Кирилл Назаренко - Флот и власть в России. От Цусимы до Гражданской войны (1905–1921)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Флот и власть в России. От Цусимы до Гражданской войны (1905–1921)"
Описание и краткое содержание "Флот и власть в России. От Цусимы до Гражданской войны (1905–1921)" читать бесплатно онлайн.
Вершиной карьеры Митрофана Ивановича Каськова (1867-1917) стал пост начальника штаба Черноморского флота, который он занял в июле 1916 г. по инициативе А.В. Колчака, который, в свою очередь, только что стал командующим Черноморским флотом. Однако совместная служба двух бывших генштабистов на Черном море продолжалась недолго, уже в ноябре 1916 г. Митрофан Иванович ушел с должности начальника штаба флота, получив чин контр-адмирала. Жизнь его оборвалась трагически – он был расстрелян в Севастополе в ночь с 16 на 17 декабря 1917 г.
Михаил Михайлович Римский-Корсаков 3-й (1872-1950) был участником похода в Китай в 1900 г. и обороны Порт-Артура. Он прослужил в МГШ чуть больше двух лет, после чего перевелся в «плавающий флот», где командовал канонеркой «Хивинец» и яхтой «Стрела». В 1909-1910 гг. М.М. Римский-Корсаков снова недолго служил в МГШ, но затем вернулся на корабли, став командиром учебного судна «Верный» и эсминца «Лейтенант Зацаренный». За подвиги в мировую войну он получил орден Св. Владимира 3-й степени с мечами и георгиевское оружие. Во время Гражданской войны он примкнул к белому движению на юге России, был начальником штаба белого Черноморского флота, с января 1920 г. – командиром Николаевского порта. 25 декабря 1919 г. генерал А.И. Деникин произвел его в контр-адмиралы. После эвакуации врангелевской армии из Крыма М.М. Римский-Корсаков оказался в Югославии, а затем – в Дании, где и умер.
2-е отделение (русской статистики) МГШ возглавлял Александр Васильевич Колчак (1874-1920), самый известный широкой публике морской генштабист «первого призыва». В его руках был сбор разведывательных сведений по Балтийскому театру. К моменту своего появления в МГШ офицер уже прославился как полярный исследователь, искавший в составе экспедиции на шхуне «Заря» под руководством барона Э.В. Толля легендарную землю Санникова. В 1903 г. Колчак возглавил новую экспедицию, отправленную на поиски пропавшего Толля, затем принял активное участие в Русско-японской войне на кораблях 1-й Тихоокеанской эскадры и был награжден золотым оружием. После войны он служил в МГШ, преподавал. Считается, что именно Колчак являлся «создателем пятилетней кораблестроительной программы для Балтийского театра», утвержденной в 1911 г.[131]
А. В. Колчак ратовал за «океанский» линейный флот[132], несмотря на то что зарекомендовал себя специалистом по минному оружию. Вообще «младотурки» МГШ отличались особым единством взглядов на решение военно-морских проблем, так что мнение, высказанное одним из них, можно с большой долей уверенности распространить и на других. В 1906-1908 гг. Александр Васильевич часто выступал с докладами в таких общественных организациях, как Санкт-Петербургский военный кружок, Клуб общественных деятелей, Кронштадтское общество офицеров флота, Общество ревнителей военных знаний. В те годы он стал одним из наиболее популярных морских генштабистов, что сыграло особую роль в последующем взлете его военно-политической карьеры.
Во время Первой мировой войны А.В. Колчак прошел путь от начальника оперативного отдела штаба Балтийского флота до командующего Черноморским флотом. После свержения монархии он открыто занял контрреволюционные позиции, и в июле 1917 г. был уволен с поста командующего флотом и отправлен в командировку в Англию и США. Осенью 1918 г. А. В. Колчак оказался в Сибири, где стал военным и морским министром «Всероссийского Совета министров» (Уфимской директории), от которого получил чин полного адмирала. Затем он совершил переворот, объявил себя Верховным правителем России и стал формальным главой Белого движения во всероссийском масштабе. На этом поприще он попытался подменить политическую деятельность террором. Логичной для А.В. Колчака в этой ситуации стала опора на иностранных интервентов, силы которых, численностью свыше 200 тыс. человек, оказались при нем в Сибири. Финал такой военно-политической деятельности был закономерным – по постановлению Иркутского военнореволюционного комитета 7 февраля 1920 г. адмирала расстреляли[133].
Лев Георгиевич Постриганев (1877-1952) к 1906 г. успел закончить НМА по гидрографической специальности. Отслужив положенные три года в МГШ, он стал старшим офицером крейсера «Паллада», затем в 1911 г. вновь на три года вернулся в стены штаба, а в 1914 г. получил под команду минный заградитель «Онега». К 1916 г. достиг чина капитана 1 ранга. За заслуги в годы Первой мировой войны Л.Г. Постриганев был награжден орденом Св. Анны 2-й степени с мечами и Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. После Октябрьской революции Л. Г. Постриганев некоторое время служил в МГШ Красного флота. В январе 1919 г. он взял отпуск, из которого не вернулся. Перейдя к белым, он служил в деникинской и врангелевской армиях, после чего оказался в эмиграции и умер во Франции.
