Евгения Ершова - Без паники!
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Без паники!"
Описание и краткое содержание "Без паники!" читать бесплатно онлайн.
Евгения Ершова. Без паники! Что делать, если ребенок не говорит
Научные редакторы:
доктор биологических наук Людмила Соколова, учитель-логопед высшей квалификационной категории Нелли Арбекова
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав
© Евгения Ершова, 2019
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019
* * *От автора
Я логопед. Занимаюсь развитием и коррекцией речи детей. Обычно ко мне на консультацию приходят взволнованные родители и спрашивают:
«Что делать, если ребенок не говорит?»
или
«Как научить ребенка выговаривать звук р?»
Когда я стала мамой, то поняла, насколько сильно можно волноваться о своем ребенке вообще и его речевом развитии в частности. Легко быть хорошим логопедом, терпеливым и внимательным, давать задания родителям и видеть самого ребенка на занятиях два раза в неделю. Но совсем иначе воспринимается ситуация, когда «нужно заниматься каждый день, а то будет поздно», когда ты сам родитель 24 часа в сутки. Может ли мама заменить логопеда? Не всегда это нужно.
Развитие речи ребенка – естественный процесс. Практически каждая минута, проведенная родителями вместе с малышом, улучшает его речь. Это может быть неочевидно: приготовили горячую кашу – и ребенку пришлось дуть на нее; угостили черешней – и малыш выплевывает косточки сам; играете в футбол – и он радостно кричит «гол!»; читаете книгу перед сном… Казалось бы, всё это обычные, рутинные дела. Но именно они развивают речь ребенка без особых усилий. В этой книге мы поговорим с вами о естественном процессе развития речи. Книга не научит ребенка говорить и не исправит серьезные проблемы в его развитии.
В первой главе книги мы поговорим о предпосылках, влияющих на речевое развитие, и о формировании важных для речи моторных умений малыша в раннем возрасте.
Далее, во второй главе, мы обсудим важность появления гуления и лепета у ребенка, а также поговорим о привлечении внимания малыша к звучащей речи, об использовании потешек, стишков и песенок и о ведении речевого дневника.
В третьей главе я расскажу о формировании фразовой речи и возможности изучения ребенком иностранных языков.
А затем, в четвертой главе, мы коснемся особенностей детской речи и развития звукопроизношения. Здесь вы также найдете таблицу норм появления звуков в речи ребенка.
В конце книги вас ждут чек-листы, позволяющие определить, требуется ли вашему ребенку помощь логопеда, и ответы на самые популярные вопросы, которые родители задают специалистам.
Эта книга поможет вам:
– перестать волноваться, когда действительно нет повода;
– развивать речь ребенка, но не подталкивать его, опережая естественный ход событий;
– не сравнивать вашего ребенка с другими детьми, а подмечать его развитие;
– а если что-то действительно идет не так – собраться с духом, осознать, что у ребенка есть речевые проблемы, и начать их решать.
Другими словами, я хотела бы поговорить с вами о том, что для развития речи ребенка достаточно день за днем любить ребенка, проводить с ним время: играть, наблюдать и общаться.
Приятного чтения!
Глава 1. Предпосылки речевого развития
«Мой ребенок не говорит. Что делать?»
Этот вопрос чаще всего задают мне на консультациях родители двух-трехлетних детей. И прежде чем на него ответить, я прошу их уточнить, что имеется в виду. Потому что под словами «ребенок не говорит» каждая мама подразумевает свое.
Одни первый лепет малыша «мамама» считают словом «мама», другие называют неговорящим ребенка, который активно использует звукоподражания и простые короткие слова. Очень часто родители ожидают от детей намного больше, чем нужно.
«Когда же он заговорит?» – спрашивает мама, а подразумевает: «…заговорит как взрослый». Всему свое время.
Однажды ко мне обратилась мама двухлетней девочки. Она утверждала, что ребенок «не говорил» и использовал только три слова: «мама», «дай», «на». На консультациях логопеду бывает сложно оценить реальный уровень развития речи, потому что малыши часто очень стеснительны и им трудно быстро освоиться в непривычной обстановке. В таком случае мне помогают домашние видеозаписи. В телефоне мамы той девочки нашлось видео, где ребенок самостоятельно пересказывал сюжет сказки, но на своем языке: четко прослеживались повторяющиеся интонации, а жесты и мимика дополняли монолог, но при этом саму речь разобрать было невозможно.
