» » » » Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век


Авторские права

Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век

Здесь можно скачать бесплатно "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век
Рейтинг:
Название:
Русский анархизм и евреи. XIX-XX век
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Описание и краткое содержание "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать бесплатно онлайн.



Мы постарались дать в этой книге картину русского анархизма первой четверти ХХ века применительно к интересовавшему нас еврейскому вопросу.

Диапазон взглядов анархистов на проблемы еврейского народа поразительно широк: от крайнего антинационализма и космополитизма - до смыкания с еврейским национально- освободительным движением.

Не выдерживают критики утверждения некоторых авторов об антисемитском характере деятельности ряда анархистских повстанческих движений в России.

Идеологи классического анархизма были носителями интернационалистического мировоззрения, а в среде рядовых участников движения евреи играли одну из ведущих ролей. Первая анархистская группа, действовавшая на территории Российской империи, состояла исключительно из евреев, а российская анархистская пресса вела свое происхождение от газет и журналов, выходивших на языке идиш. Фактически российский анархизм зародился в среде еврейских рабочих-эмигрантов, покинувших пределы империи и обосновавшихся в странах Западной Европы. Огромную помощь им оказал мятежный князь П.А. Кропоткин.

Самое массовое народное анархистское движение в России в послереволюционный период - махновщина - также было тесно связано с беднейшими слоями еврейства. Интеллектуальная верхушка махновского повстанчества, в первую очередь, секретариат украинской анархо-синдикалистской конфедерации "Набат", почти полностью состояла из евреев. Здесь можно привести имена В.М.Волина (Эйхенбаума), А. Барона (Полевого), Марка Мрачного (Кливанского), Давида Когана, Льва Рубана, Ольги Таратуты, ЯАлого (Суховольского), И. Гутмана (или Готмана, он же Эмигрант), И.Теппера, Аккермана, Гофмана и других. В махновском Реввоенсовете и Культпросвет отделе было множество евреев, определявших идеологию самого повстанческого движения. Все руководство контрразведки махновцев также состояло из евреев: Я.Глазгон, Х.Цинцинер, Гордин, братья Л. и Д. Зиньковские (Задовы) и др. Интеллектуальный уровень анархистов теоретиков, принимавших непосредственное участие в повстанческом движении, был высок: например, Волин, например, одно время возглавлявший реввоенсовет, свободно разговаривал на 13 языках, был великолепным оратором, а, находясь в эмиграции, прекрасно чувствовал себя в любом обществе и вращался среди изысканной публики.






Этот орган выходил с перерывами на протяжении более 30 лет. Его главным редактором был немец Рудольф Рокер (1873-1958), который специально изучил идиш и проявил большую активность среди еврейских рабочих. Журнал способствовал распространению идей анархизма среди молодых еврейских рабочих и ремесленников; он придерживался принципа "пропаганды практических действий" и противился всякой официальной политической деятельности".

Таким образом, в 80-90 годах прошлого века анархизм пользовался значительным успехом среди еврейских рабочих Англии, и некоторое время его приверженцы составляли большинство в еврейском рабочем движении. Активная антирелигиозная и антинационалистическая пропаганда анархизма того времени оттолкнула от движения многих рабочих, связанных с еврейской национальной традицией; к концу столетия, после обострения идеологической несовместимости разных направлений в анархистских группах, начался долгий период споров и взаимных обвинений. Многие хотели бы сотрудничать с нарождающимся сионизмом, многие остро сопротивляются этим тенденциям". Значительная часть еврейских анархистов, проживавших в Англии, противилась индивидуальным террористическим актам, весьма популярным в таких странах, как Франция, Италия и Испания. Интеллигенты, руководившие еврейскими анархистскими группами в Англии, эмигрировали в США. Журнал "Дер арбетер фрайнд" продолжал выходить в Лондоне, но большинство его читателей жило в Нью-Йорке. В центрах еврейской иммиграции в США велась мощная идеологическая борьба между анархистами и социал - демократами. Конфронтация двух движений велась еще с 80-х гг., но усилилась к концу XIX - началу ХХ вв".

Анархисты

создали кружки под названием "Пионеры свободы", ("Ди пионерен дер фрайхайт") основали несколько газет, большинство из которых прекратило вскоре свое существование, за исключением еженедельника "Фрайе арбетер штиме", который выходил с 1890 года до декабря 1977 года (в последний год своего существования выходил раз в месяц). В первые годы своей деятельности еврейские анархисты США, ранее жившие в Англии, куда в свое время они добирались из России, были сторонниками "пропаганды практических действий". Они находились под сильным влиянием вождей американского анархизма - немца Иоганна Моста, знаменитейшего теоретика террористической тактики, - и евреев- Эммы Голдман и Александра Беркмана. Голдман прославилась не только блестящими ораторскими способностями, но и тем, что в годы гражданской войны в России лично посетила ставку Махно (о чем он вспоминает в своих мемуарах; и она была не единственной среди американских евреев-анархистов, побывавших там).

Впрочем, большинство еврейских анархистов Америки не поддерживало идею личного террора. Против "пропаганды практических действий" выступал с острой критикой редактор еврейского анархистского журнала "Фразе гезелшафт" Шауль Яновский, выходец из России (как и абсолютное большинство читателей его журнала). Вместо террора Яновский требовал усиления пропагандистской работы путем печатной пропаганды и повышения образовательного уровня рабочих.

Еще перед началом Первой мировой войны русско-еврейское движение анархистов США приходит в упадок. Оно ограничивается деятельностью в области культуры и просвещения. Выпускались книги на идиш в области философии и естествознания. Особенно отличилось издательство имени Кропоткина; его издания до сих пор пользуются популярностью в соответствующих кругах США, Англии, Франции, Аргентины.

