Онисе Баркалая - Драма – движущая сила комедии
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Драма – движущая сила комедии"
Описание и краткое содержание "Драма – движущая сила комедии" читать бесплатно онлайн.
Анализ драматических сюжетов и комедийных приемов лучших кинокомедий мирового кино. Что же делает эти фильмы такими захватывающими, остроумными и смешными? В отличие от старых комедий положений, где происходит путаница персонажей, чемоданов и номеров гостиниц, главная пружина высоких комедий – драматический сюжет, запутанная личная жизнь героев, обусловленная человеческими страстями.
Повторы реплик, ситуаций, действий часто используются как художественные приемы в литературе и кино. Они несут массу функций: усиление психологизма, показ однообразной атмосферы, подчеркивание комизма ситуации… В повести Чехова «Моя жизнь» полный, здоровый, с красными щеками инженер Должиков, берущий «откаты» с подрядчиков, часто повторяет: «… Я обеспеченный человек, но, прежде чем мне дали дорогу… я ходил машинистом, два года работал в Бельгии как простой смазчик». Но и здесь много вопросов. Почему повтор почти безотказно вызывает смех? В советском фильме «Железный поток» (1967 г., режиссер Е. Дзиган) есть интересный эпизод. Для того, чтобы как-то вдохновить измученных боями в окружении солдат, командир приказывает поставить на патефон «что-нибудь для поднятия духа бойцов». Ставится пластинка, где два клоуна, хохоча всю сцену, здороваются друг с другом. «Здравствуй, Бим!», «Здравствуй, Бом!» – вот, собственно, две реплики, которые они повторяют. Казалось, ничего смешного, но вся армия через несколько минут уже трясется от хохота… Когда я посмотрел этот эпизод, то он мне не показался особенно достоверным. Прошло много лет, и я со своими друзьями (в 90-ых годах) попал в киноконцертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург) на танцевальное степ-шоу Riverdance. Почти сразу стал ясен уровень труппы, танцующей ужасно. Танцоры плясали невпопад и выглядели страшно неловкими, словно из какого-то районного дома культуры. Сравнить их с труппами, которые приглашаются на церемонию «Оскара», было решительно невозможно. Но там был совершенно потрясающий комичный повтор. Пять первых танцев исполнялись под одну и ту же музыку совершенно одинаково: невпопад и с одними и теми же движениями. По-сути это был один и тот же танец, повторенный пять раз! После третьего танца на моем лице появилась улыбка, после четвертого – я уже смеялся, а в начале пятого танца захохотал, прикрыв лицо ладонью. В фильме Ф. Вебера «Папаши» есть несколько подобных повторов. Хозяин гостиницы, если он появляется в кадре, почти всегда получает по физиономии, а нескольким персонажам фильма регулярно режут костюмы в мелкую полоску. Если реплика из фильма «Железный поток» довольно банальна («Здравствуй, Бим!»), то комичный повтор в известной юмореске М. Жванецкого про раков использует отнюдь не простую жизненную альтернативу: большие, но дорогие или дешевые, но маленькие. Это, бесспорно, усиливает комичный эффект миниатюры М. Жванецкого.
Эволюция комедий приведет к тому, что наряду с фильмами, где есть трюки, взрывы, гонки, летящие в физиономию торты, потасовки, двойники, близнецы, путаница и неразбериха [62,63], возникнет новый жанр комедии – драматические. Фильмы Г. Данелии, Э. Рязанова, Ж. Ж. Анно, К. Зиди, Ф. Вебера знаменовали новый шаг в развитии комедийного кино и имели колоссальный зрительский успех.
Принципиальное отличие этих комедий состоит в том, что для них характерны логика, жизненность, достоверность, драматический сюжет. Главное в них – не cтолько рассмешить публику, а дать пищу для размышлений через призму горького и смешного, из чего, собственно, и состоит жизнь любого человека.
В грандиозной эпопее «Освобождение» [64] есть интересный реалистичный комедийный эпизод. В осажденном Берлине идут бои в сотнях метров от рейхстага. В доме, занятом советскими войсками, фотографируют бойца, которому хотят вручить партбилет. Политрук просит бойца сделать серьезное лицо, и начинает считать до трех перед вспышкой фотоаппарата. Но на счет «три» вместо фотовспышки на улице раздается оглушительный взрыв снаряда и все, кто находится в комнате, бросаются на пол, спасаясь от осколков.
Переход от комедий положений с трюками к комедиям с драмой можно увидеть в творчестве известных комедиографов. Режиссер К. Зиди в 1972 г. снимает трюковую комедию «Сумасшедшие на стадионе» [25], а спустя годы, в 1984г., преподносит комедию «Откройте, полиция!» [30], фильм не только остроумный, но и наполненный драмой. Первые музыкальные комедии Э. Рязанова («Карнавальная ночь», 1956г., «Гусарская баллада», 1962 г.) изобилуют многими приемами комедий положений и трюками. Позднее в его комедиях появляется настоящая драма, острая социальная сатира: «Гараж» [38], «О бедном гусаре замолвите слово» [39], «Вокзал для двоих» [40], «Забытая мелодия для флейты» [41]. Причем, если «Гусарская баллада» проникнута пафосом патриотизма, то в фильме «О бедном гусаре..» присутствует явное неприятие царской системы, где ассоциации с советской очевидны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Драма – движущая сила комедии"
Книги похожие на "Драма – движущая сила комедии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Онисе Баркалая - Драма – движущая сила комедии"
Отзывы читателей о книге "Драма – движущая сила комедии", комментарии и мнения людей о произведении.