Джеймс Рассел - Классика бизнеса
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Классика бизнеса"
Описание и краткое содержание "Классика бизнеса" читать бесплатно онлайн.
Джеймс Рассел
Классика бизнеса
Ключевые мысли из лучших бизнес-книг
Издано с разрешения Little, Brown Book Group Limited и Nova Littera SIA
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© James M. Russell, Hugh Barker, Diane Law, 2017 First published in Great Britain in 2017 by Robinson, an imprint of the Little, Brown Book Group
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2020
* * *Введение
Мир бизнес-книг – забавное место. Здесь можно найти все, что угодно, – от советов великих бизнесменов, таких как Уоррен Баффетт, Стив Джобс и Илон Маск, до описания самых впечатляющих неудач в делах, подобных истории Enron и рынка субстандартных бумаг. Среди авторов встречаются гении, усердные труженики, академики и предприниматели, а также шарлатаны и мошенники. Можно обнаружить даже Дональда Трампа. Здесь представлена, по сути, вся жизнь человечества. Как же выбрать из этого многообразия семьдесят книг для включения в коллекцию классики бизнес-литературы? Мы руководствовались несколькими параметрами. Во-первых, мы хотели видеть здесь книги, касающиеся всех сфер бизнеса: от продаж и маркетинга до переговоров, от предпринимательства до инвестирования, от лидерства до инноваций, от традиционных и корпоративных моделей бизнеса до руководств по стартапам и альтернативных подходов.
Есть, конечно, очевидные бестселлеры: например, нельзя было не включить «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» или «Семь навыков высокоэффективных людей». Наряду с ними существуют книги весьма сомнительной ценности, которые, однако, часто попадают в списки классики бизнес-литературы, и мы решили включить вопиющие примеры как раз для того, чтобы продемонстрировать читателю полные ошибок экземпляры.
Мы хотели также охватить как можно больший отрезок времени и показать, что некоторые весьма удачные и занимательные бизнес-идеи можно найти в текстах, которые не воспринимаются как книги по бизнесу: в «Искусстве войны», «Рабах “Майкрософта”», «Думай медленно… решай быстро» и «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Кроме того, мы хотели проследить историю деловой литературы до конца XX и начала XXI века и включить в наш список ряд новинок, поскольку многие читатели, возможно, не успели с ними ознакомиться. Мы решили, что лучший способ организации такого неоднородного списка – это хронологический порядок, позволяющий читателю полностью погрузиться в чтение и увидеть, как с годами менялись основные тенденции в деловой литературе.
Среди книг вы найдете экспертные рекомендации, основанные на серьезных научных исследованиях (например, «Эффективный руководитель» или «Переговоры без поражения»), вдохновляющие руководства по началу и ведению бизнеса на прочных основаниях (это «Уроки выдающихся лидеров», «Трудные диалоги» или «Компания мечты»), а также сомнительного толка учебники по менеджменту, в которых единственная ущербная идея доводится до логического абсурда (из милосердия не будем упоминать наиболее характерные примеры).
Для каждой книги приводится краткий обзор, а раздел «Скорочтение» дает быстрое (подчас весьма поверхностное) представление о стиле писателя и очень сжатое изложение основных идей соответствующей книги. Мы надеемся, что читателю захочется прочитать лучшие книги и пропустить худшие и вынести хотя бы в общих чертах идеи о том, чему каждая из книг способна научить нас в области бизнеса.
«Искусство войны» Сунь-цзы, около 500 года до н. э
(Сунь-цзы. Искусство войны. М.: Центрполиграф, 2012. 192 с.)
«Искусство войны» – классический китайский трактат, созданный около 500 года до н. э. Автор его точно неизвестен, но считается, что это философ и теоретик войны Сунь-цзы, который писал в то время, когда китайские княжества начали объединяться в единую, как оказалось, долговечную империю.
Эта книга считалась классическим трудом по военному делу, но, поскольку она рассматривает конфликтные ситуации в общем, текст может быть полезен и для других сфер: спорта, права, деловых переговоров. Это традиционное обязательное чтение для всех топ-менеджеров японских корпораций, а с 1980-х годов текст обрел престиж и среди западных бизнесменов: например, его постоянно цитирует в фильме «Уолл-стрит» Гордон Гекко – герой, воплощающий в себе худшие черты агрессивного, жадного капиталиста.
