Наталия Чуприкова - Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии"
Описание и краткое содержание "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии" читать бесплатно онлайн.
В книге обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания психики как отражения действительности и регулятора на этой основе поведения и деятельности. Как ответ на вопрос, что должно быть отражено в психике, чтобы поведение и деятельность были успешными, построена система основных традиционных понятий общей психологии. Выдвинуто представление о структурно-динамической функциональной системе психического отражения и регуляции поведения и деятельности, состоящей из 7 основных подсистем (когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, мнемической, коммуникативной, активационно-энергетической, центрально-интегративной).
Выдвигается представление о деятельности мозга как отражательной по своей сущности, предлагается монистическое решение психофизиологической проблемы в духе философии Спинозы. Проводится различение понятий психики и сознания, высказываются соображения о возможных физиологических механизмах сознания. Раскрывается действие в развитии психики общего универсального закона развития всех сложных систем природы и общества – от целого к частям, от общего к частному.
Обосновывается принципиальное значение идеи И. П. Павлова о качественном различии высшей нервной деятельности человека и животных в связи с наличием у человека особых словесных сигналов действительности. Рассматриваются факты, свидетельствующие о высшей управляющей роли словесной системы в психике и поведении человека, предложена психофизиологическая модель вербально-смыслового управления поступающей к мозгу сенсорной афферентацией.
В главах, посвященных отдельным психическим процессам, освещаются и систематизируются фактические данные их изучения. Предложен новый взгляд на природу процессов внимания, мышления, воображения, воли.
Книга адресована психологам, исследователям работы мозга, философам и всем читателям, интересующимся природой психики и решением психофизиологической проблемы.
Однако процессы отражения – это только одна сторона дела, поскольку жизненная задача психики – осуществлять на основе отражения действительности адекватные внешней среде и внутренним состояниям субъекта акты поведения и деятельности, т. е. регулировать поведение и деятельность. Поэтому результаты отражения действительности ведут в конечном счете к выработке целей и программ поведения, которые заканчиваются выходом их итогов к исполнительным органам. Иногда для формирования таких программ бывает достаточно какого-либо одного из рассмотренных каналов отражения. Но обычно в конкретных актах (или циклах) поведения и деятельности требуется учитывать несколько из них или даже все без исключения, т. е. требуется согласование, интеграция и синтез процессов и результатов отражения, имеющих разные источники.
Поэтому к 5 выделенным группам психических процессов должна быть добавлена еще одна, 6-я группа – процессы интеграционно-регуляторные. С некоторым приближением им можно поставить в соответствие категорию воли классической психологии. В нейропсихологии ее можно сопоставить с выделенным Л. Р. Лурия блоком мозга, осуществляющим программирование и высшую регуляцию поведения человека.
Предложенная система психологических понятий, в отличие от традиционной, является иерархической. В ней регуляторные процессы не рядоположны познавательным, потребностно-мотивационным, эмоциональным и коммуникативным процессам. Они занимают в системе место центра, к которому сходятся все другие частные процессы и в котором формируются цели, программы, планы поведения и деятельности.
В рассмотренной логической системе понятия основных психических процессов выступают как видовые по отношению к общему родовому понятию психики. В каждом видовом понятии конкретизируется, какие именно аспекты и формы отражения составляют их содержание (5 групп видовых понятий) и содержание процессов их интеграции (6-я видовая группа).
Но эвристические возможности предложенной системы выходят за рамки ее чисто логического содержания. Ее можно приложить к процессам организации конкретных актов отражения и поведения и деятельности, т. е. ей можно придать онтологический статус. Ее можно рассматривать как схематическое описание основных подсистем процессуальной организации психики в составе единой целостной системы текущих процессов отражения и реализуемых ими актов поведения и деятельности. В таком статусе предложенная система понятий выступает как расширенный и модифицированный вариант теории функциональной системы организации поведенческих актов П. К. Анохина.
Как известно, в теории П. К. Анохина целостная функциональная система, ведущая к организации адаптивных актов (или циклов) поведения, складывается из совместной работы нескольких подсистем. Это подсистемы: когнитивная (обстановочная и пусковая афферентация), потребностно-мотивационная (ведущая мотивация), мнемическая (память) и регуляторная (выработка целей и программ поведения и акцептора регуляторов действия). В нашей системе к этим четырем подсистемам добавлены еще две – эмоциональная и коммуникативная.
В психологии определение психики как единой функциональной системы, состоящей из нескольких подсистем, принадлежит Б. Ф. Ломову. Общая функция этой системы состоит в том, чтобы на основе отражения действительности быть регулятором адаптивного поведения и успешной деятельности. В этой общей функциональной системе Ломов выделял три подсистемы – когнитивную, коммуникативную и регуляторную, которые обеспечивают разные аспекты взаимодействия индивида со средой.
