Максим Батырев - Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис"
Описание и краткое содержание "Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис" читать бесплатно онлайн.
Все живые организмы живут по одинаковым законам. Будь то сам человек, компания или даже государство.
И вот представьте себе ситуацию: вы просыпаетесь с утра, чувствуете небольшое недомогание – голова побаливает, нос заложен, слабость. Включаете радио или «Алису», а в новостях говорят, что какой-то вирус пришел в ваш город и уже в некоторых районах начали школы закрывать на карантин.
Какими будут ваши действия?
Кто-то скажет: «Отличный повод откосить от работы. Позвоню, скажу, что заболел. Отлежусь дома и проведу день на таежном чае с малиновым вареньем».
Кто-то скажет: «Сегодня важный день, легкое недомогание не проблема. Поеду на работу. А вечером пойду в спортзал и взбодрюсь».
Кто-то в панике проведет весь день в интернете, читая страшные новости про этот вирус, прислушиваясь к себе и чувствуя, как силы быстро покидают его тело.
Или иначе.
«Ничегонеделание».
Игнорирование.
Стресс.
Давайте не забывать, что в нашем случае есть две важные переменные:
1. Какой-то непонятный вирус.
2. Нам действительно с утра нехорошо.
И в этом случае все стратегии, на мой взгляд, неверны, потому что, как бы мы там ни думали, здесь должна включаться стратегия выживания.
Самая верная стратегия выживания – здравый смысл. А состоит он из следующих этапов:
1. Признать, что вы заболели. И непонятно, тот ли это страшный вирус или нет.
2. Пойти к врачу, сдать анализы, провести диагностику.
3. Узнать диагноз. Успокоиться, взять себя в руки.
4. Получить рецепт, понять, что делать, чтобы выздороветь.
5. Начать лечение и не бросать, потому что всегда будет соблазн перестать лечиться, как только себя чуть лучше почувствуешь.
6. Собрать свою волю в кулак.
7. Довести лечение до конца, сохраняя позитивный настрой.
И теперь, используя нашу метафору о том, что любой человеческий организм, как и любая компания, это живая система, мы составим те же пункты по выживанию для нашей команды и нашего бизнеса:
1. Признать, что это кризис.
2. Провести диагностику всего, что необходимо, сквозь призму выживания.
3. Успокоить своих людей, свою команду.
4. Подарить людям надежду на то, что будущее у нас есть. Разработать новую стратегию.
5. Начать действия по движению к новой стратегии.
6. Объединить людей против идеологического врага.
7. Сохраняя позитивный настрой, поддерживать каждого члена команды.
Вот как-то так. Это и есть наш план. Это и есть структура книги.
Внешние угрозы могут быть очень разными. Для наемных руководителей – слияние с другой компанией, смена топ-менеджера, который приходит со своими правилами, смена курса компании, в конце концов – угроза увольнения.
Для первых лиц компании внешние угрозы уже серьезнее: появление новых конкурентов, изменение законодательства в отрасли или стране, наезды проверяющих органов, скачущий курс национальной валюты, демографические ямы, появление альтернативных продуктов на рынке, глобальное потепление, изменение покупательских моделей, экономический кризис и так далее и так далее.
В 2020 году к этому списку присоединились локдаун на уровне государства, связанный с пандемией, сам вирус, обязательства вакцинировать сотрудников и соблюдать новые правила Роспотребнадзора, закрытые границы.
В 2022 году сюда добавились военные действия, экономическая блокада, мировая русофобия, замораживание активов, блокировка соцсетей, рекордная инфляция и ожидаемый мировой голод.
В веселое время мы с вами живем, ничего не скажешь. Но ничегонеделание, игнорирование или стресс – самое ужасное поведение в такой ситуации.
Обратите внимание, что все кризисы, которые я перечисляю, внешние – такие, на которые я как руководитель любого ранга не могу повлиять. Я не могу с этим сделать ровным счетом ни-че-го.
Я способен влиять только на себя, свою семью, своих партнеров, сотрудников, Клиентов. Точка.
Орать в соцсетях, что «все пропало и все козлы», выходить с транспарантами на улицу, кричать от злости в окно – бессмысленно. Мы бессильны в таких ситуациях, черный лебедь не спрашивал нас, хотим ли мы, чтобы он прилетел, или нет. Он просто прилетает и накрывает нас своим большим черным крылом.
В кризисы выживают не самые сильные, могучие и богатые, а самые адаптивные.
