Array Сборник - Психология глупости

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология глупости"
Описание и краткое содержание "Психология глупости" читать бесплатно онлайн.
• Вы утверждаете, что Система 1 всегда ищет смысл в окружающей нас жизни. А испытываем ли мы неприязнь к случайностям?
Скорее к неопределенности. По правде говоря, мы не признаем случайности. Мы находимся в постоянном процессе создания истории и осмысления того, что нас окружает. Это как раз работа Системы 1. Система 2 иногда дает ей это осознать и одобряет.
• Правда ли, что некоторые психопатологии возникают вследствие дисбаланса этих двух систем, когда мы начинаем слишком усердно использовать Систему 1 или Систему 2?
Безусловно. Когда мы постоянно себя критикуем, вплоть до того, что не можем больше действовать, мы находимся в Cистеме 2, у которой не получается контролировать Cистему 1. У последней тоже могут быть свои патологии, например навязчивые идеи. Она включает в себя все быстрые действия, поскольку мы часто их воспроизводим. Именно с ее помощью мы водим машину, выбираем слова в процессе мышления и формируем представление о себе. Именно она является неотъемлемой частью нашей памяти – истории, которую мы себе рассказываем. Система 2 этим не занимается.
• Какие психотерапевтические методы позволяют воздействовать на Cистему 1 и Cистему 2?
У меня сложилось впечатление, что когнитивная терапия ориентирована на перевоспитание Cистемы 1 с контролем некоторых позиций Cистемы 2. Но я недостаточно осведомлен в этой области, чтобы говорить об этом с уверенностью.
• Ваши работы по эвристике показали, что наши представления о гомо экономикус в корне неверны. Между тем само понятие демократии основано на мысли, что гражданин должен рационально взвешивать все «за» и «против», прежде чем определиться, кому отдать свой голос. Какая из двух систем лежит в основе наших политических убеждений?
Это главным образом Cистема 1. Наши политические убеждения не определяются аргументами. Мы в них верим, потому что верим определенным людям, к которым относимся с симпатией, которым доверяем. Политическую жизнь в большей степени контролируют эмоции. Но я не уверен, что центральной фигурой демократии является вымышленный рациональный человек. Нам не нужна чистая рациональность для функционирования демократии: достаточно, чтобы люди голосовали за того, кто в целом и без гарантий служил бы их интересам. Демократия испытывает трудности там, где речь идет об абстрактных, отдаленных угрозах. Если политический климат действительно изменится, демократии будет сложно с этим справиться. Система 1 не отвечает за отдаленные угрозы. Невозможно ни мобилизовать политические действия без эмоций, ни вызвать эмоции, когда угроза не является реальной. В этом случае необходимо найти способ обратиться к Cистеме 2: только она сможет различить серьезную угрозу или надвигающуюся катастрофу, даже если в данный момент предпосылок нет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Эразм Роттердамский – голландский ученый и философ конца XV – первой половины XVI века, гуманист Северного Возрождения. – Прим. пер.
2
Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н. э.) – выдающийся римский поэт и философ-материалист. – Прим. пер.
3
M. Sidoli, «Farting as a defence against unspeakable dread», Journal of Analytical Psychology, 41(2), 165–178, 1996.
4
R.C. Schank et R.P. Abelson, Scripts, Plans, Goals and Understanding: an Inquiry into Human Knowledge Structures (Chap. 1–3), L. Erlbaum, Hillsdale, NJ, 1977.
5
D.J. Simons et D.T. Levin, «Failure to detect changes to people during a real-world interaction», Psychonomic Bulletin & Review, 5(4), 644–649, 1998.
6
E.J., Langer, «The illusion of control», Journal of Personality and Social Psychology, Vol 32(2), 311–328, 1975.
7
Сталин действительно произносил эту фразу, но он не является ее автором. Это высказывание стало популярным благодаря роману Ремарка «Черный обелиск». Однако и Ремарк, видимо, позаимствовал ее – у немецкого журналиста начала ХХ века Курта Тухольского. – Прим. ред.
8
L. Montada et M.J. Lerner, Preface, in L. Montada et M.J. Lerner (sous dir.), Responses to Victimizations and Belief in a Just World, (pp. VII–VIII), Plenum Press, 1998.
9
M. Zuckerman, J. Silberman, J.A. Hall, «The Relation Вetween Intelligence and Religiosity: A Meta-Analysis and Some Proposed Explanations», Personality and Social Psychology Review, 17(4):325–354, 2013.
