» » » Джулс Эванс - Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений


Авторские права

Джулс Эванс - Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений

Здесь можно купить и скачать "Джулс Эванс - Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент5 редакцияfca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2018. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джулс Эванс - Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений
Рейтинг:
Название:
Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2018
ISBN:
978-5-04-093012-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений"

Описание и краткое содержание "Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений" читать бесплатно онлайн.



Религиозные ритуалы и рок-фестивали, медитации и экстремистские группировки, храмы тантрической любви, эксперименты с психоделиками, кибернетические хеппенинги, корпоративные экстазы – все они служат одной цели. А именно: удовлетворить ключевую потребность человека в слиянии с чем-то большим, чем он сам.

Книга задумана в форме фестиваля, где каждая глава – это символическая зона: один из способов, к которым люди обращаются для получения экстатических переживаний. Это масштабный современный взгляд на историю выхода человека за пределы рациональности, приправленный рассказом о личной трансформации, английским юмором, поразительными фактами и высказываниями древних и современных мыслителей – от Платона и Аристотеля до Тимоти Лири и Стива Джобса.

Джулс Эванс, один из организаторов Лондонского клуба философов, проводит лекции практической философии по всему миру. Он также автор авторитетных изданий: The Wall Street Journal, The Times, Psychologies. Работает в Центре по изучению истории эмоций Лондонского университета королевы Марии.

Несколько лет жизни он посвятил философии стоиков, но после случая, описанного в книге, обратился к исследованию экстатических переживаний человечества.






Джулс Эванс

Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений

© Мелихова А., перевод на русский язык, 2018

© Байтеев А., дизайн обложки, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018

* * *

Моему брату Алексу, а также Фредерику Майерсу и Томасу Траэрну, двум мистикам, которые заслуживают того, чтобы их труды были снова опубликованы.


Вступление. Добро пожаловать на фестиваль!

Я гулял по берегу океана недалеко от замка Бамбург в графстве Нортумберленд. Был ясный, солнечный сентябрьский день, я находился на одном из самых прекрасных пляжей Англии. Через пролив виднелся Святой остров с монастырем VII века, где святой Кутберт молился, стоя в море, и где его последователи создали Линдисфарнское Евангелие – самую древнюю и, пожалуй, самую красивую книгу в европейской культуре.

Но тогда я вовсе не думал об этом. Я пытался поймать интернет-сигнал, чтобы скачать важное письмо. Я снова проверил свой телефон. По-прежнему ничего. Меня охватило раздражение. Я приехал сюда ради кратковременной передышки от Лондона, побыть в тишине и спокойствии, но не мог заснуть до утра из-за свадебной вечеринки в баре отеля, а потом в шесть часов меня разбудили крики чаек. Чертовы чайки. Чертова свадебная вечеринка. Чертов интернет. Чертов пляж.

А потом что-то изменилось. Я стал получать удовольствие от прогулки, от физических усилий, я наслаждался ощущением ветра на своем лице, податливостью влажного песка под сапогами. Ритм ходьбы успокоил мой ум. Волны набегали на берег, пощипывали мои сапоги и отступали обратно. Подбежал лабрадор и хвостом провилял мне «привет». Я посмотрел вверх и заметил, каким огромным было небо. Оно, как мрамор, было испещрено тонкими белыми прожилками, его освещало заходящее за замок Бамбург солнце, и свет отражался в воде. Казалось, мир излучает пламенеющий разум. Все это наполнило меня почти болезненным ощущением красоты. И все же это было лишь еще одно мгновение в одном из уголков Земли, не замеченное практически никем, кроме горстки людей, гуляющих по пляжу. Мое сердце преисполнилось благодарности к этой планете за ее бесконечные дары. В отель я возвращался уже в совсем другом настроении. Мне казалось, я приподнялся над обычным тревожным состоянием своего эгоцентричного ума и стал более открытым, восприимчивым и умиротворенным. Мне захотелось сфотографировать закат и выложить фотографию в Facebook. А потом я подумал: нет, зачем выпрашивать у других лайки. Просто наслаждайся моментом, не стараясь превратить его в социальный капитал. Но, разумеется, я все же сделал фотографию и разместил ее в Facebook. Она получила 91 лайк!

В некотором роде тот момент был довольно обычным: одним из тех, что случаются время от времени, когда наше сознание расширяется, мы выходим за пределы своей привычной тревожности и одержимости исключительно собой и достигаем более умиротворенного, сосредоточенного и трансцендентного состояния ума. Это может случиться, когда мы едем в автобусе, играем со своими детьми, читаем книгу, гуляем в парке. Что-то захватывает наше внимание, мы испытываем восхищение, наше дыхание становится более глубоким, и жизнь незаметно превращается из тяжкой ноши в чудо. В такие краткие мгновения мы выходим за пределы своего эго, и это переживание способствует нашему восстановлению.

Писатель Олдос Хаксли утверждал, что у всех людей есть глубоко укорененная потребность к выходу за пределы собственного «я». Он писал: «Всегда и везде люди чувствуют крайнюю несостоятельность своего личного существования и испытывают страдание от необходимости быть обособленным „я“, а не чем-то другим, чем-то более широким, чем-то, если использовать фразу в стиле Вордсворта, „гораздо более наполненным“»[1]. Психолог Абрахам Маслоу также считал, что у людей есть основополагающее устремление к «выходу за пределы своего „я“», потребность почувствовать себя связанным с чем-то большим, чем они сами[2]. Относительно недавно один из основателей позитивной психологии Михай Чиксентмихайи писал о том, как все люди стремятся к «потоку», мгновениям, когда мы так погружены в происходящее, что теряем счет времени и забываем о себе[3].