Владимир Михайлович Вавилов (1877-1917) начинал службу офицером сухопутной армии и активно участвовал в походе в Китай, за что получил ордена Св. Анны 4-й степени «За храбрость» и Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. С 1903 г. он перешел в морское ведомство. В МГШ кроме сбора сведений по русской статистике на Балтийском море Владимир Михайлович отвечал за соблюдение режима секретности и внутренний порядок. В 1909 г. он перевелся полуротным командиром в Морскую учебную стрелковую команду. Во время обороны Моонзунда в конце сентября 1917 г. он пропал без вести, будучи в чине подполковника по Адмиралтейству начальником воздушной станции (аэродрома) Кильконд. А.Н. Щеглов характеризовал его как своего «приятеля», но в то же время отмечал, что В.М. Вавилова «сослуживцы по штабу недолюбливали, [он] боялся одновременно и [морского министра] Бирилева», и самого А.Н. Щеглова[134].
Отслеживал состояние русского Черноморского флота лейтенант Василий Нилович Черкасов (1878-1929?) – участник боя в Желтом море и обороны Порт-Артура. Во время Русско-японской войны он был награжден тремя орденами с мечами и золотым оружием. Шесть лет (с небольшим перерывом) Василий Нилович служил в МГШ, став начальником его оперативного отделения. Службу в Штабе он сочетал с преподаванием в НМЛ и Артиллерийском офицерском классе. Черкасов справедливо считался одним из крупнейших специалистов по артиллерийской стрельбе на флоте. После ухода из МГШ он служил старшим офицером линкора «Иоанн Златоуст», затем в штабе Морских сил Черного моря. Во время Первой мировой войны Василий Нилович успешно командовал эсминцем «Гневный», дивизионом миноносцев, выкупленным у японцев линкором «Чесма» (бывшая «Полтава»). После Октябрьской революции он оказался на службе в РККФ, а после увольнения с военного флота работал в ряде учреждений, связанных с флотом и судостроением. Сведения о нем обрываются в 1929 г.
Петр Петрович Владиславлев (1876-1917) по окончании службы в МГШ командовал эсминцами Балтийского флота, затем дивизионами эсминцев и в 1915 г. получил под команду крейсер «Адмирал Макаров», затем новейший линкор «Севастополь». В 1917 г. он был произведен в контр-адмиралы, занимая должность командира дивизии подводных лодок Балтийского флота. П.П. Владиславлев пропал без вести в ночь на 6 октября 1917 г. в Гангэ при невыясненных обстоятельствах, вероятно, упал в воду при переходе с корабля на корабль.
Борис Иосифович Доливо-Добровольский (1873-1938/39) успел побыть старшим флаг-офицером (начальником) штаба Учебного отряда Черноморского флота в мирное время и в той же должности в штабе командующего Владивостокским отрядом крейсеров во время войны с Японией. За участие в боевых действиях Борис Иосифович был награжден орденами Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и Св. Станислава 2-й степени с мечами. О высокой оценке его талантов говорит то, что под его руководством работали старшие чином Л.Б. Кербер и О.О. Рихтер – капитаны 2 ранга. Именно Б.И. Доливо-Добровольский стал первым начальником русской военно-морской разведки[135].
У Б. И. Доливо-Добровольского был недюжинный литературный талант. Задолго до Первой мировой войны он вел раздел «Иностранное обозрение» в «Морском сборнике», в котором анализировал судостроительные программы ведущих морских держав и связанные с ними бюджетные и внутриполитические проблемы, а также как морской обозреватель сотрудничал в официальном издании Военного министерства – газете «Русский инвалид».
С 1909 по 1914 г. он занимал должности старшего офицера на линкорах «Пантелеймон» и «Слава», а с началом мировой войны вернулся в МГШ в качестве «прикомандированного» и в декабре 1914 г. получил чин капитана 1 ранга за отличие. После Октябрьской революции он служил в Штабе РККФ до начала 1920-х гг., хотя в 1919 г. на короткое время подвергся аресту. В 20-е годы Б.И. Доливо-Добровольский входил в круг «приближенных» известного полководца А. А. Брусилова, будучи родственником его жены, и после смерти генерала участвовал в редактировании его воспоминаний вместе с В.Н. Гатовским и А.Е. Снесаревым[136]. В 1931 г. он подвергался аресту, был выслан в Орел, в 1937 г. вновь арестован. По одним сведениям он был расстрелян, по другим – умер в тюрьме.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Флот и власть в России. От Цусимы до Гражданской войны (1905–1921)"
Книги похожие на "Флот и власть в России. От Цусимы до Гражданской войны (1905–1921)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кирилл Назаренко - Флот и власть в России. От Цусимы до Гражданской войны (1905–1921)"
Отзывы читателей о книге "Флот и власть в России. От Цусимы до Гражданской войны (1905–1921)", комментарии и мнения людей о произведении.