Как видим, П. К. Анохин выделил четыре подсистемы функциональной системы организации поведения, а Б. М. Ломов – три подсистемы. В структуре выделенных ими подсистем общей функциональной системы совпадают только две подсистемы – когнитивная и регуляторная. Остальные подсистемы разные. Эти различия объясняются разным эмпирическим материалом, на котором строили свои системы П. К. Анохин и Б. М. Ломов.
Предложенное П. К. Анохиным строение функциональной системы организации поведенческих актов вытекало из фактических эмпирических данных, полученных в лабораторных исследованиях относительно несложных форм поведения животных. Б. Ф. Ломов основывался на данных общей и экспериментальной психологии человека, а выделяя коммуникативную подсистему – на большом массиве фактов, полученных в исследованиях общения. Но ни у П. К. Анохина, ни у Б. Ф. Ломова не выделено и не эксплицировано логическое основание, по которому осуществляется разделение целостной функциональной системы на подсистемы. Поэтому не имеет логического обоснования также количество выделенных подсистем, а теоретический вопрос, почему их число должно равняться именно четырем или трем, а не быть каким-либо иным, остается без ответа.
В отличие от этого в предлагаемой структурной организации функциональной системы психики и поведения логическое основание ее подразделения на подсистемы указано. Это основание – определение того, что должно быть отражено в психике, что должно быть в ней представлено, чтобы поведение было адекватным внешним и внутренним условиям, а деятельность успешной. Поэтому выделение ее шести подсистем (когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, коммуникативной, мнемической, интегративно-регуляторной) становится логически обоснованным. Вместе с тем так представленная организация функциональной системы психики и поведения не противоречит системам П. К. Анохина и Б. Ф. Ломова. Она ассимилирует и расширяет предложенные ими схемы компонентного состава целостной функциональной системы психики и поведения.
Предложенная концептуальная схема описывает основные подсистемы процессуально-динамической психической регуляции поведения и деятельности.
Но каждый человек это неповторимая индивидуальность и неповторимая личность с определенными устойчивыми особенностями отражения действительности и поведения. В истории философской и психологической мысли сложилась определенная классификация таких устойчивых характеристик, в которых ярко выражены индивидуальные различия между людьми. Это способности, темперамент, характер, устойчивые черты эмоциональной сферы, система потребностей и мотивов, волевые качества личности. Эти понятия также традиционно рассматриваются в отечественных курсах общей психологии, составляя ее второй большой раздел.
При сегодняшнем состоянии психологической науки бросается в глаза почти полное отсутствие концептуальной связи между двумя традиционно сложившимися разделами общей психологии, в одном из которых представлены знания о психических процессах, а в другом – о личности и ее индивидуальных особенностях. Это как бы совсем разные области знания с собственными понятиями, терминами, теориями и методологией. Психология оказывается разорванной на две разные части, что нередко даже закрепляется в идее противопоставления «личностной психологии» и психологии, изучающей психические процессы. Такое противопоставление А. Н. Леонтьев отнес «к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности». Преодоление такого противопоставления он считал одной из центральных фундаментальных задач психологической науки.
Если посмотреть на перечень понятий, которые обычно представлены в разделе о психологии личности, то можно увидеть, что он до некоторой степени вполне сопоставим с процессуальной системой понятий, описывающей источники и механизмы динамической психологической регуляции поведения и деятельности субъекта.
Способности – это характерные устойчивые особенности по преимуществу познавательных и речевых процессов.
Характер и волевые качества личности – это проявление устойчивых особенностей подсистемы регуляции поведения и деятельности.
А устойчивые особенности эмоций, потребностей и мотивов – это характерные устойчивые черты эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер личности.
Таким образом, система понятий о психических процессах, построенная на основе базового понятия отражения, в определенной мере и в первом приближении сохраняет свою силу также применительно к системе понятий об устойчивых индивидуальных характеристиках личности. При взгляде на основные, традиционно выделяемые индивидуальные и личностные особенности человека с точки зрения понятия отражения можно заключить, что они представляют собой устойчивые индивидуальные особенности тех основных групп динамических психических процессов, которые осуществляют отражение действительности и регуляцию на этой основе поведения и деятельности. В терминах П. К. Анохина это более или менее устойчивые характерные индивидуальные особенности основных составляющих функциональной системы психической регуляции поведения и деятельности. Правда, в получившейся функциональной системе нет такой подструктуры, как темперамент, что закономерно. Темперамент не имеет и не может иметь аналога в системе психических процессов, обеспечивающих отражение действительности и регуляцию на данной основе поведения и деятельности потому, что та реальность, которую называют темпераментом, не осуществляет никаких процессов отражения, в ней ничто не отражается, и она не участвует прямым содержательным образом в выработке программ поведения и деятельности. Темперамент участвует в организации поведения и деятельности по-другому.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии"
Книги похожие на "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталия Чуприкова - Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии"
Отзывы читателей о книге "Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии", комментарии и мнения людей о произведении.