Р. Байтасов - Управление образовательным учреждением
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управление образовательным учреждением"
Описание и краткое содержание "Управление образовательным учреждением" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие представляет собой достаточно компактное, но в тоже время целостное и логичное изложение основ управления образовательным учреждением. Предназначается для слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Может быть полезным для студентов экономических специальностей, руководителей и специалистов сферы образования
1.4. Педагогическая система
Педагогическая система – это один из видов социальных систем. Под педагогической системой понимается «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».
По своим характеристикам педагогические системы являются:
– реальными (по происхождению),
– социальными (по субстанциональному признаку),
– сложными (по уровню сложности),
– открытыми (по характеру взаимодействия с внешней средой) – между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы),
– динамическими (по признаку изменчивости) – постоянно изменяются),
– вероятностными (по способу детерминации),
– целеустремлёнными (по наличию целей),
– самоуправляемыми (по признаку управляемости).
При условии целеустремлённости и динамичности они ещё обладают развивающимися свойствами.
Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нём можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие – подсистема процесса обучения и в свою очередь представляет собой сложную образовательную систему.
Структура педагогической системы:
– объекты (субъекты) – части или компоненты. Например, на занятиях можно выделить как субъект-субъектное (преподаватель – обучаемые), так и субъект-объектное (обучающийся – учебник, обучающийся – его тетрадь, обучающийся – компьютер и т.п.) взаимодействия;
– атрибуты – это свойства составляющих систему объектов. Так, например, преподаватель как субъект деятельности должен обладать одними качествами, а обучающиеся – другими, руководитель и подчинённые – так же и т.п.;
– отношения, или взаимодействие. Если преподаватель «взаимодействует» только с классной доской и не обращает внимания на обучающихся, то ни о какой деятельностной системе – основе учебных занятий – говорить не приходится;
– наличие прямой и обратной связи);
– уровни иерархии. Верхний уровень иерархии всегда занимает ведущая подсистема (центральный, управляющий орган), в учреждении ведущая роль принадлежит руководителю как субъекту управления деятельностью подчинённых.
Каждая система в силу своей специфики характеризуется целым рядом понятий. К специфическим понятиям педагогической системы относятся понятия обучаемость и обученность, воспитание и воспитанность. Обучаемость – это способность личности реализовывать и развивать свои задатки в ходе целенаправленной деятельности в организованном учебно-воспитательном процессе, а также в процессе общения с другими людьми. Практика показывает, что человека в принципе ничему научить нельзя, если он сам не захочет. Обученность – это совокупность знаний (уровень знакомства, запоминания и понимания), а также умений и навыков (репродуктивных и творческих), усвоенных данной личностью.
В широком смысле воспитание представляет собой передачу опыта предыдущего поколения последующему, в узком – это процесс управления развитием личности.
1.5. Образовательное учреждение как педагогическая система
Образовательное учреждение как педагогическая система представлено совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования (социально-педагогических и временных условий функционирования педагогической системы), структурных и функциональных компонентов.
Системообразующие факторы педагогической системы [12]:
– цель совместной деятельности педагогов и учащихся. Цель образовательного учреждения — обеспечение высокого качества образования на основе целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения инновационных технологий обучения и современного оборудования в соответствии с образовательными стандартами, а также с учётом индивидуальных запросов учащихся. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.
– результаты, определяются совокупностью критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности и обученности, как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с её фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности преподавателей, отдельных звеньев учебного заведения, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.
Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие её состояние и развитие. В управлении образовательным учреждением принято выделять общие и специфические условия. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим – особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение учебного заведения (городская или сельская местность); материальные возможности учреждения; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся.
Демография – наука, изучающая население по полу, возрасту, занятиям и его движение (рождаемость, бракосочетания, смертность, миграция).
Временная характеристика педагогической системы складывается из взаимосвязанных периодов, обусловленных особенностями возрастного, индивидуально-психологического развития учащихся.
Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.
Структурные компоненты педагогической системы. Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы образовательного учреждения является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы. Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Например, структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень – директор школы, назначаемый государственным органом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвёртый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчёркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Из приведённой иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управление образовательным учреждением"
Книги похожие на "Управление образовательным учреждением" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Р. Байтасов - Управление образовательным учреждением"
Отзывы читателей о книге "Управление образовательным учреждением", комментарии и мнения людей о произведении.