Анатолий Безуглов - Записки прокурора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Записки прокурора"
Описание и краткое содержание "Записки прокурора" читать бесплатно онлайн.
Следователь вздохнул:
- Да, простить себе не могу, как я прошляпил Митенкову.
- Опять же чего она больше испугалась: разоблачения махинаций на заводе или чего-то другого?
- По-моему, только из-за хищения она не стала бы на себя руки накладывать...
- Опять одни предположения, Константин Сергеевич...
Он хотел мне возразить, но вернулась хозяйка. С подносом. Кофейник, три чашечки, сахарница, печенье.
- Асмик Вартановна, зачем эти хлопоты? - сказал я.
- Полноте. Не люблю спрашивать у гостей, хотят они кофе или нет. Воспитанный гость скажет нет. А невоспитанный... Ему я и сама не предложу.
- Мы не гости, - скромно сказал Жаров.
- Для меня вы прежде всего гости. Я Захара Петровича знаю бог весть сколько лет, детей его учила музыке, - мне послышалась в ее голосе добродушная усмешка, - а он ни разу у меня не был...
- Не приглашали, - улыбнулся я. - Разве только в школу.
Асмик Вартановна протянула мне чашечку с кофе:
- Я же хотела ваших детей приобщить к музыке. Володя, по-моему, имел все основания стать хорошим музыкантом. Он играет? Ну, хотя бы для себя?
- По-моему, даже "Чижика" забыл.
- Жаль. Вам сколько сахару? - спросила она у Жарова.
- Три. - И, воспользовавшись тем, что хозяйка обратилась к нему, осторожно сказал: - Вы бы меня, Асмик Вартановна, взяли в ученики. Хочу освоить аккордеон по-настоящему...
- К сожалению, у нас уехал педагог по классу аккордеона. А баян? Очень близко. Вы учились?
- В армии, в художественной самодеятельности.
- Зайдите в школу, поговорим.
- А удобно? С детворой...
- Ломоносов не постыдился, - подзадорил я следователя.
- То ж Ломоносов... - протянул Жаров.
- Приходите, - еще раз повторила хозяйка. - Что-нибудь придумаем. - Она налила себе кофе. - Захар Петрович, простите, я не совсем понимаю свою миссию...
- Нам хотелось бы установить автора, - сказал Жаров.
- Автора?
- Да.
- Значит, он неизвестен?
- Имя его неизвестно, - уклончиво ответил следователь. - Вы опытный музыкант...
- Педагог, только педагог, молодой человек.
- Можно по произведению узнать композитора?
- Конечно, в принципе...
- Даже если никогда не слышали эту вещь? - уточнил я.
- Рахманинова я бы узнала с первых нот. Скрябина, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Баха... Всех талантливых, самобытных... Пушкина ведь узнаёшь сразу.
- Вы, наверное, знаете всех, - сказал Жаров.
- Что вы, что вы, - запротестовала старушка, - до сих пор еще открываю для себя новое. Представьте, была в Каунасе. Попала на концерт Чурлёниса. Это удивительная музыка! Какой композитор!
- А эти произведения вам ничего не подсказывают? - кивнул я на ноты, лежащие на пианино.
- Впервые встречаюсь с этим композитором.
- Но хотя бы можно предположить, когда они сочинены?
- Я не музыковед. Боюсь ввести вас в заблуждение. Но мне кажется, что это сочинено не в наши дни. Сейчас мода на другую гармонию. Я понимаю, все усложняется. Но мне милее Бородин и Даргомыжский, Рахманинов и Танеев, Глазунов и Скрябин... Этот композитор сочинял в их традициях. Может быть, он учился у них. Или у их последователей. Молодые нередко копируют своих учителей. Первая симфония Бетховена близка венской школе - Гайдн, Моцарт...
От Бурназовой мы ушла не скоро. Она буквально заставила нас выслушать лекцию о классической музыке, сопровождая свой рассказ игрой на пианино.
Через несколько дней после посещения больницы Межерицкого Жаров снова пришел поговорить о Домовом.
- Помня о том, - начал следователь, - что вы, знакомясь с материалами обыска у Митенковой, обратили внимание на отсутствие каких-либо документов о ее брате, я назначил экспертизу семейных фотографий и портрета Домового... Не сходится. Не брат.
- А отец?
- И не отец.
- Эксперты утверждают это категорически?
- Абсолютно. Как ни изменяется внешний облик, есть приметы, которые остаются совершенно такими же. Расстояние между зрачками, линия носа и прочее... Тут все ясно.
- А красавец "люби меня, как я тебя"?
Константин Сергеевич замялся:
- Эту я даже не давал на экспертизу...
- Почему?
- Как вам сказать... Чуть, понимаете ли, не оконфузился. Уже написал постановление. Потом думаю, надо еще раз выяснить у старых фотографов... Оказывается, такие снимки до войны были чуть ли не у каждой девчонки в Зорянске. Какой-то иностранный киноартист тридцатых годов. Вот и настряпали в том самом фотоателье No 4 их несколько тысяч. Бизнес... Раскупали, как сейчас Магомаева или Соломина...