10
S.T. Charles, M. Mather, L.L. Carstensen, «Aging and emotional memory: The forgettable nature of negative images for older adults», Journal of Experimental Psychology: General, 132(2), 310, 2003.
11
Ж. Брассенс, «Время тут ни при чем», 1961.
12
E.J. Langer, «The illusion of control», Journal of Personality and Social Psychology, 32(2), 311–328, 1975.
13
S.E. Taylor et J.D. Brown, «Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health», Psychological Bulletin, 103(2), 193–210, 1988.
14
F. Verlhiac, «L’effet de Faux Consensus: une revue empirique et théorique», L’Année psychologique, 100, 141–182, 2000.
15
D. T. Miller et M. Ross, «Self-serving biases in the attribution of causality. Fact or fiction?», Psychological Bulletin, 82, 213–225, 1975.
16
J. Kruger, D. Dunning, «Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One’s Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments», Journal of Personality and Social Psychology. 77(6): 1121–134, 1999.
17
S. J. Heine, S. Kitayama, et D.R. Lehman, «Cultural differences in self-relevant: Japanese readily accept negative self-relevant information», Journal of Cross-Cultural Psychology, 32, 434–443, 2001.
18
E.R. Greenglass et J. Julkunen, «Cynical Distrust Scale», Personality and Individual Differences, 1989.
19
P. Rozin, E.B. Royzman, «Negativity bias, negativity dominance, and contagion», Personality and Social Psychology review, 5(4), 296–320, 2001.
20
L. Ross, «The intuitive psychologist and his shortcomings: Distortions in the attribution process», Advances in Experimental Social Psychology, vol.10, p. 173–220, 1977.
21
Жан Кабю (1938–2015) – французский карикатурист, работавший в известном сатирическом журнале Charlie Hebdo. – Прим. пер.
22
«Hara-Kiri» с искренним подзаголовком «глупый и злой журнал», созданный французским журналистом, писателем и сатириком Франсуа Каванна, начал выпускаться в 1960 году и не раз закрывался властями. – Прим. пер.
23
Deep learning («Глубинное обучение») – это разновидность машинного обучения, в основе которой лежат нейронные сети. – Прим. пер.
24
Коэффициент умственного развития. – Прим. пер.
25
Филипп Пинель (1745–1826) – французский врач, основатель научной психиатрии во Франции. – Прим. пер.
26
Этого ребенка нашли в начале 1800 годов в лесу около французского города Аверон; согласно разным источникам, ему могло быть от 7 до 12 лет. – Прим. пер.
27
Жорж-Луи Леклерк Бюффон (1707–1788) – французский натуралист, естествоиспытатель. – Прим. пер.
28
Генетическое заболевание, которое характеризуется общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта. – Прим. пер.
29
Эдгар Морен (род. 1921) – французский философ и социолог.
30
«Con» с французского языка может переводиться как «дурак» («дурацкий») или же означать женский половой орган. – Прим. пер.
31
Человек разумный и Человек безумный. – Прим. пер.
32
Гибрис (hybris) – высокомерие, гордыня, спесь, гипертрофированное самолюбие. – Прим. пер.
33
Роберт Саттон, профессор менеджмента в Гарварде, опубликовал книгу «Не работайте с мудаками» («The NoAsshole Rule», Vuibert, 2007), в которой предлагает очистить профессиональную среду от мудаков, особенно тех, кто занимается сексуальным домогательством.
34
Крис Кристи занимал пост губернатора с 2010 по 2018 год. Первый республиканец, выигравший выборы в штате Нью-Джерси за 12 лет. – Прим. ред.
35
Устойчивое выражение, возникшее в Средние века – символ безумного человечества, которое плывет без руля и ветрил, не зная цели своего путешествия. – Прим. пер.
36
Место, где царит разврат и распутство. – Прим. пер.
37
Название жителя древней Беотии со временем стало нарицательным и переводится как «деревенщина». – Прим. пер.
38
Речь, по всей видимости, идет от басне Жана Лафонтена «Медведь и Садовник», в которой медведь, отгоняя мух от своего друга, по неосторожности убил его камнем. – Прим. пер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология глупости"
Книги похожие на "Психология глупости" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Array Сборник - Психология глупости"
Отзывы читателей о книге "Психология глупости", комментарии и мнения людей о произведении.