Георгий Зимин - Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия"
Описание и краткое содержание "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия" читать бесплатно онлайн.
В книге на примерах из опыта Великой Отечественной войны показывается, как развивались и совершенствовались тактика истребительной авиации, способы боевого применения истребительной авиационной дивизии. Герой Советского Союза маршал авиации Г. В. Зимин в годы войны командовал авиационным соединением. Он использовал богатый личный опыт при анализе боевых действий авиации в прошедшей войне. При описании воздушных боев и сражений показаны героизм и мужество советских летчиков, раскрыты истоки зарождения тактического мастерства авиационных командиров.
Книга на сайте: militera.lib.ru/science/zimin_gv/index.html
Иллюстрации: militera.lib.ru/science/zimin_gv/ill.html
OCR, правка: Андрей Мятишкин ([email protected])
Дополнительная обработка: Hoaxer ([email protected])
После разворота наши истребители вторую атаку производили по замыкающей шестерке Ю-87 сзади сверху под ракурсом 0/4, строго в хвост колонны, ведя огонь до самых предельных дистанций 20-30 м. Только после второй нашей атаки истребители сопровождения противника произвели первую атаку, но были перехвачены звеном капитана Лазарева.
На усиление противнику подошло 11 Ме-109. Теперь он, имея значительное превосходство в силах, вынудил наших истребителей прекратить атаки бомбардировщиков и принять бон. Бой этот был исключительно тяжелым для нас, напряженным и затяжным. Инициатива в бою была на стороне противника, имевшего значительное превосходство в силах. Его резерв (не менее 4-6 самолетов) был выше наших самолетов на 1500-2000 м и, имея запас высоты, в удобные моменты боя атаковывал нас и снова занимал положение со значительным превышением над нами. Бой велся с применением практически всех [93] тактических приемов, но преимущественно горизонтального маневра. Выручала наших истребителей отличная слетанность и хорошая боевая выучка, летчики умело сохраняли свое место в боевом порядке, что обеспечивало четкое взаимодействие и взаимную выручку в парах, между парами в звеньях и между звеньями. Управление осуществлялось по радио. Противник непрерывно стремился расколоть нашу группу на отдельные самолеты, пытался втянуть в воздушный бой только на вертикальном маневре, чтобы лишить наших летчиков огневого взаимодействия и огневой поддержки.
В ходе боя фашистские летчики имитировали выход из боя пикированием, применяли падение и штопор, при этом такой имитированный выход сопровождался густыми клубами дыма за самолетом, чтобы показать, что самолет подбит, и завлечь наших летчиков на «легкую победу».
Когда у нас горючего оставалось на пределе, я дал команду на оттягивание боя в направлении ближайших фронтовых аэродромов для выхода из боя.
Кончились боеприпасы, на исходе было горючее. Выдержав 45-минутный бой с превосходящими силами врага, мы уничтожили 10 и подбили 3 фашистских самолета.
В наиболее ответственные периоды боевых действий фронтовые истребительные авиационные соединения главные свои усилия сосредоточивали на прикрытие основных группировок войск.
Одним из таких периодов является наступление. В это время войска особенно остро нуждались в прикрытии с воздуха, поскольку противник пытался ударами с воздуха сорвать это наступление.
Основным способом перехода наших войск в наступление в годы войны был прорыв подготовленной обороны противника. Если противник переходил к обороне поспешно и оборона его была неглубокой, прорыв такой обороны осуществлялся с ходу.
Танковые и механизированные корпуса, как правило, предназначались для развития прорыва и превращения тактического успеха в оперативный. Для организации наступления и ввода в прорыв корпуса назначались выжидательные районы (в 10-20 км от линии фронта). Перед вводом в прорыв они из выжидательных районов переходили в исходные районы (5-10 км от линии [94] фронта). После прорыва они сразу устремлялись в оперативную глубину.
Различные способы наступления наземных войск накладывали отпечаток и на действия истребительных авиационных дивизий.
Порядок и объем работы командиров и штабов авиационных истребительных дивизий но организации прикрытия наступления наземных войск зависели от боевой задачи, наличия времени на подготовку, уровня подготовки летного состава, характера действий авиации противника и других условий наземной и воздушной обстановки.
Рассмотрим это на примере 240 иад, которая прикрывала наступление войск 1-го Прибалтийского фронта в сентябре 1943 г.
В составе дивизии находилось три истребительных авиаполка, полностью укомплектованных летным составом и самолетами Як-9 с 37-мм пушкой. Значительная часть летного состава имела хороший боевой опыт воздушных боев с авиацией противника.
После сосредоточения полков на фронтовые аэродромы и ознакомления с районом боевых действий командир дивизии получал боевую задачу от командующего 3 ВА, в состав которой входила 240 иад, на прикрытие войск фронта в полосе наступления армии, действовавшей на главном направлении.
