Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Описание и краткое содержание "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать бесплатно онлайн.
Мои исследования проводились во Франции, Польше и Германии, а также в Италии, Испании и Соединенных Штатах. Однако учитывая, что большинство солистов хорошо знают друг друга, я решила по возможности опустить информацию об обстоятельствах интервью и местах, где они проводились, чтобы сохранить анонимность.
Оппоненты этнографического исследования, при котором наблюдение ведется в естественной среде, изнутри, подчеркивают, что этот метод имеет негативные стороны, такие, как отсутствие дистанции между наблюдаемыми процессами, особенно между процессами, воспринимаемыми как «старые» и «новые». Во избежание неправильной интерпретации я использовала исторические сравнения. С помощью сравнения можно определить, какой феномен музыкального мира является «новым», а какой появился далеко не вчера. Как показывает мое исследование, интернализация карьеры, снижение возраста «молодых талантов», международная организация мастер-классов[8] и поддержка солистов через сеть агентов, спонсоров, экспертов, средств массовой информации вовсе не новый феномен, появившийся в результате глобализации. Все перечисленное существует уже долгое время.
Для создания исторического масштаба я дополнила свои исследования автобиографическим материалом и мемуарами персонажей из мира солистов XIX и XX веков (W. Jouzefowitch, 1978; N. Milstein, S. Volkov, 1990; J. Rawik, 1993; I. Stern, С. Potok, 2001). В книге Барбары Лурье-Санд «Обучение гения» (2000), к которой я обращалась, рассказывается об одном из наиболее известных преподавателей скрипки ХХ века и дается большой объем информации. Моим основным источником исторической информации стал энциклопедический труд Бориса Шварца «Великие мастера скрипки» (1983). Из этой книги и из книги Николаса Слонимски «Биографический словарь музыкантов классической музыки ХХ века» (1997), книги А. Пэриса «Словарь исполнителей» (1995) и книги Л. Раабена «Жизнь замечательных скрипачей» (1967) я смогла создать сводный образец категории «солисты ХХ века». Я также использовала профессиональные журналы на английском языке (Strad, String), на французском языке (Diapason, Le Monde de la musique), на польском языке (Ruch Muzyczny) и на русском языке («Музыка»).
Хронологически книга составлена в соответствии с тремя этапами обучения солиста с последующим описанием профессии сольного исполнителя. Сразу поясню, что строгих возрастных границ на этапах обучения нет. Могу привести пример десятилетнего мальчика, заканчивающего второй этап обучения, в то время как большинство его сверстников в этом возрасте находятся лишь на первом этапе. Что касается индивидуальных занятий, то здесь возраст должен служить индикатором успешности, а не строгим требованием или характеристикой.
Я долго думала, с чего начать. И решила в начале книги изложить краткую историю профессии скрипача-виртуоза. Без гуманитарных знаний не состоится ни один музыкант, поэтому первую главу я считаю очень важной. Что же касается первого шага в профессию, то здесь все зависит от выбора родителей. Наверное, не бывает детей-вундеркиндов, которые в нежном возрасте способны решительно заявить: «Я хочу играть на скрипке или на фортепьяно». Сколько бы мы ни говорили красивых слов о свободе выбора, решение о занятиях музыкой принимают родители. Родители выбирают школу или учителя, которые помогут войти в мир музыки, поставят руку, будут вести ребенка в ежедневных занятиях. Позже, когда ученики немного оперятся, именно педагоги откроют им двери для участия в мероприятиях, направленных на совершенствование навыков солиста. Интенсивная инструментальная практика в раннем детстве необходима для достижения высокого уровня виртуозности. Я описываю особенности организации обучения солиста и действия, направленные на достижение оптимальных результатов.
Сколько бы мы ни говорили красивых слов о свободе выбора, решение о занятиях музыкой принимают родители.
На всех этапах обучения, но особенно на первом, чрезвычайно важным является сотрудничество между родителями, учителями и учащимся. В книге вы найдете пример типичного урока, который покажет вам роль каждой из сторон. Разумеется, по прошествии лет роль родителей меняется, эволюционируют также и отношения между учителем и учеником. Второй этап обучения солиста начинается с «кризисного» периода. Обычно этот этап приходится на подростковый возраст, который отмечен нестабильностью. Как следствие, ученики меняют учителей без особых на то причин, реже выступают в концертах, все меньше удовлетворены своим исполнением, все чаще выражают сомнение по поводу карьеры солиста. Роль родителей также умаляется. Если восьмилетнему скрипачу можно приказать: «Занимайся!», то с тринадцатилетним этот номер не пройдет. Подростки делают выбор: подчиниться или отвергнуть решение родителей относительно музыкальной карьеры.
