Симона Дэвис - Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка"
Описание и краткое содержание "Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка" читать бесплатно онлайн.
Через независимость ребенок учится нести ответственность за уход за собой, за других людей и за окружающую среду.
Они учатся:
• с осторожностью обращаться с хрупкими вещами;
• тому, как можно предложить другу помощь;
• заботиться о своих вещах;
• заглаживать свою вину перед тем, кого обидели;
• ухаживать за растениями, классной комнатой и средой, которая их окружает.
Даже малыши.
8. Индивидуальное развитие
У каждого ребенка свой уникальный темп развития.
Монтессори уважает не только индивидуальную временную шкалу каждого ребенка, но и тот факт, что каждый ребенок обладает разным количеством энергии и по-разному концентрируется. Дети используют различные методы обучения: визуальные, слуховые, тактильные, или все их в комплексе.
Некоторым детям нравится повторять и повторять одно и то же действие, пока они не овладеют навыком. Другие в основном будут учиться, наблюдая за другими. Некоторым детям нужно больше двигаться, чем другим.
Система Монтессори полностью принимает то, как по-разному учатся дети, и поддерживает их индивидуальное развитие.
9. Уважение
Учитель Монтессори настолько уважает ребенка, что относится к нему так же, как относился бы к взрослому человеку. Мы можем видеть это по тому, как он разговаривает с ребенком, каким образом спрашивает разрешение, когда нужно физически с ним взаимодействовать (например: «Ничего, если я тебя подниму?»), и по тому, как позволяет ребенку развиваться индивидуально. Это не значит, что взрослые ни за что не отвечают. При необходимости они будут устанавливать ограничения.
Не пассивно. Не агрессивно. Но с уважительной настойчивостью.
10. Наблюдение
Наблюдение является основой системы Монтессори. В процессе прохождения тренингов мы наблюдали за младенцами и малышами более 250 часов. При этом старались отучиться от желания анализировать, делать поспешные выводы, мыслить стереотипами и формировать предубеждения о ребенке или об определенной ситуации.
Это подобно обычной камере видеонаблюдения, висящей на стене. Мы опираемся на факты и запоминаем только то, что видим: детские движения, речь, позы, их действия.
Наблюдение подсказывает нам, на каком этапе сейчас находится ребенок. Это помогает увидеть, в чем он заинтересован, над чем работает, когда происходит изменение в развитии. Отсюда становится ясно, следует ли вмешаться, дабы установить границы или оказать некоторую помощь, чтобы затем снова вернуться на свой наблюдательный пункт.
К ПРАКТИКЕ1. Видим ли мы у ребенка признаки какого-либо из сензитивных периодов? К чему именно он сейчас проявляет интерес?
2. Видим ли мы в нашем ребенке примеры:
• Впитывающего разума?
• Естественного желания учиться?
3. Как мы относимся к нисходящему обучению (традиционному подходу) в сравнении с подходом, где ребенок развивается самостоятельно?
В следующих главах я покажу, как включить эти принципы Монтессори в повседневную жизнь:
• Как наблюдать за нашими детьми, чтобы понять их интересы, в которых они могут развиваться и делать маленькие открытия.
• Как организовать свободное время для практики речи, двигательной активности, для совместного времяпрепровождения.
• Как обустроить наш дом, чтобы помочь ребенку добиться успехов.
• Как вовлечь детей в повседневные дела.
• Как поощрять их любознательность.
• Как установить несколько основных домашних правил, чтобы дети знали о существующих ограничениях.
• Как направлять наших детей (потому что им не нужны ни начальники, ни прислуга).
• Как вместо того, чтобы что-то из них лепить, позволить им раскрыть в себе уникальных созданий, которыми они являются.
Давайте применим это с нашими малышами на практике.
3
Активная деятельность Монтессори для малышей
Виды деятельности Монтессори для разностороннего развития ребенка
Часто самый простой способ начать вводить систему Монтессори дома – это начать с занятий.
Деятельность Монтессори основана на всестороннем развитии ребенка. Для начала мы наблюдаем за ребенком, чтобы понять, каковы его потребности. Затем мы организуем занятия для удовлетворения этих потребностей.
Малыши нуждаются в том, чтобы различными способами использовать руки. Работать над хватанием, способностью тянуться всем своим телом, передачей предметов из рук в руки, перемещением предметов, использованием двух рук одновременно… Тем самым тренировать крупную моторику, самовыражаться, а также взаимодействовать с другими людьми.