Философ и писатель Айрис Мердок называет это «освобождением от „я“». Она пишет: «Мы животные, навьюченные заботами и страхами. Наши умы непрестанно и почти всегда самозабвенно трудятся над созданием подвижной, отчасти искажающей пелены, скрывающей от нас часть мира». Но это тревожное эгоцентричное сознание можно изменить с помощью направленного внимания, особенно когда мы поглощены чем-то прекрасным, например картиной или пейзажем. Мердок продолжает: «Я смотрю в окно, поглощенная тревогой и обидой, не обращая внимания на то, что меня окружает; допустим, я размышляю о пережитом унижении. И вдруг я замечаю парящую пустельгу. В один миг все меняется. Погруженное в раздумья „я“ с его уязвленным самолюбием исчезает. Больше нет ничего, кроме пустельги»[4].

Нам всем необходимо найти способ «освободиться от „я“». Наша культура предъявляет к нам много требований: мы должны контролировать свои тела, подавлять импульсы, управлять эмоциями, оценивать, какое впечатление производим на других, «готовиться к тому, чтобы без дрожи встретить тех, кого встречаешь на пути». Мы должны играть свою роль в огромной сложной паутине мирового капитализма. Наше эго развивалось в ходе эволюции так, чтобы мы могли выжить и конкурировать. И оно довольно хорошо справляется с этим, каждую секунду дня высматривая возможности и угрозы, как дозорный на замке Бамбург высматривал викингов. Но всегда быть привязанным к этому эго довольно утомительно. Оно изолировано, огорожено стенами страха и стыда, осаждено тревогами и амбициями и осознает свою незначительность и неизбежную смерть. Вот почему мы должны научиться время от времени отпускать его. Мы просто обязаны делать это, если не хотим выбиться из сил и в конечном счете сойти с ума.

Процесс утраты эго

У всех нас есть свои способы отпускать происходящее. У моего бывшего соседа по квартире был ритуал принятия ванны: он зажигал свечи, включал негромкую музыку, добавлял аромамасла в воду и забирался в ванну где-то на час. Другие могут забыться в книге, в работе в саду или на прогулке. Для меня лучший способ выбросить все из головы – это игра в теннис. Иногда мне удается достичь такого состояния, когда болтовня обычного ума смолкает, внимание сосредотачивается, и жизнь блаженно сокращается до семи квадратных метров теннисного корта. Так происходит в хороший день. В другие дни мое эго встает у меня на пути, и я покидаю корт в еще более ужасном настроении.

Есть и другие формы растворения эго, более глубокие: через созерцание и медитацию, при помощи психоделиков или во время потрясающего секса, во время войны или в момент спонтанного трансцендентного опыта. В такие мгновения люди полностью забывают о себе, они преисполнены благоговением, блаженством или ужасом, они могут утратить контроль над своим телом, у них даже могут быть видения или встречи с духовными сущностями. Люди чувствуют глубокую связь с чем-то большим, чем они сами, – природой, Вселенной, человечеством, Богом. Связь такую глубокую, что разделение на «я» и «ты» полностью исчезает. В мистической литературе такие мгновения растворения эго известны как «экстаз», от древнегреческого ekstasis, что буквально означает «выход за свои пределы». В современном языке прилагательное «экстатичный» используется в значении «очень, очень счастливый», но утрата эго может быть и весьма пугающим опытом. Гордон Уоссон, этномиколог и исследователь психоделиков, написал: «В обиходной речи экстаз – это забавно. Но экстаз – это вовсе не забавно. Вся ваша душа охвачена им, она дрожит и трепещет. В конце концов, кто захочет пережить чистое благоговение? Вульгарное незнание оскорбляет это слово; мы должны вернуть ему его полный и устрашающий смысл»[5].

Такие более глубокие переживания довольно редки, но все же многие из нас испытывали подобное. В своем исследовании 2016 года я попросил респондентов ответить, переживали ли они хоть раз ощущение того, что вышли за пределы своего обычного «я» и ощущали ли связь с чем-то большим, чем они сами. Восемьдесят процентов опрошенных ответили, что у них есть такой опыт. Среди них были христиане, атеисты, агностики и «духовные, но не религиозные» люди.

Как указывает психолог Михай Чиксентмихайи, повседневные поверхностные моменты утраты эго, которые он называет «потоком», и гораздо более глубокий опыт растворения эго, который мистики называют «экстазом», – это один и тот же процесс. Он сказал мне: «Поток – это приглушенный экстаз, он обладает теми же свойствами, что и экстаз, – ощущением, что вы теряете себя в чем-то большем, ощущением, что понятие времени исчезает. Но поток возникает в довольно приземленных обстоятельствах. Вы можете в этот момент мыть посуду, или читать книгу, или разговаривать. Это переживание, кульминацией которого становится экстаз».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений"

Книги похожие на "Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джулс Эванс

Джулс Эванс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джулс Эванс - Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений"

Отзывы читателей о книге "Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.