Можно ли утверждать, что эта девочка не говорит? Нет.
Есть другая крайность: ребенок не говорит и не общается доступными его возрасту способами, а мама ждет… Сначала трех лет, потом более старшего возраста. На фразу «Заговорит, все же говорят» я отвечаю: «К сожалению, не все». Иначе не было бы логопедов.
Я не сторонник жестких норм и точных цифр, о которых вы, скорее всего, уже слышали: десять слов к году, фраза в полтора года и т. д. У собственного сына в год я насчитала всего несколько слов. Но я и не оправдываю молчание тем, что мальчики начинают говорить позже или что сейчас другие дети, и, значит, старые нормы нужно пересматривать.
Мне ближе идея об индивидуальном пути развития ребенка. И сравнивать малыша нужно не с воспоминаниями бабушек, не с детьми на площадке, а только с ним самим. Наблюдать, какой путь он проходит сам.
Таблица норм появления звуков в речи ребенка приведена в этой книге для приблизительной ориентировки в сроках и последовательности развития речи. В реальной жизни эти параметры могут значительно варьироваться в зависимости от ситуации, развития ребенка и его особенностей.
Речь – это сложная функция головного мозга, для развития которой необходимы время и благоприятные условия.
Речь – это не только то, что ребенок говорит. Он слышит, понимает, общается и только потом говорит.
Никто и никогда не начинает сразу хорошо разговаривать. Предпосылки речевого развития ребенка закладываются еще во время беременности и родов. Сначала формируются двигательные навыки, слуховое восприятие, интерес и потребность в общении, понимание чужой речи, чувство ритма, а потом постепенно развивается и сама речь.
Беременность и роды
Особенности протекания беременности и родов могут в дальнейшем повлиять на развитие речи ребенка. Но это не означает, что, например, из-за тяжелых родов малыш не будет выговаривать сложные звуки или вовсе никогда не заговорит. Однако на консультации хороший логопед спросит вас о течении беременности и родов. Эта информация пригодится ему для прогноза динамики развития речи и общего заключения.
Беременность и роды – очень тревожный период. Каждый визит к врачу, ожидание результатов анализов – лишний повод для волнений. Причем вы не в состоянии повлиять практически ни на что. Вы можете только выбрать врача, которому доверяете, любить малыша, сохранять максимальное спокойствие и наслаждаться этим этапом вашей жизни.
О речевом развитии своего ребенка я начала беспокоиться за восемнадцать лет до его рождения – на первом курсе университета на лекциях по невропатологии. Я тогда узнала о множестве рисков.
К беременности и родам я подошла с максимальной серьезностью, сделала все, что в моих силах: была здорова, занималась любимым делом, много гуляла и плавала в бассейне, регулярно посещала врача и следовала его рекомендациям, сдавала все необходимые анализы. Так сложилось, что беременность я провела в Южной Корее, там же и родила. Мой врач всегда улыбался и спрашивал о самочувствии, а на мои тревоги и жалобы отвечал: «Это нормально, ты же беременна». Беременность протекала хорошо, но с небольшими логопедическими проблемами у сына я все-таки столкнулась.
Сложная беременность, тяжелые роды, плохое физическое и психологическое самочувствие матери и малыша и даже возраст обоих родителей – все это способно повлиять на развитие речи ребенка.
Осложнения могут стать причиной нарушения речи или затруднить получение результата от занятий с логопедом, но это совсем не означает, что они обязательно приведут к большим проблемам. В таком случае стоит наблюдать ребенка у невропатолога: физическому и психологическому развитию нужно уделить особенное внимание.
Важно помнить, что легкие беременность и роды не гарантия отсутствия проблем в будущем, а тяжелые – вовсе не приговор.
Двигательные умения
Не менее значимы для речевого развития двигательные умения новорожденного. Вы, скорее всего, слышали, что развитие мелкой моторики способствует формированию речи, но, возможно, удивитесь, узнав, что не менее важно освоить и другие двигательные навыки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Без паники!"
Книги похожие на "Без паники!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгения Ершова - Без паники!"
Отзывы читателей о книге "Без паники!", комментарии и мнения людей о произведении.