Значимым событием второго и третьего периодов является участие в конкурсах и мастер-классах. Мастер-классы – это важнейшая ступень в карьере молодого солиста, так как ученики вовлекаются в процесс профессиональной взаимосвязанности (Wagner, 2006, 2010).
Профессиональная взаимосвязанность – это социальный процесс, необходимый для взаимного укрепления позиций в профессиональном мире. Этот процесс включает три этапа: (1) подбор пары; (2) активное сотрудничество; (3) пассивное сотрудничество (Wagner, 2006b). В книге я описываю, как учащийся может приобрести известность через сотрудничество с именитыми исполнителями и преподавателями. Также я демонстрирую, каким образом преподаватели строят свою карьеру при помощи своих учеников. Я объясняю, почему процесс взаимодействия заслуживает интереса и каким образом музыканты приобретают репутацию, лежащую в основе их карьеры.
Последний этап процесса социализации – выстраивание отношений с профессионалами классической музыки. Это не только музыканты, но и все те люди, которые сопровождают карьеру солиста, от преподавателей, с которыми не теряются связи, до организаторов концертов и настройщиков. В результате интенсивного сотрудничества профессиональная взаимосвязь переходит на новый уровень, который я бы назвала «пассивное сотрудничество». Пассивное сотрудничество полезно, потому что оно связывает имена совместной репутацией.
Процесс социализации долог. Он занимает пятнадцать-двадцать лет, но этапы обучения солиста не могут меняться местами. Переход с одного этапа на следующий не сопровождается каким-либо особым ритуалом, однако каждый этап включает в себя цепочку значимых в жизни событий. Эта цепочка приводит к главному: учащийся класса скрипки превращается в профессионального скрипача-солиста международного уровня. Важные звенья этой цепочки – конкурсы и концерты, участие в которых является ключом для открытия двери на международную концертную сцену.
Пассивное сотрудничество полезно, потому что оно связывает имена совместной репутацией.
В книге я часто использую личные истории знаменитых исполнителей с целью иллюстрации своих наблюдений. Эти истории представляют собой важный инструмент понимания процесса социализации новых солистов, а также играют решающую роль в передаче профессиональной памяти.
Жизнь есть жизнь, и далеко не все ученики музыкальных школ становятся солистами, более того, многие выбирают себе профессию, не связанную с музыкой. В книге описываются альтернативные пути: я привожу примеры учащихся, которым не удалось стать солистами.
Но все же я ставила перед собой цель описать идеальный путь – путь, который дарит надежду войти на элитный рынок классической музыки. Для этого надо трудиться – это единственный способ достичь совершенства в высококонкурентном транснациональном окружении.
Я надеюсь, что проведенный мною анализ карьеры молодых солистов вдохновит прочих исследователей, работающих над вопросами социализации в профессиональном мире творческой элиты. Сама я руководствовалась высказыванием Клиффорда Гирца о том, что этнографам, – а я считаю свое исследование этнографическим, поскольку все свои наблюдения вела изнутри, а не делала умозрительные теоретические выводы, – нужно «убеждать нас не только в том, что они действительно были там, где они были, но и в том, что, если бы мы были на их месте, мы бы увидели точно то же, что видели они, улучшили бы то, что улучшили бы они, и сделали бы те же заключения, что и они» (Geertz,1996. Р. 26).
Глава 1
Краткая история профессии скрипача-виртуоза
Для того чтобы понять процесс социализации виртуоза, мы прежде всего должны изучить историю профессии. Эта история играет решающую роль в обучении солистов, подпитывающих себя биографиями знаменитых музыкантов. Трудно представить музыканта, который не был бы знаком с ней.
В этой главе я попробую кратко описать происхождение исполнительской профессии и расскажу истории людей, связавших свою жизнь с музыкой.
Музыковед Альберто Канту подчеркнул эфемерный характер славы исполнителя (Cantu, 1997. Р.180). Имена, навечно закрепившиеся в коллективной памяти поколений музыкантов, – это имена композиторов и великих мастеров скрипки. Для того чтобы отследить их личные истории, я использовала словарь Бориса Шварца в издании 1983 года (Dictionary of Performers and Musical Interpretation in the Twentieth Centuary), дополнив сведения информацией из словаря А. Пэриса (Dictionnaire des interprètes, 1995). Еще одна важная публикация о скрипачах-виртуозах – словарь Backer’s Biographical Dictionary of Twentieth-Century Classical Musicians знаменитого музыковеда, пианиста и композитора Николаса Слонимского (1997).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Книги похожие на "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Изабелла Вагнер - Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы"
Отзывы читателей о книге "Создать совершенство. Через тернии к звездам: как рождаются виртуозы", комментарии и мнения людей о произведении.