Наталия Чуприкова - Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии"
Описание и краткое содержание "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии" читать бесплатно онлайн.
В книге обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания психики как отражения действительности и регулятора на этой основе поведения и деятельности. Как ответ на вопрос, что должно быть отражено в психике, чтобы поведение и деятельность были успешными, построена система основных традиционных понятий общей психологии. Выдвинуто представление о структурно-динамической функциональной системе психического отражения и регуляции поведения и деятельности, состоящей из 7 основных подсистем (когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, мнемической, коммуникативной, активационно-энергетической, центрально-интегративной).
Выдвигается представление о деятельности мозга как отражательной по своей сущности, предлагается монистическое решение психофизиологической проблемы в духе философии Спинозы. Проводится различение понятий психики и сознания, высказываются соображения о возможных физиологических механизмах сознания. Раскрывается действие в развитии психики общего универсального закона развития всех сложных систем природы и общества – от целого к частям, от общего к частному.
Обосновывается принципиальное значение идеи И. П. Павлова о качественном различии высшей нервной деятельности человека и животных в связи с наличием у человека особых словесных сигналов действительности. Рассматриваются факты, свидетельствующие о высшей управляющей роли словесной системы в психике и поведении человека, предложена психофизиологическая модель вербально-смыслового управления поступающей к мозгу сенсорной афферентацией.
В главах, посвященных отдельным психическим процессам, освещаются и систематизируются фактические данные их изучения. Предложен новый взгляд на природу процессов внимания, мышления, воображения, воли.
Книга адресована психологам, исследователям работы мозга, философам и всем читателям, интересующимся природой психики и решением психофизиологической проблемы.
Источники и механизмы возникновения внимания
Н. Н. Ланге в свое время писал, что психические факты получают свое реальное определение лишь тогда, когда мы рассматриваем их с общей биологической точки зрения, т. е. как своеобразные приспособления организма. С такой биологической точки зрения он определил внимание как целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия, разумея под словом «восприятие» не только ощущения, но также идеи и общие факты познания. При этом он подчеркивал, что пока не решает вопроса, в чем именно состоит эта реакция.
Сегодня на этот вопрос в самой общей форме можно ответить более конкретно: реакция улучшения условий восприятия и познания вообще заключается в том, что во всех случаях, когда функциональная система психической регуляции поведения и деятельности оказывается перед тем или иным вызовом, который действительность бросает животному или человеку, включается в действие ее активизационная подсистема. И включается она тем в большей степени, чем серьезнее вызов. В привычных однотипных и предсказуемых условиях жизни и деятельности восприятие, познание, поведение и деятельность могут осуществляться на фоне среднего и даже низкого уровня бодрствования. Но как только условия начинают требовать более тонких процессов анализа и синтеза сигналов, среднего уровня бодрствования оказывается уже недостаточно и включение в организацию поведения и деятельности неспецифических активирующих систем мозга усиливается. Это приводит к большей активации когнитивной подсистемы психики и к избирательному усилению возбуждений в проекциях значимых в данных условиях раздражителей. Поэтому с феноменологической точки зрения такие объекты-раздражители выделяются на фоне всех остальных, действующих в данный момент на органы чувств, воспринимаются ясно и отчетливо, детально и дифференцировано. На фоне общей активации когнитивной подсистемы психики и избирательного усиления возбуждений в проекциях значимых объектов обостряются процессы анализа и синтеза сигналов в сенсорно-перцептивных структурах мозга. Такова внутренняя природа той реакции, которая, согласно Н. Н. Ланге, моментально улучшает условия восприятия и которая может быть определена как внимание.
По поведенческим и физиологическим показателям можно выделить несколько разных источников и механизмов включения в процессы познания (в процессы анализа и синтеза сигналов) возбуждений со стороны активационно-энергетической подсистемы психики, ведущих к улучшению условий восприятия. Эти источники достаточно хорошо подразделяются на три группы, которым могут быть поставлены в соответствие три выделенных в психологии вида внимания – непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное вниманиеАктивирующие системы мозга включаются:
• При действии сильных и контрастных раздражителей и движущихся объектов. В этих случаях активирующие структуры ретикулярной формации ствола мозга включаются возбуждением соответствующих коллатералей аксонов нейронов в восходящих сенсорных системах. Так, сильные и движущиеся объекты «привлекают внимание», становятся предметом настораживания, источником оборонительных реакций. Биологическое значение включения активирующих структур мозга состоит в данном случае в том, что, как писал Э. Б. Титченер, животное, которому суждено жить, должно обращать внимание на движение, контраст, сильные впечатления.
