Мюриэл Джеймс - Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет"
Описание и краткое содержание "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет" читать бесплатно онлайн.
Новорожденные младенцы, лишенные после рождения нормальных прикосновений, маленькие дети, помещенные в места заключения, дети, воспитывающиеся с представлением, что «держать малыша на руках – значит баловать его», – могут страдать от депривации прикосновений, результаты которой сходны с серьезным дефицитом питания. И то, и другое вредит развитию.
Среди трансакционных аналитиков бытует пословица: «Если младенца не гладят, его спинной мозг сокращается» [[45]]. Документальный фильм «Второй шанс» [[46]], краткое содержание которого приведено ниже, ярко иллюстрирует потребность в прикосновении.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИКогда отец Сюзан оставил девочку в большой детской больнице, ей было 22 месяца. Однако она весила всего 15 фунтов[47] (вес 5-месячного младенца), а рост ее составлял 28 дюймов[48] (средний рост 9-месячного). У нее не было практически никаких двигательных навыков, она не умела ползать, говорить и даже лепетать. Если кто-нибудь к ней приближался, она отшатывалась в слезах.
Через три недели, за которые никто ни разу не пришел навестить Сюзан, социальный работник связался с ее матерью. И мать, и отец девочки имели образовательный уровень выше среднего, однако ее мать пожаловалась: «Младенцы – жалкая пародия на людей». Женщина заявила, что Сюзан не нравится, когда ее держат на руках, и она хочет, чтобы ее оставили в покое. Сказала, что отказалась от попыток наладить контакт с дочерью, а когда зашла речь о заботе о девочке, призналась: «Я больше не хочу этим заниматься».
Исследования не выявили никаких физиологических причин для крайнего отставания Сюзан в психическом и физическом развитии, и ее состояние было диагностировано как «синдром депривации матери».
К уходу за девочкой была привлечена женщина-волонтер, которая должна была дарить Сюзан заботу по 6 часов в день пять дней в неделю. Персонал больницы тоже уделял Сюзан много внимания: ее держали на руках, качали, с ней играли и щедро «кормили» ее человеческими прикосновениями.
Спустя два месяца, хотя задержка в развитии девочки все еще была явно выражена, у Сюзан развилась яркая реакция привязанности. Она также прибавила 6 фунтов[49] веса и выросла на 2 дюйма[50]. Резко возросли ее моторные способности. Она научилась ползать и начала ходить при поддержке взрослых. Девочка бесстрашно общалась со сравнительно незнакомыми людьми. Нежная любящая забота оказала на Сюзан замечательное воздействие.
По мере развития ребенка первоначальная жажда физического прикосновения преображается и становится жаждой признания. Тактильные поглаживания со временем отчасти заменяются улыбками, нахмуренными бровями, кивками, словами, жестами. Как и прикосновение, эти формы признания – позитивные или негативные – стимулируют мозг и служат для ребенка подтверждением того факта, что он есть и он жив. «Поглаживания признания» предохраняют нервную систему ребенка от «деградации».
Некоторым людям требуется немалое количество признания, чтобы чувствовать себя защищенными. Эта жажда может сильно ощущаться в любой обстановке: в семье, в учебном заведении, даже на работе. Пример рабочей ситуации: начальник отдела жаловался, что один из сотрудников лаборатории проводит слишком много времени у кулера с водой, каждый час покидая свой уединенный кабинет и ища, с кем бы поговорить. Этот начальник отдела, пройдя тренинг-курс трансакционного анализа, взял за правило время от времени заглядывать в лабораторию и проводить короткие дружелюбные беседы с тем работником. И походы в коридор существенно сократились. Как выяснил начальник, тот, кто работает с людьми, сталкивается с самыми разнообразными потребностями людей в признании. Эффективными менеджерами нередко становятся те, кто способен адекватно касаться других и признавать их.
Позитивное поглаживание
Отсутствие должной меры поглаживаний оказывает на людей пагубное воздействие. Хотя биохимию организма младенца могут стимулировать как позитивные, так и негативные поглаживания, для развития эмоционально здоровых людей с ОК-позицией нужны позитивные поглаживания. Позитивные поглаживания варьируют по ценности от минимальной поддержки («привет») до глубоких уровней близости.
Иногда это лишь поверхностные соприкосновения – простые трансакции, которые можно считать поддерживающими поглаживаниями. Им обычно недостает смыслового содержания, но зато они свидетельствуют об узнавании, поддерживают коммуникацию и ощущение собственного бытия человека. Ритуалы приветствия, поклоны и рукопожатия, – структурированные способы обмена подобными поглаживаниями.
