (шаблон) обычно60 окружается ограничителями – двумя одинаковыми символами, обозначающими его начало и конец, но не являющимися частью самого выражения. За исключением особых случаев в качестве ограничителей принято брать прямую косую черту (/, слэш), она окружает выражения и во всех нижеприведенных примерах.

Сами же символы могут (в зависимости от значения и, иногда, положения) иметь прямое (буквальное) значение или специальное. Символ-ограничитель не может употребляться внутри выражения в буквальном значении; также не рекомендуется использовать в этом качестве любой из перечисленных ниже специальных символов.

В буквальном значении символ автонимен, т.е. обозначает сам себя. /а/ обозначает букву «а», /слово/ означает слово «слово».

В синтаксисе базовых регулярных выражений определены следующие специальные символы.

Любой одиночный символ обозначается точкой (.), а не вопросительным знаком, как при «глоббинге» имен файлов.

Квадратные скобки ([ и ]) так же, как и при «глоббинге», используются для задания списков и диапазонов.

Знак каретки (^) имеет специальное значение в первой позиции внутри квадратных скобок. В этом случае он означает отрицание: /[А-Яа-я]/ соответствует «любой букве русского алфавита», а /[^А-Яа-я]/ – «любому символу, кроме букв русского алфавита». Чтобы включить его в список, достаточно поместить его в любую другую позицию: /[~`^]/ – это «тильда, апостроф или знак каретки».

Специальные значения, которые слишком сложны, чтобы их здесь рассматривать, в первой позиции внутри квадратных скобок имеют также: точка (.), знак равенства (=) и двоеточие (:).

Каретка в начале выражения означает начало строки: ^T найдет заглавное «Т», начинающее строку. Подобно этому знак доллара ($) в конце выражения означает конец строки.

Звездочка тоже используется в значении «нуля или более вхождений символа», но по-другому – для этого она должна следовать за таким символом. Шаблон /A*/ соответствует «A», «AA», «AAA» и т.д. Звездочка может следовать и за выражением, например, /[А-Яа-я]*/ означает «любую последовательность букв русского алфавита». Любая последовательность любых символов может быть обозначена /.*/.

Обратная косая черта (\, «бэкслэш») «экранирует» следующий за нею символ, то есть отменяет его специальное значение. /\./ означает точку, /\*/ – звездочку, а /\\/ – обратную косую черту. Обратная косая черта, за которой следует цифра, также имеет специальное значение, которое здесь не рассматривается.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свободные программы и системы в школе"

Книги похожие на "Свободные программы и системы в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Максим Отставнов

Максим Отставнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Максим Отставнов - Свободные программы и системы в школе"

Отзывы читателей о книге "Свободные программы и системы в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.