Деятельность Монтессори для малышей делится на пять основных областей:
1) зрительно-моторная координация
2) музыка и движения
3) практическая жизнь (повседневная деятельность)
4) декоративно-прикладное искусство
5) речь
В приложении к этой книге приведен список занятий Монтессори для детей. Возраст приводится только в качестве рекомендации. Обязательно последите за ребенком и посмотрите, какие занятия удерживают его внимание, исключая те, которые являются для него слишком сложными или слишком простыми.
Что делает занятие занятием по Монтессори
Занятия Монтессори обычно нацелены на отработку конкретного навыка. Например, проталкивая шарик через маленькое отверстие в коробочке, ребенок отрабатывает именно этот навык. Это отличается от многих традиционных пластмассовых игрушек, предназначенных для развития нескольких навыков одновременно, где с одной стороны на игрушку нужно нажимать, с другой стороны – кидать мячик, третья сторона издает звуки, и так далее.
Мы предпочитаем использовать натуральные материалы. Малыши исследуют мир, используя все органы чувств. Натуральные материалы, такие как дерево, приятны на ощупь и, как правило, безопасны в случае попадания в рот, при этом вес предмета, скорее всего, напрямую связан с его размером. Хотя деревянные игрушки иногда стоят дороже, часто они более долговечны, к тому же можно найти подержанные варианты, ненужные чьим-то уже подросшим детям. Хранение вещей в контейнерах, сделанных из натуральных материалов, например в плетеных корзинах, позволяет разнообразить и украсить окружающее пространство элементами ручной работы.
Многие занятия Монтессори имеют начало, середину и конец. Ребенок может начать с выполнения нескольких небольших действий и, по мере своего развития, сможет завершить весь рабочий цикл, включая возвращение материалов для занятия обратно на полку. Дети испытывают спокойствие, когда что-нибудь делают, и удовлетворение, когда завершают процесс. Например, при аранжировке цветов ребенок сперва может проявлять интерес только к наливанию воды и использованию губки для уборки того, что пролилось. Постепенно он изучит все шаги и завершит весь рабочий цикл, наполняя вазочки водой, расставляя цветы, по завершении убирая все по местам и вытирая разлитую воду.
Занятия Монтессори являются законченными. Завершение занятия важно для развития у ребенка чувства, что он полностью овладел навыком. Малыш может расстроиться, если, например, не хватает одного пазла. Если какие-либо части материала отсутствуют, то мы не проводим это занятие.
Материалы для занятий часто разложены по отдельным подносам или корзинам. У них внутри есть все, что нужно ребенку, чтобы самостоятельно выполнить задачу. Например, если в занятии задействована вода, то обязательно наличие губки для того, чтобы вытирать лишние капли.
Дети овладевают навыком через повторения. Занятие должно точно соответствовать их уровню и быть достаточно увлекательным, чтобы ребенку было не слишком легко, не слишком сложно (чтобы не возникало желание сдаться). Мне нравится видеть повторяющиеся следы от прищепок на верхней кромке рисунков на веревке для сушки – признак того, что человечек потрудился над тем, чтобы хорошенько прикрепить их.
Дети могут сосредотачиваться на одной части упражнения и повторять только ее. Например, они могут тренироваться выжимать губку или наполнять кувшин водой из-под крана. Мы наблюдаем за процессом и разрешаем им снова и снова повторять ту часть, которую малыши пытаются освоить. В конечном итоге они добавят в этот процесс дополнительные шаги или перейдут к другой деятельности.
Ребенок имеет право выбирать занятие. Наши пространства устроены таким образом, чтобы поощрять эту свободу выбора, предлагая ребенку определенное количество упражнений, которые он пытается освоить.
Задача обучить ребенка становится легко выполнимой, поскольку нам не нужно выбирать, чему именно его учить, нам нужно лишь положить перед ним все, что необходимо для утоления его жажды к познанию. Он должен иметь абсолютную свободу выбора, и тогда ему не потребуется ничего, кроме практики, и со временем все больше и больше будут заметны интерес и серьезное внимание ребенка к процессу, благодаря которому он приобретает желаемые знания.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка"
Книги похожие на "Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Симона Дэвис - Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка"
Отзывы читателей о книге "Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребенка", комментарии и мнения людей о произведении.