Позитивные поглаживания обычно служат дополняющими трансакциями – прямыми, адекватными и актуальными для данной ситуации. Когда поглаживания позитивны, они создают у человека ощущение хорошего отношения к себе, живости и значимости. На более глубоком уровне они усиливают чувство благополучия, укрепляют интеллект и часто бывают приятными. Чувства, лежащие в их основе – это благожелательные чувства, которые транслируют позицию «я – ОК и ты – ОК». Если поглаживание искренне, честно согласуется с фактами и не утрировано, оно подпитывает человека. Его наклонности победителя развиваются.
Родитель создает позитивное поглаживание, спонтанно радуя своего ребенка словами «ах, как я тебя люблю!» Начальник создает позитивное поглаживание, честно отвечая на вопрос подчиненного. Продавец создает позитивное поглаживание, приветствуя покупателя словами «доброе утро».
Позитивные поглаживания часто бывают выражением чувств любви или одобрения:
«Как с вами приятно танцевать!»
«Как я рад, что ты – мой сын!»
«Право, вы сделали мне большой подарок, доделав этот отчет».
«Работать с вами – одно удовольствие».
Порой позитивные поглаживания – это комплименты:
«Ты словно только что сошла с журнальной обложки».
«Как прекрасно, что ты – моя девушка!»
«Наш офис стал куда как ярче с тех пор, как вы украсили его цветами».
«Ты плаваешь, как чемпион!»
«Какую красивую ты выбрал спортивную куртку!»
«Ваше предложение – четкое, лаконичное, как раз то, что нам нужно».
Позитивные поглаживания также могут давать людям информацию об их компетентности, помогать лучше осознавать свои индивидуальные навыки и ресурсы. Например, если отец просит сына подстричь лужайку, а потом говорит: «Ты хорошо подстриг лужайку. Она отлично выглядит, и я тебе за это благодарен», – он позволяет сыну сделать положительные выводы о себе и понять, что тот обладает определенными способностями. Это помогает сыну поддерживать свою ОК-позицию – позицию победителя.
Одна бывшая студентка сообщила, что родители постоянно оценивали ее словами «ты такая милая, хорошая девочка!» Это поглаживание не было неприятным, но когда в возрасте 40 лет женщина пыталась устроиться на работу, и ее спросили, что она умеет делать, в мыслях у нее вертелись все те же родительские слова: «Ты можешь быть такой милой, хорошей девочкой!»
То же верно и в отношении поглаживаний со стороны одного взрослого в адрес другого взрослого. Например, новая секретарша, которая умело отваживает нежелательного посетителя от кабинета начальника, может услышать в свой адрес комплимент «вы – сущий ангел!» вместо слов «я ценю то, как тактично вы обошлись с этим человеком». Хотя многим секретарям порой нравится, когда их называют ангелами, это не дает им ясной информации об их профессиональной компетентности, в особенности если секретарь начинающий.
Ребенок получает позитивные поглаживания, когда родитель, учитель или приятель встречает его теплым приветственным словом, обращается к нему по имени (правильно произнося его), внимательно смотрит ребенку в глаза и, самое главное, выслушивает без неодобрения то, что ребенок хочет рассказать о своих чувствах и мыслях. Все участники взаимодействия сохраняют ощущение собственного достоинства.
Слушание – один из самых тонких видов поглаживания, которые один человек способен подарить другому. Наиболее эффективное слушание включает полное сосредоточение внимания на говорящем; этому приему можно научиться. Многие не знающие этого или не заинтересованные в этом люди так никогда и не развивают умение слушать. В результате:
• Дети жалуются: «Мои родители никогда ко мне не прислушиваются».
• Родители жалуются: «Мои дети никогда меня не слушают».
• Мужья и жены жалуются: «Он (она) никогда меня по-настоящему не слышит».
• Начальники жалуются: «Я по сто раз твержу ему одно и то же, а он и ухом не ведет».
• Подчиненные жалуются: «Никто никогда не спрашивает нашего мнения».
Человек, которого выслушали, уходит после встречи, зная, что его (ее) чувства, идеи и мнения действительно были услышаны. Этого человека не «выключили», ему обеспечили активную обратную связь. Активное слушание, порой именуемое рефлективным слушанием, предполагает словесную обратную связь, касающуюся содержания сказанного или сделанного, а также предположение о чувствах, стоявших за невысказанными словами или несовершенными поступками. Все это получает вербальное выражение. Настоящее слушание не обязательно подразумевает согласие с говорящим. Оно просто означает прояснение и понимание чувств и точки зрения другого человека.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет"
Книги похожие на "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюриэл Джеймс - Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет"
Отзывы читателей о книге "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет", комментарии и мнения людей о произведении.