Адаптивность – это вообще главное качество современных руководителей, умение переосмысливать происходящее и перерождать себя заново, становиться новым собой, а в дальнейшем трансформировать свою команду под новые условия нового мира.
Можно вспомнить компанию Mirax Group, застройщика самого высокого здания в Восточной Европе – делового комплекса «Федерация», – и ее эпичного собственника Сергея Полонского, которые не смогли справиться с кризисом 2008 года, хотя до этого заявляли: «Все, у кого нет миллиарда долларов, могут идти в ж***». Самый сильный предприниматель не смог пережить тот кризис.
А можно вспомнить и историю ледникового периода, когда самые большие и мощные животные планеты, потеряв кормовую базу, не стали мигрировать в теплые регионы и исчезли с лица Земли навсегда. Вместе с вымиранием мамонтов перестали существовать и целые цивилизации (такие как культура Кловис в Северной Америке), которые питались в основном их мясом. Но тем не менее для некоторых племен потепление стало важным фактором переселения людей в те регионы материков, климат которых был подходящим для зарождения земледелия.
Адаптивность в современном менеджменте, в современном мире – наше все.
Адаптивность – это способность восстанавливаться, отряхиваться и двигаться дальше, даже несмотря на то, что все жизненные планы остались в прошлом.
Адаптивность – это умение отказываться от знакомых и умелых действий, которые уже не работают, сохраняя при этом свои ценности.
Адаптивность – это способность отказаться от того, что ты понимаешь, что будет в будущем, и принимать решения здесь и сейчас.
В любом случае очередной кризис, каким бы он ни был, закончится. И у нас будет передышка на несколько месяцев, а может, и несколько лет до следующего кризиса, который тоже неминуем.
Это просто нужно принять. Есть тьма – и есть свет. Есть добро – и есть зло.
Есть кризисы – и есть передышки между ними. В семье, в компании, в государстве, в мире. В любой живой системе.
И это норма жизни.
В конце концов, давайте вспомним великого русского классика Федора Ивановича Тютчева и его строки:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Мы как раз посещаем наш мир в роковые минуты. Сейчас наша задача – выживать, и в этом есть самый здравый смысл. Ну а если нам повезет, то мы перейдем и на новый качественный уровень, но об этом чуть позже.
2. Признать кризис – значит начать действовать
«Это не закончится никогда» – самая частая фраза, которую я говорю своим сотрудникам во время очередного шторма.
Когда мы попадаем в тяжелую ситуацию, хочется, чтобы она скорее закончилась и наступило такое же прекрасное время, какое было до нее. Даже люди, уставшие от коронавируса, уже в марте 2022 года грустно шутили: «А помните, был ковид? Хорошие были времена».
Любое изменение контекста должно сопровождаться изменением поведения, в первую очередь лидера. Потому что люди нередко парализованы и беспомощны, когда все представления о прежнем мире разбиваются, словно волны о скалы.
Новое время = новые правила.
В феврале 2022 года в рамках моего проекта «Комбат-туры» мы прошли на парусной лодке через пролив Дрейка в Антарктиду и обратно. Только дорога заняла у нас 11 суток: 5 в одну сторону и 6 в другую. А пролив Дрейка – самый опасный и самый штормовой пролив на планете. Иногда вокруг нас не было ни одного корабля в радиусе 200 километров. Не дай Бог что-то случилось бы с нашей лодкой, можно было бы не рассчитывать, что кто-то нас быстро спасет. Абсолютно точно эти 11 дней навсегда запомнятся всем участникам нашей экспедиции, особенно когда мы попадали в 8–9-балльные штормы. И прежде всего запомнится то, что на лодке во время перехода совсем другая жизнь и другие правила: при перемещениях нужно всегда иметь как минимум три точки опоры, а не две, не чураться таблеток от укачивания, потому что их принимают даже опытные члены экипажа, заступать на ежедневные вахты, хотя ты «в прошлой жизни» был предпринимателем-миллионером; пристегиваться специальным ремнем при выходе на палубу, чтобы тебя не смыло волной, и так далее. Даже в туалет на лодке ты должен ходить сидя, хотя ты мальчик и к этому не привык. На самом деле правил достаточно много, но утомлять вас здесь их перечислением я не буду. Главное – принять, что это другой мир. И здесь другие правила. Точка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис"
Книги похожие на "Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Максим Батырев - Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис"
Отзывы читателей о книге "Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис", комментарии и мнения людей о произведении.