Поль-Анри Гольбах - Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным"
Описание и краткое содержание "Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным" читать бесплатно онлайн.
Атеистические произведения Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей-материалистов XVIII века, принадлежит к лучшим достижениям атеизма прошлого.
Они полны едкой иронии и оружием смеха. В этом одна из важнейших особенностей гольбаховских памфлетов.
29. Статьи в обоих томах «Recueil philosophiqu/e ou Mйlange des Piиces sur la Religion et la Morale» («Философский сборник, или собрание сочинений о религии и морали»). Лондон, 2 тт., 1770. В первом томе помещена статья Гольбаха «Rйflexion sur la Crainte de la Mort» («Размышление о страхе смерти»), во втором – статьи «Dissertation sur l’Immortalité de l’Ame» «Dissertation sur le Suicide», «Problème important: la Religion est-elle nécessaire а la Morale et utile а Politique», «Extrait d’un livre de Tindale, qui a pour titre: „Le christianisme aussi ancien, que le Monde“ („Рассуждение о бессмертии души“, „Рассуждение о самоубийстве“, „Важная проблема: является ли религия необходимой для морали и полезной для политики“, „Извлечение из книги Тиндаля, носящей заглавие: «Христианство так же древне, как и мир“).
30. Все примечания к первой книге «Послания Сенеки» во французском переводе Лагранжа.
31. «Hymne au Soleil» («Гимн солнцу») «Ode de la vie humaine» («Ода о человеческой жизни») в изд. «Varietés littéraires»).
32. Статья «Prononciation des Langues» («Произношение языков») в «Encyclopédie Méthodique» и несколько других мелких статей от 1770 г.
33. «De l’Etat naturel des Peuples ou Essai sur les points les plus importants de la société civile et de la Société générale des Nations» («О естественном состоянии народов, или опыт о наиболее важных пунктах гражданского общества и всеобщего товарищества народов»), Париж, 3 тт., 1786.
34. «Examen critique des Apologistes de la Religion chrétienne» («Критический разбор апологетов христианской религии»). 1 т., 1766. Сочинение это носило имя М. Фрере и приписывалось одно время Жану Левек-де-Буриньи.
35. «Lettre de Thrasybule а Leucippe» («Письмо Фразибула к Левкиппу»). Лондон, 1769.
36. «De la Monstruosité pontificale ou Tableau fidèle des Papes» («О чудовищности первосвященников, или верное изображение пап»). Лондон, 1772.
37. «Les Recherches sur les Miracles» («Исследования о чудесах»). Лондон, 1776. Сочинение это приписывалось также Фрере.
38. «Réflexions impartiales sur l’Evagileu» («Беспартийные размышления о евангелии»). Лондон, 1769. Автором на этом сочинении обозначен «покойный М. де-Мирабо». В 1777 г. оно было перепечатано под заголовком «Examen critique du Nouveau Testament» («Критический разбор нового завета»). Автором был указан Фрере.
39. «Israël vengé ou Exposition naturelle de prophéties hébraïques» («Отомщенный Израиль, или естественное изложение еврейских пророчеств»). Лондон 1770. Это сочинение представляет собой сокращенный и комментированный перевод труда Оробио де-Кастро.
40. «Discours sur les Miracles de Jésus-Christ» («Беседа о чудесах Иисуса Христа»). Год не обозначен.
Немало написано было Гольбахом для «Истории» Рейналя и Энциклопедии, но что именно – теперь установить крайне трудно.
Гольбахом было переведено несколько солидных научных трудов. Вот наиболее существенные из них:
1. Нери, Меррете, Кункель – Искусство изготовления стекла. Париж, 1752.
2. Валериус – Минералогия. Париж, 2 тт., 1753.
3. Геллерий – Металлургическая химия. 2 тт., 1758.
4. Шталь – Трактат о сере. 1766.
5. Генкель – Минералогия.
Гольбаху приписывается также перевод «Древней истории России» Ломоносова, изданной в Париже Эйду.
Из литературы о Гольбахе на иностранных языках и на русском языке укажем следующие названия:
1. J. Mоrley. Diderot and the Encyclopedists. 1878. Имеется глава о «Системе природы» Гольбаха.
2. Ph. Damiron – Mémoires pour servir a l’histoire de la philosophie du XVIII siècle 1858. Отдельная глава посвящена Гольбаху.
3. Avezac-Lavigne – Diderot et la société du baron d’Holbach. Paris, 1890.
4. A. Lоchtenberget – Le Socialisme au XVIII siècle (IX глава). Paris, 1895.
5– J. Goury – Breviaire de l’histoire du matérialisme. Paris, 1881.
6. J. bel Vaille-Essai sur l’histoire de l’idée de progrès jusqu’а la fin du XVIII siècle. Pans, 1910. 1 гл. IX книги.
7. F. Mautner – Der Atheismus und seine Cieschicnte im Abendiande. 1921, 111 том.
8. M.P. Enshing-Baron d’Holbach. New-York 1914.
9. R. Hubert – D’Holbach et ses amis. Pans, 1927.
10. Б. Чичерин – История политических учений. 1874. В 3-й части.
11. Фр. Альб. Ланге – История материализма и критика его значения в настоящее время. Пер. с 3-го нем. изд. Н.Н. Страхова. 1881. В I т.
12. Г. Плеханов – Очерки по истории материализма. Помещены в VIII т. собр. соч. Плеханова, Имеется также несколько отдельных изданий «Очерков. Лучшее – „Московский рабочий“, 1924.
13. К. Деборин – Очерки по истории материализма XVIII в Последнее (3-е) изд. 1930. Две статьи о Гольбахе.