Я рассмеялся:
- Выходит, девушки во все времена одинаковы...
- Наверное. - Константин Сергеевич на эту тему распространяться не стал. - В общем, подпольный жилец Митенковой не является ни ее братом, ни ее отцом. Это доказано. Кто же он?
- Он может быть кем угодно: дезертиром, рецидивистом, даже злостным неплательщиком алиментов... А у вас должны быть факты и улики только для одного. Понимаете, одного и исключающего все другие.
- Понимаю, - кивнул Жаров. - Вот для этого я сначала и хочу исчерпать версию, что Домовой - автор нот. - Следователь улыбнулся. - Будет и мне спокойнее, и всем...
- Спокойнее, беспокойнее... Истина безучастна к настроению. Она или есть, или ее нет... Ну ладно, у вас есть предположения?
- Есть. Я звонил даже к Межерицкому, консультировался... Что, если Домовому показать эти произведения? Может быть, посадить за пианино... Если он автор, если он их создал, вдруг вспомнит и прояснится у него здесь? Жаров очертил пальцем круг на своем лбу. - Давайте попробуем, а? Проведем эксперимент.
- Любопытно. Я ничего не имею против. Опять же только с согласия Бориса Матвеевича... Но пока Домовой не заговорил, вы должны заставить заговорить факты. Можно, например, узнать: как долго неизвестный прятался в доме Митенковой?
- Да, это возможно.
- Когда написаны ноты? По бумаге, к примеру...
- Это тоже. Трудно, но все-таки...
- И, конечно, основное: кто он?
- Все это так, Захар Петрович... Поговорите с Межерицким, прошу вас... Проведем эксперимент...
- Хорошо. Раз вы так настаиваете... - Я стал набирать номер больницы. Но эксперимент экспериментом, а проверка должна идти своим чередом...
- Само собой, - с готовностью согласился Жаров.
В это время ответил главврач психоневрологического диспансера.
- Борис Матвеевич, я.
- Слышу, Петрович. Мое почтение.
- Тут у меня следователь Жаров...
- Звонил он мне.
- И как ты считаешь?
- Можно попробовать. Есть шанс убить медведя... Шанс маленький, не увидишь и под микроскопом, но все-таки...
Я посмотрел на Жарова. Он напряженно глядел на меня, стараясь угадать ответ врача.
- А у вас пианино есть? - спросил я.
- У меня нет лишнего веника. Попробуй вышиби у хозяйственников хоть одну дополнительную утку...
- Придется привезти...
- Утку?
- Нет, пианино, - рассмеялся я.
- Хорошо, что пайщик не моряк, - вздохнул Межерицкий.
- А что?
- Как бы я разместил в больнице море с пароходом?..
...На следующий день в палату к Домовому поставили наш семейный "Красный Октябрь". У нас он все равно стоял под чехлом. Жена удовлетворилась тем, что я сказал: "Надо".
Появление в палате инструмента - крышка его намеренно была открыта - на больного не подействовало. Он продолжал лежать на кровати, подолгу глядя то в потолок, то в окно.
Конечно, мы с Жаровым огорчились. Может быть, ноты, найденные у Митенковой, действительно не имеют к нему отношения?
Следователь провел несколько экспертиз. Карандашом, найденным в сундуке при обыске, была записана одна из пьес. Карандаш - "кохинор", чехословацкого производства, из партии, завезенной в нашу страну в пятидесятом году. Резинка для стирания записей - тоже "кохинор". Удалось установить, что в наших магазинах такие карандаши и ластики продавались приблизительно в то же время.
Подоспел ответ по поводу нотной тетради. Она была изготовлена на Ленинградском бумажном комбинате... в сороковом году. Правда, тетрадь могла пролежать без дела многие годы, пока не попала в руки композитора...
...Прошло несколько дней с начала нашего эксперимента Неожиданно позвонила Асмик Вартановна:
- Захар Петрович, я хочу к вам зайти. По делу.
- Ради бога, пожалуйста.
Она вскоре появилась в моем кабинете со свертком в руках. Это был альбом с фотографиями в сафьяновом переплете.
Бурназова перелистала его. Виньетка. Какие хранятся, наверное, у каждого. Школьный или институтский выпуск. Сверху - каре руководителей Ленинградской консерватории в овальных рамочках, пониже - профессора, доценты, преподаватели. Дальше - молодые лица. Выпускники.
Под одной из фотографий надпись: "Бурназова А.В."
- Молодость - как это уже само по себе очаровательно, - сказала старушка, но без печали. Она остановила свой сухой сильный пальчик на портрете в ряду педагогов. - Вот профессор Стогний Афанасий Прокофьевич. Вел курс композиции. Ученик Римского-Корсакова, друг Глазунова. У меня сохранилось несколько его этюдов. Они чем-то напоминают музыку, с которой вы познакомили меня... Я все время думала. Перелистала все ноты. Просмотрела фотографии, письма. Не знаю, может быть, это заблуждение... И вас собью с толку...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Записки прокурора"
Книги похожие на "Записки прокурора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Безуглов - Записки прокурора"
Отзывы читателей о книге "Записки прокурора", комментарии и мнения людей о произведении.