В начале века инициатива анархистской деятельности постепенно перемещается обратно в Европу - точнее, в ее восточную часть, а именно в Россию (в первую очередь - в Польшу). Еврейские эмигранты из империи, прожив 15 - 20 лет в Европе, все пристальнее присматриваются к революционному потенциалу своих собратьев, оставшихся по ту сторону границы. В первые годы нового столетия появилась первая ласточка российского не эмигрантского анархизма: газета "Жерминаль" на идиш печаталась в Швейцарии и тайно переправлялась в Россию, где среди еврейской молодежи в Польше и Литве нашла своих настоящих пропагандистов.



Глава 3

Участие евреев в анархистском движении Российской империи в начале ХХ века. Связь с нееврейскими группами движения

Появление анархизма в пределах империи было тесно связано с началом революционного подъема масс в начале нынешнего столетия. "В заграничных русских колониях Швейцарии, Англии и Франции велась уже систематическая пропаганда… и ораторы- анархисты часто выступали на многочисленных митингах и собраниях" - это мы уже отмечали в предыдущей главе. То же самое наблюдалось и среди еврейских рабочих из России в таких крупных городах, как Лондон и Нью-Йорк. "Пропаганда анархизма концентрировалась, - говорил Рогдаев в докладе международному конгрессу анархистов в Амстердаме в 1907 году, - главным образом в Женеве и Лондоне; в первом городе - среди русской молодежи, во втором- среди многочисленного еврейского пролетариата, в квартале Уайтчепель" "

Имеющиеся в нашем распоряжении материалы говорят о появлении первой анархистской группы в Российской империи весной 1903 года в Белостоке. К этому времени там уже были анархисты-одиночки и сочувствовавшие им "Начало сплочению этих одиночек в анархистскую группу, - писал позднее один из членов, - было положено весной 1903 года прибывшим из Лондона товарищем. Он прочел несколько рефератов среди бундовской интеллигенции и рабочих, и ему удалось привлечь на свою сторону нескольких очень энергичных революционеров. Вместе с Григорием Брумером ("Борис", умерший в Петропавловской крепости) он в самое короткое время успел организовать первую анархистскую группу, называвшуюся интернациональной группой "Борьба"™. Таким образом, первая организованная группа анархистов в Российской империи была еврейской группой. Соответствующие настроения царили. и в других городах западной части империи. Очень характерным свидетельством являются воспоминания известного еврейского общественного деятеля А.М.Гольдштейна:

"Изменились и еврейские массы. Все, что есть в них молодого, живого, активного, ушло в партии, в организации. Непартийный молодой человек в Вильне теперь такая же редкость как партийный человек в какой-нибудь Кинешме или Вязьме. Ненависть к существующему строю, ненависть безграничная, беспощадная, достигшая в черте своего апогея (имеется в виду черта оседлости. - прим. авт.) вызывает подчас среди этих еврейских организаций такие взрывы самопожертвования и героизма, что нельзя не преклониться перед их самоотверженною преданностью одушевляющей их идее. Но партийная нетерпимость порою доводит этих людей, готовых пролить свою кровь за идею свободы, до фактического игнорирования самых элементарных принципов свободы слова и мнения для человека другого лагеря, другой партии.

…Познакомился я с ним в вечер накануне моего отъезда из Вильны… Мы разговорились: говорили о последних событиях, о партиях, о сионизме…

– Послушайте, - вдруг заговорил он, - вот вы все толкуете о сионизме, о революционной борьбе в Палестине, об организации народа… Где это пробуждение гордой самостоятельности еврейства, о которой вы говорите? В "подвигах" Бунда? В неисчерпаемых разговорах сионистов?.. Так пойдите посмотрите, что делается на самом дне еврейства, на еврейской улице. Нищета увеличивается со дня на день, народ вырождается… не по дням, а по часам. И никакие… сионистские ваши реальные работы… этого не предотвратят. Еврейская литература вымирает… народ задыхается; он гибнет физически и духовно… И только один путь есть к спасению… Соберите те активные силы, которые еще имеются, и киньте им один только лозунг, единственно целесообразный для нас.. "так дальше продолжаться не может; нам нужна своя страна; будемте бросать бомбы во все европейские парламенты, будемте нарушать спокойствие всей Европы, будемте отравлять всеми средствами существование всех народов до тех пор, пока они не исполнят нашего требования: дайте нам страну для нашего народа/

И много еще говорил этот… сионист-анархист на эту тему"'4. Далее Гольдштейн пишет: "Здесь вы встретите и евреев ППС-овцев самой несимпатичной окраски, и евреев-анархистов, и евреев "молодых эсеров" (по своей практике почти идентичных с анархистами), и даже евреев ЛСД (литовских социал-демократов).

Специфически местными особенностями отличаются в Белостоке анархисты, тоже сплошь евреи. Белосток - первый город черты, в котором зародился анархизм, и оттуда он перенесся и в другие города. Теперь уже анархисты в Белостоке довольно сильны. Характерно, что почти все их интеллигенты - бывшие бундовцы, а масса в большинстве своем также представляет собою выходцев из низов Бунда… Случаи "экспроприации" происходят в Белостоке почти ежедневно. Не проходит дня - или, вернее, ночи - без того, чтобы анархисты с револьверами в руках не "экспроприировали" у того или другого местного еврейского "буржуа" какую-нибудь сумму, колеблющуюся, в зависимости от его зажиточности, от 50 до 1000 рублей"


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Книги похожие на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моше Гончарок

Моше Гончарок - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Отзывы читателей о книге "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.