14. И. Вороницын – История атеизма. 5 вып. Изд. «Атеист – Последнее (3-е) изд. 1930. Во 2-м вы.
15. «Беркова – П. Гольбах. Изд. „Красная новь“, 1923. Популярная книжка.
16. И. Луппол-Гольбах. Ст. в Большой советской энциклопедии.
Предисловие
Когда хочешь хладнокровно разобраться в воззрениях людей, даже в тех воззрениях, которые кажутся наиболее важными, неожиданно для себя замечаешь, что в них редко заключен здравый смысл, то есть прием суждений, достаточный для познания простейших истин, для того, чтобы отвергнуть наиболее грубые нелепости, для того, чтобы поражаться очевидными противоречиями. Примером служит богословие – наука, почитаемая во все времена и у всех народов огромным большинством смертных, вещь, которую церковники считают наиболее значительной, полезной и незаменимой для блага общества. В самом деле, стоит хоть немного потрудиться над исследованием тех основ, на которые опирается богословская наука, и мы принуждены будем признать, что эти основы, считающиеся неопровержимыми, являются лишь смелыми предположениями, вымышленными невежеством их авторов, распространяемые при помощи фанатизма либо недобросовестности, принимаемые благодаря легковерию, сохраняемые благодаря неразумной привычке и почитаемые единственно благодаря тому, что они непонятны.
«Одни, – говорит Монтэнь, – стараются уверить всех, что они верят в то, во что они не верят, другие – и их значительное большинство – стараются уверить самих себя, не давая себе труда проникнуть в то, во что им следует верить».
Одним словом, всякий, кто соблаговолит посоветоваться со здравым смыслом в вопросах религии, причем проделает это с таким же вниманием, с каким он относится к предметам, кажущимся ему интересными, легко убедится, что религиозные воззрения не имеют под собой солидного фундамента, что религия – это воздушный замок, что богословие – это незнание естественных причин, возведенное в систему, что оно является лишь бесконечным сцеплением призраков и противоречий; что оно во всех странах и среди различных народов земного шара распространяет лишенный правдоподобия роман, герой которого наделен рядом несовместимых качеств. Имя этого героя, долженствующего владычествовать над всеми сердцами, рождая в них благоговение и радость, является лишь пустым звуком, произносимым людьми без связи с идеями или свойствами, которые не были бы опровергнуты фактами либо явно не противоречили бы друг другу.
Познание этого существа, не вызывающего в уме никаких представлений, или, правильнее говоря, слова, которым это существо изображается, было бы само по себе делом крайне маловажным, если бы оно не причиняло страшных опустошений на земном шаре. Предупрежденные, что этот призрак является интересной для них реальностью, люди, вместо того чтобы мудро решить, что он непостижим, что они не должны о нем думать, решают, напротив, что они постоянно должны заниматься им, что должны рассуждать о нем без конца, никогда не выпуская его из виду. Непреодолимое невежество, свойственное им, не только не отталкивает их, а, наоборот, возбуждает любопытство. Вместо того, чтобы испугаться вымыслов воображения, они под влиянием своего невежества становятся сухими догматиками, нетерпеливыми, переполняются гневом по отношению к тем, кто противопоставляет некоторые сомнения вымыслам, родившимся в головах богословов.
Какая нерешительность охватывает человека при столкновении с неразрешимой проблемой! Беспокойные размышления о предмете, который невозможно охватить, но который в то же время этот человек считает очень важным для себя, могут привести его в очень скверное настроение и породить в его голове исступление. Если же к этому примешаются еще выгода, тщеславие либо честолюбие, то может быть потрясено и общество. Вот почему столько стран частенько становились ареной сумасбродств нескольких глупых мечтателей, которые, принимая либо выдавая свои пустые теории за вечные истины, зажигали фанатизм правителей и народов и вооружали их на борьбу за идеи, которые эти фанатики представляли крайне существенными для славы божества и благосостояния империй. Тысячи раз во всех частях земного шара мы видели, как опьяненные фанатики вгрызались в глотки друг другу, зажигали костры, без колебаний и даже по чувству долга вершили величайшие преступления, проливали потоки человеческой крови. Зачем? Затем, чтобы заставить уважать, чтобы укрепить и пропагандировать наглые домыслы нескольких фанатиков либо чтобы утвердить плутни нескольких лжецов о существе, которое имеется лишь в их воображении и давало о себе знать лишь опустошениями, распрями и безумствами, производимыми им на земле.
В начале времен дикие, свирепые, вечно воевавшие друг с другом народы под разными именами поклонялись нескольким богам, приспособленным к их представлениям, то есть жестоким, хищным, корыстным, кровожадным. Мы находим во всех религиях земли бога войны, бога зависти, бога мести, бога истребления, бога, радующегося резне, которому его поклонники считают своим долгом служить согласно его вкусам. Ему приносят в жертву ягнят, быков, детей, мужчин, еретиков, неверных, королей, целые нации. А разве ревностные слуги этого столь варварского бога не считают обязанными приносить в жертву ему самих себя? Всюду появляются безумцы, которые после печальных размышлений о своем ужасном боге внушают себе, что для того, чтобы быть угодными ему, они должны причинять себе всевозможное зло, они должны обрекать себя во славу его на мучительные пытки Одним словом, злополучные идеи о божестве повсюду, куда бы они ни проникали, не только не утешают в неизбежных человеческих несчастьях, но вносят сомнения в сердца и рождают разрушительные для них безумства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным"
Книги похожие на "Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Поль-Анри Гольбах - Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным"
Отзывы читателей о книге "Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным", комментарии и мнения людей о произведении.