• При несовпадении сенсорных впечатлений со сложившейся нервной моделью стимула (Е. Н. Соколов). Это ориентировочный рефлекс, рефлекс «Что такое» в терминах И. П. Павлова. Включение активирующих структур мозга усиливает общую активацию коры и ведет к избирательному выделению неожиданного сигнала на фоне остальных действующих раздражителей. На данный сигнал возникает ориентировочная реакция, ведущая к анализу как его собственных свойств, так и окружающей обстановки.
• При действии жизненно значимых для организма и личности раздражителей (безусловно- и условно-рефлекторные сигналы опасности, сигналы пищи для голодного животного и человека, восприятие кем-то произносимого имени человека, неожиданная встреча в неожиданном месте со знакомым или близким человеком и т. п.). Здесь источником запуска активационно-энергетической подструктуры психики является непосредственная эмоциональная оценка значимости для организма и личности определенного объекта среды. Такая оценка включает в работу активирующие системы мозга, направляет их возбуждения в сторону когнитивной подсистемы психики, куда поступил сигнал от данного объекта. В ней усиливаются и начинают подвергаться анализу впечатления со стороны данного значимого раздражителя.
• При образовании условных рефлексов, новых временных связей в составе новых навыков, при переделке условных рефлексов и навыков, при решении мыслительных задач и т. д. В этих случаях возбуждения в проекциях релевантных сигналов всегда усиливаются, что происходит на фоне значительных активирующих влияний, приходящих в кору со стороны активирующих систем мозга. Обостряются процессы анализа и синтеза сигналов.
• При возникновении мотивационно-эмоциональных возбуждений, направляющих анализ среды на выделение значимых сигналов, обеспечивающих удовлетворение соответствующей потребности.
• При актуальном восприятии сигналов, удовлетворяющих доминирующую потребность.
• При поддержании длительной готовности к восприятию определенных объектов и совершению определенных действий. Типичная ситуация такого рода – это когда хищник или охотник напряженно ждут сигналов появления жертвы в обозреваемом или прослушиваемом пространстве.
• При реальном появлении определенного объекта на фоне готовности к его восприятию. Здесь локальное усиление возбуждений в проекциях данного объекта детерминирует серию направленных на него познавательных актов и поведенческих реакций.
Произвольное вниманиеАктивирующие системы мозга включаются:
• Словесными приказами и инструкциями, в которых предписывается обращать внимание на определенные объекты, запоминать их, сравнивать и сопоставлять между собой, решать определенные задачи и т. д. и т. п.
• Самоприказами и самоинструкциями того же содержания.
Послепроизвольное внимание• Активизирующие системы мозга включаются при длительном и успешном осуществлении человеком какой-либо деятельности. Это широкий спектр состояний, начиная с умеренного внимания к объектам выполняемой деятельности и кончая состояниями полной поглощенности деятельностью, состояниями вдохновения.
Из перечисленного видно, что экстренное усиление активности не специфических структур мозга на фоне обычного среднего уровня бодрствования – это постоянный спутник каждодневной жизни человека, а не какое-то редкое явление, возникающее в каких-то исключительных случаях.
Внимание в системе основных понятий общей психологии в области психических процессов
Представленная в книге система основных понятий общей психологии применительно к области психических процессов была построена на основе понимания психики как отражения действительности и регулятора поведения и деятельности. Психические процессы были разделены на группы в зависимости от того, для отражения чего они предназначены, включая необходимость наличия центра, интегрирующего результаты их деятельности и вырабатывающего на этой основе цели, задачи и программы поведения. На этой основе было выделено 6 групп психических процессов:
1. Познавательные
2. Потребностно-мотивационные
3. Эмоциональные
4. Коммуникативные
5. Мнемические
6. Центральные интегративно-регуляторные
С процессуальной точки зрения, т. е. с точки зрения роли этих процессов в конкретных актах поведения и деятельности, они выступают как подсистемы единой целостной функциональной системы психического отражения и регуляции поведения и деятельности. При таком подходе психика выступает не как набор или сумма отдельных процессов или функций (познание + потребности + эмоции + коммуникация + память + процессы выработки и принятия решений), а как единая целостная система, состоящая из нескольких совместно работающих основных подсистем: познавательной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, коммуникативной, мнемической, интегративно-регуляторной. Анализ условий работы данной целостной функциональной системы психики привел к выводу о необходимости наличия в ней еще одной подсистемы – активационно-энергетической. Эта система, в отличие от первых шести, не несет прямой функции отражения. Ее задача – обеспечивать все другие подсистемы и систему в целом оптимальным уровнем активации, энергии, метаболизма.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии"
Книги похожие на "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталия Чуприкова - Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии"
Отзывы читателей о книге "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии", комментарии и мнения людей о произведении.