Это незаслуженно бросало тень на книгу. Но она все же популярна в деловых кругах и по сей день. Сунь-цзы вовсе не призывает к бездумной агрессии: его рассуждения основываются на даосизме, а многие части книги посвящены способам избежать конфликта, а не нарываться на него и не развязывать его. Основная идея книги в том, что конфликт неизбежен в человеческих сообществах (и между ними), но вооруженное его решение – последнее средство, которое в итоге навредит всем. Известна, например, цитата о том, что величайшая победа – та, для которой не потребовалось сражаться. Книга подразумевает, что в случае конфликта часто можно избежать военных действий, но если это невозможно, следует подготовиться к ним, чтобы победить.
Некоторым современным читателям не нравится сравнение бизнеса с войной, но если рассматривать книгу как источник советов по решению любых конфликтов, она может оказаться так же полезна, как и любой куда более новый трактат. Книга разделена на тринадцать коротких глав, в которых описывается все: первичная оценка ситуации, планирование и подготовка, завоевание доверия солдат, разработка и применение военных стратегий и их адаптации к новым обстоятельствам и местности.
В широком смысле Сунь-цзы советует всегда проявлять инициативу: «Война – это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко»[1].
Кроме того, автор постоянно советует с осторожностью оценивать способности оппонентов, доходя даже до мельчайших деталей: так, он рекомендует отмечать, когда они исчерпали пищевые ресурсы, забив последнего быка (потому что это свидетельствует о том, что враг готов сражаться до самого конца).
Большая часть текста рассматривает случаи, когда вы слабее или равны противнику. Однако, притворяясь слабым, когда вы сильны, и сильным, если вы слабы, вы сможете получить стратегическое преимущество даже в самых невыгодных обстоятельствах. Вы узнаете, когда не стоит сражаться и следует дать врагу отступить, избегая битвы не на жизнь, а на смерть, если не уверены, что сможете легко победить.
Сунь-цзы уделяет внимание и военным расходам. Длительная война не приносит выгоды никому, так что он советует решаться на открытый конфликт только тогда, когда можно добиться выгодного результата в кратчайшие сроки. Это хороший урок современному бизнесу по оценке новых направлений и инициатив, а также расходов и перспектив, связанных со вступлением в ценовые войны с конкурентами или запуском конкурирующих продуктов.
Даже самые конкретные советы автора могут натолкнуть на интересные размышления. Например, он совершенно обыденно говорит о пользе шпионов, советуя использовать их просто потому, что так явно поступит враг. Или он предлагает не везти с собой провиант на поле боя, а красть еду у неприятеля, ослабляя его и одновременно экономя энергию для пути. Кажется, что точные параллели в бизнесе здесь найти трудно. Но этот совет вполне применим к управлению персоналом: можно обучать своих сотрудников, нанимать уже обученных или охотиться за ценными кадрами.
Ваши ощущения от чтения «Искусства войны» в целом во многом будут зависеть от того, нравится ли вам вообще читать о войнах и военной стратегии. Но даже у тех, кому не нравится эта тематика, чтение может пробудить интересные мысли по поводу разрешения споров и ухода от опасных конфликтов, а также тщательного изучения врагов (или конкурентов).
СКОРОЧТЕНИЕ«Искусство войны»
«Знают, что победят, в пяти случаях:
1. Побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя.
2. Побеждают, когда умеют пользоваться и большими, и малыми силами.
3. Побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания.
4. Побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника.
5. Побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им».
«И Цзин. Книга перемен» Классический китайский философский текст
(И цзин. Книга перемен. М.: Азбука, 2015. 576 с.)
«И цзин» – это древнекитайский текст, который оформлялся постепенно в течение X–IV веков до н. э. Изначально книга почти наверняка предназначалась для гадания, ее и сейчас часто используют для этого. Однако в даосизме и конфуцианстве ее столь же часто используют в качестве морального руководства для принятия решений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Классика бизнеса"
Книги похожие на "Классика бизнеса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеймс Рассел - Классика бизнеса"
Отзывы читателей о книге "Классика бизнеса", комментарии и мнения людей о произведении.