Владимир Захаров - Первый военный аэродром

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Первый военный аэродром"
Описание и краткое содержание "Первый военный аэродром" читать бесплатно онлайн.
В документальном военно-историческом очерке идет речь о первом военном аэродроме России в Гатчине. Автор увлекательно рассказывает о гатчинском периоде жизни и деятельности первых русских пилотов Н. Е. Попова и М. Н. Ефимова, первой летчицы Л. В. Зверевой, основоположников высшего пилотажа П. Н. Нестерова, К. К. Арцеулова, В. П. Чкалова. В очерке отражены подвиги авиаторов, совершенные в небе Гатчины при защите Ленинграда.
На Гатчинском аэродроме получили путевку в небо многие видные авиаторы, отличившиеся в первой мировой войне, в революционных событиях и в годы гражданской войны. Покой в Гатчинской авиашколе был нарушен ранней весной 1917 года. После Февральской революции в солдатской массе все ярче пробуждалось классовое сознание и чувство революционного долга. В школу стали проникать большевистские листовки и газеты, приходили агитаторы. Революционные настроения усилились с приездом в Россию В. И. Ленина и распространением его «Апрельских тезисов». Прояснилось отношение к войне. На призыв офицеров о поддержке Временного правительства солдаты не откликались.
Среди революционно настроенных авиаторов Гатчинской школы особенно выделялись Д. П. Ананьев, Н. Я. Кузьмин и А. М. Лабренц. Дмитрий Ананьев прибыл в Учебный воздухоплавательный парк в 1909 году, освоил специальность и был назначен мотористом к поручику Рудневу, который сразу же начал обучать Ананьева полетам на аэроплане. Осенью 1912 года в авиационном отделе открылся так называемый солдатский класс, куда было отобрано десять нижних чинов, в том числе и Дмитрий Ананьев. В том же году он получил документ об окончании курса и был назначен летчиком-инструктором. В этой должности унтер-офицер Д. П. Ананьев прослужил до 1918 года, обучив летному делу 310 курсантов. В годы гражданской войны и иностранной интервенции он командовал авиационным отрядом и был награжден орденом Красного Знамени.
Во время Великой Октябрьской социалистической революции Воздухоплавательный парк, Гатчинская авиационная школа и Школа воздушного боя с первого же дня стали на сторону Октября. Распоряжения из Смольного доставлялись нарочными или передавались по телефону. Вечером 28 октября 1917 года комиссаров и представителей комитетов авиации, в том числе Гатчины и Ораниенбаума, вызвали в Смольный. На совещании шла речь о создании социалистических авиационных отрядов, а также о разоружении и расформировании авиачастей, державших нейтралитет. Красвоенлеты и мотористы первых авиаотрядов принялись за работу. На сторону Советской власти перешли и многие офицеры-авиаторы. Уже 10 ноября красвоенлеты с Комендантского аэродрома вели разведку, установив скопление эшелонов с казачьими частями на станциях Митино и Гатчина.
К вечеру 10 ноября на учебном самолете из Гатчины в Петроград прилетел А. М. Лабренц. Это был смелый побег авиатора на самолете из занятого войсками Керенского города. Лабренц сообщил революционному командованию, что многие солдаты Гатчинской авиашколы разбежались, оставшиеся держат нейтралитет. А вскоре солдатский комитет в Гатчине разоружил контрреволюционную офицерскую верхушку. Только два самолета успели взлететь с аэродрома и направиться в лагерь контрреволюции, к тому же один из них сел из-за неполадок в районе расположения революционных войск.
В декабре 1917 года по указанию В. И. Ленина была создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики, а вскоре начала организовываться ПВО Петрограда, в которой принимали участие летчики с Гатчинского аэродрома. Особенно часто несли боевое дежурство опытные летчики Н. П. Ильзин и А. М. Лабренц, который потом стал командиром 2-го социалистического авиаотряда. 1-м отрядом командовал солдат летчик И. Я. Иванов. Другой солдат авиатор Н. Я. Кузьмин в октябре 1917 года возглавлял местный Военно-революционный комитет, взявший власть в Гатчине. А всего к концу 1917 года было сформировано шесть социалистических авиаотрядов, имевших по 12 самолетов.
Отражая войска Керенского и Краснова на подступах к Петрограду, авиаторы вели воздушную разведку, сбрасывали листовки и даже бомбили немецкий десант в Финляндии. Условия были трудные. Не хватало самолетов, было плохо с моторами. На вооружении стояли устаревшие «ньюпоры», «фарманы», «вуазены», «мораны», «сопвичи». Из отечественных самолетов выделялся многомоторный «Илья Муромец». Еще в первую мировую войну на этих кораблях отличились гатчинцы А. В. Панкратьев, Г. В. Алехнович и В. Ю. Юншейстер. При этом хорошо зарекомендовал себя стрелковый прицел конструкции С. А. Ульянина, успешно применялась также его фотокамера. Так, 19 марта 1916 года экипаж «Ильи Муромца» под командованием А. В. Панкратьева вступил в бой с двумя «фоккерами», один из которых был сбит. 15 июля 1916 года был совершен успешный налет на военные склады в городе Барановичи. В налете участвовали 10 кораблей 4-го авиационного дивизиона под командованием капитана Юнгмейстера. Было сброшено 55 бомб общим весом 36 пудов, отмечены прямые, попадания, вызвавшие пожары[46].