Во время сосредоточения войск фронта для наступления и особенно в период наступления авиация противника резко повысила свою активность. Бомбардировщики большими группами под прикрытием истребителей в течение всего светлого времени суток наносили удары по боевым порядкам наступающих войск фронта. Истребителям, прикрывающим наземные войска фронта, не всегда удавалось сорвать налеты противника.
Одной из причин невысокой эффективности действий истребителей была недостаточная организация оповещения о воздушном противнике. Посты ВНОС, не имея радиолокационных станций, обнаруживали цели только на расстоянии 10-12 км от линии фронта, т. е. за 1-2 мин до подхода их к нашим войскам. Передача сигнала для вызова истребителей с аэродромов занимала около 1 мин. Дежурные группы истребителей могли прибыть в район прикрытия через 5-7 мин после команды на вылет. Такая система оповещения не обеспечивала дежурным истребителям [95] возможность для своевременного наращивания усилии в районах прикрытия. Они нередко вылетали «вхолостую», т. е. появлялись в ионах прикрытия после того, как противник успевал нанести удары и уйти на свою территорию. Воздушных боев было мало, и их эффективность оставалась невысокой.
Для увеличения боевых возможностей дивизии командующий 3 ВА передал в распоряжение командира дивизии единственную в воздушной армии и фронте радиолокационную станцию «Редут». Для управления боевыми действиями истребителей был организован командный пункт дивизии. Он располагался в полосе наступления главной группировки наземных войск в 2 км от линии фронта. Для связи и управления были установлены три радиостанции: одна – для управления и наведения истребителей, находившихся в воздухе, вторая – для вызова истребителей, дежуривших на аэродроме, третья – для связи с командующим 3 ВА.
На единый кодированный планшет КП дивизии наносились данные о воздушном противнике, поступающие от радиолокационной станции «Редут», от летчиков, ведущих воздушную разведку и разведку аэродромов противника, и от командиров групп истребителей, ведущих воздушные бои.
Все эти данные обеспечивали принятие решения на своевременный подъем истребителей в воздух и определение наряда сил.
По указанию командира дивизии пункты наведения были приближены к линии фронта, В периоды интенсивных действий авиации противника по боевым порядкам наступающих войск фронта согласно приказу командующего 3 ВА командир 240 иад имел право привлекать истребителей, выполнявших задачи обеспечения действий других видов авиации.
Для нанесения неожиданных ударов по боевым порядкам бомбардировщиков до подхода их к линии фронта на глубину до 50-70 км высылали несколько пар истребителей для «свободного поиска» вражеских самолетов и заблаговременного сообщения о них на КП дивизии. Группы истребителей, выделяемые для этой цели, состояли из наиболее подготовленных к ведению воздушного боя летчиков, умеющих отлично ориентироваться и пользоваться средствами радиосвязи в полете. Они должны были самостоятельно искать самолеты противника на вероятных [96] подходах к полю боя, своевременно подавать сигналы об угрозе нападения и при благоприятной воздушной обстановке уничтожать одиночные или замыкающие боевой порядок самолеты врага.
При выполнении боевой задачи в районах прикрытия эти истребители вели поиск на высотах, несколько превышающих высоты полета вражеских самолетов. Во избежание поражений от огня зенитной артиллерии над территорией противника и в районе линии фронта обычно ниже 1000 м они не снижались. Избегали также полета под нижней кромкой облачности, высота которой была известна зенитчикам противника.
При поиске воздушного противника истребители строили свой маршрут полета ломаными курсами и уклонялись от боя с превосходящими силами вражеских истребителей. При обнаружении бомбардировщиков противника наши истребители немедленно сообщали на КП их координаты и, максимально используя возможные средства маскировки, наносили внезапный удар.
Так, 4 сентября 4 Як-9 вылетели в целях поиска самолетов противника в район Ярцево, Смоленск. Подойдя к Смоленску, они обнаружили в воздухе до 20 Хе-111, которые шли в направлении на Духовщину. Командир группы сообщил об этом на КП дивизии, а сам со стороны солнца внезапно атаковал и сбил один самолет противника, расстроив боевой порядок бомбардировщиков, в результате чего удар бомбардировщиков был сорван.
Единственный «Редут» часто отказывал и не обеспечивал надежного предупреждения о налете.
Непрерывное патрулирование резко снижало возможности дивизии при отражении больших групп бомбардировщиков противника. На весь фронт была одна 240 иад, которая прикрывала войска фронта и вела борьбу за господство в воздухе. Нужно было экономить силы и иметь в готовности на земле наибольшее количество истребителей к немедленному взлету по команде с КП дивизии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия"
Книги похожие на "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Зимин - Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия"
Отзывы читателей о книге "Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия", комментарии и мнения людей о произведении.