Василий Юльевич Юнгмейстер окончил Гатчинскую военно-авиационную школу в 1915 году, после Великой Октябрьской социалистической революции командовал красной авиацией Западного, а затем Северного фронта. В августе 1920 года был назначен начальником авиагруппы Туркестанского фронта. В специальном приказе М. В. Фрунзе отмечалось, что во время бухарских операций, приведших к низвержению эмира и установлению Советской власти в Бухаре, наиболее отличился воздушный флот бухарской группы, за что многие летчики во главе с В. Ю. Юнгмейстером награждены орденом Красного Знамени и подарками. Затем Юнгмейстер воевал с Врангелем в Северной Таврии в должности командующего авиацией Южного фронта, его красвоенлеты обеспечивали штурм Чонгарской и Сивашской переправ, помогали изгнать Врангеля из Крыма.
В числе активных деятелей Красного Воздушного Флота был и Николай Николаевич Данилевский, летная жизнь которого многие годы протекала в Гатчине. На Гатчинский аэродром он прибыл в мае 1910 года, через год успешно сдал экзамен на звание военного летчика, стал инструктором. Одновременно его назначили начальником команды нижних чинов. Солдаты хорошо отзывались о новом командире, который проявлял большую заботу о подчиненных. Революцию встретил на фронте. Сразу же прибыл в Гатчину, был избран в школьный комитет и до марта 1918 года исполнял обязанности помощника начальника школы. В марте авиашкола была эвакуирована из Гатчины в Егорьевск, и Данилевский стал инспектором авиации и воздухоплавания в Петрограде.
Не менее интересна судьба красвоенлета Ивана Ульяновича Павлова. Он был зачислен в солдатский класс Гатчинской военно-авиационной школы в 1915 году. Окончив курс с отличием, Павлов поехал на стажировку в одну из авиашкол Франции, расположенную в Шартре. В феврале 1917 года он возвратился в Россию и получил назначение в 1-ю истребительную авиагруппу. Иван Павлов быстро завоевал авторитет у летчиков из солдат, механиков и мотористов, которые избрали его в свой комитет, а после революции — командиром группы. В 1918 году И. У. Павлов сформировал в Москве 1-ю советскую боевую авиагруппу истребителей и 15 августа прибыл под Казань, где принимал участие в боях против белых войск.
После окончания гражданской войны Иван Ульянович Павлов был начальником ВВС Киевского военного округа, возглавлял ВВС Московского военного округа. Он был удостоен трех орденов Красного Знамени.
В январе 1917 года в аэрофотокласс Гатчинского запасного батальона прибыл новобранец из Чувашии Иван Скворцов. В конце апреля он был откомандирован в Киевскую школу аэронавтов, а позже этот авиатор из Гатчины не только стал известным летчиком-испытателем, но и проторил дорогу в небо своему земляку — летчику-космонавту СССР дважды Герою Советского Союза А. Г. Николаеву.
Одновременно со Скворцовым в Гатчину прибыл еще один новобранец — сын Инессы Арманд бывший студент Московского высшего технического училища Федор Арманд. Он был принят в Гатчинскую военно-авиационную школу, а затем направлен на учебу в Англию. После возвращения на Родину Федор Александрович работал переводчиком в Английской миссии в Москве, а в августе 1918 года вступил в Красную Армию и получил направление в 38-й авиаотряд в качестве летчика-наблюдателя. Однако в части он и другие летчики из числа бывших офицеров старой армии встретили подозрительное отношение к себе. Шел 1919 год. Образованный и решительный Федор Александрович пишет В. И. Ленину:
«Нас немного, всего пятеро, и все наши силы, все наше умение мы прилагаем к тому, чтобы как можно выше поднять знамя Красной Армии. Но мы, бывшие офицеры, не коммунисты, и поэтому… видят в нас только врагов…»[47]
Владимир Ильич исключительно внимательно относился к таким сигналам. 3 мая 1919 года он направил телеграмму Минскому губвоенкому и копию — губкому большевиков. Телеграмма гласила:
«Летчик — наблюдатель 38-го авиаотряда Федор Александрович Арманд лично мне известен, заслуживает доверия, хотя он бывший офицер и не коммунист. Прошу товарищей красноармейцев и комиссаров не подозревать его. Телеграфируйте о передаче этой моей телеграммы в соответствующую воинскую часть. Предсовобороны Ленин»[48].
Так сын Инессы Арманд защитил себя и других летчиков, вставших на сторону народа. В очередной аттестации, характеризуя его, командир авиаотряда отмечал, что свои обязанности он исполняет точно и аккуратно, самостоятелен и решителен, нравственные качества имеет высокие, пользуется авторитетом среди сослуживцев и подчиненных. За боевые заслуги на фронтах гражданской войны Федор Александрович Арманд был награжден серебряными часами…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Первый военный аэродром"
Книги похожие на "Первый военный аэродром" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Захаров - Первый военный аэродром"
Отзывы читателей о книге "Первый военный аэродром", комментарии и мнения людей о произведении.