Андрей Тихомиров - Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи"
Описание и краткое содержание "Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о языках, народах, миграционных движениях семитских народов. О том, как возникает семитская общность, о возникновении верований, обычаев, обрядов, ритуалов. Привлекаются различные исторические и этнографические источники разных времен. Приведены краткие грамматики некоторых семитских языков.
Семиты
Языки, народы, миграции, обычаи
Редактор Андрей Евгеньевич Тихомиров
ISBN 978-5-4485-8740-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Семитические языки и народы
Семитические языки (или семитские) – одна из ветвей семито-хамитской семьи языков, которую также называют афразийской или афро-азиатской макросемьей языков, распространенных в Северной Африке, Передней Азии и на острове Мальта. Делятся на 5 (или 6) основных ветвей: семитскую, египетскую, берберо-ливийскую, чадскую, кушитскую и омотскую (иногда рассматриваемую как ветвь кушитской). Афразийская семья, в свою очередь, входит в состав еще более крупной языковой семьи – ностратической. Ностратические языки (от лат. noster – наш), макросемья языков, включающая ряд языковых семей и языков Евразии и Африки (индоевропейские, картвельские, афразийские, уральские, алтайские, дравидские языки и др.).
Семитские языки состоят из групп: 1) северо-периферийной, или восточной (вымерший аккадский с диалектами ассирийским и вавилонским); 2) северо-центральной, или северо-западной [живые – иврит и новоарамейские диалекты, объединяемые под названием ассирийского (новосирийского) языка; мертвые – эблаитский, аморейский, ханаанейский, угаритский, финикийско-пунический, арамейские диалекты; древнеарамейский, имперский арамейский, западно-арамейские – пальмирский, набатейский, палестинские; восточно-арамейские – сирийский, или сирский, вавилоно-талмудический, мандейский]; 3) южно-центральной [арабский (с диалектами) и мальтийский]; 4) южно-периферийной (живые – мехри, шхаури, сокотри и др.; мертвые – минейский, сабейский, катабанский); 5) эфиосемитской (живые – тигре, тиграй, или тигринья, амхарский, аргобба и др.; мертвые – геэз (ге'ез), или эфиопский, гафат). Современные семитские языки разделяются на: южносемитские, включающие арабский (литературный, разговорный народный, распадающийся на ряд диалектов, и мальтийский), амхарский, гураге, харарский, тигре, тигринья (последние пять – в Эфиопии и Эритрее), эхкили и мехри в Южной Аравии и сокотри на о-ве Сокотра; северо-западные языки, включающие новосирийский и другие живые диалекты арамейского языка, моавитский и древнееврейский, или иврит, ныне государственный язык в Израиле (ханаанейская группа), а также языки и диалекты арамейской группы.
Хамитские языки – название, предложенное немецким египтологом и языковедом Р. Лепсиусом для обозначения некоторых африканских языков по признаку наличия грамматического рода имен существительных. Эта группа объединяет: берберские, кушитские, древнеегипетский и коптский языки. В начале XX в. немецкий языковед К. Мейнхоф, развивая положения Лепсиуса, также утверждал, что все африканские языки, имеющие род, составляют единую хамитскую семью языков. По его мнению, на этих языках говорили светлокожие народы, пришедшие в Африку с севера и принесшие начатки более высокой культуры. От смешения хамитских языков с языками коренного населения Африки – негроидов, произошли языки банту. К числу хамитских языков Мейнхоф относил, кроме берберских и кушитских языков, также языки хауса, масаи, фуль и языки готтентотов. Однако, как показали дальнейшие исследования, язык фуль относится к числу суданских языков атлантической группы. Готтентотские языки вместе с бушменскими составляют особую семью языков. Язык масаи относится к нилотской семье языков. Языки берберские и кушитские входят в состав семито-хамитских языков, эта семья не представляет собой соединения двух групп – семитской и хамитской, потому, как указал французский языковед М. Коэн, нет ни одной черты, общей всем хамитским языкам, которая противополагала бы их семитским. Все языки Северной Африки (берберские и кушитские) составляют отдельные группы в пределах семито-хамитской семьи языков, куда входят также древнеегипетский и коптский, а также язык хауса с родственными ему языками. Название «хамитские языки» вытесняется ныне термином «семито-хамитские».
Кушитские языки, ветвь афразийских языков. Состоит из 5 групп: 1) северные – бедауйе; 2) центральные – агавские языки; 3) восточные – афарсахо языки, сомалийские (сомали, бони, байсо, рендилле), оромо, бурджи-сидамо, консо, гидоле, арборе, гелеба, могогодо и др.; 4) западные – омето, каффа языки и др.; 5) южные – ираквские, араманикские языки. Кушитские языки – группы языков, входящие в состав семито-хамитской семьи языков. Племена, говорящие на языках южной группы со всех сторон окружены населением, говорящим на языках банту. Сравнительная грамматика кушитских языков доказывает их близость между собой и несомненное родство не вызывают сомнений. Грамматический строй и основной словарный фонд кушитских языков имеют много общего. Все именные глагольные основы в них в большинстве состоят из трех согласных. Различные формы глагола образуются путем изменения гласных. Личные местоимения во всех кушитских языках сходны. В кушитских языках существует два типа спряжения: глаголы изменяемые спрягаются при помощи префиксов, глаголы неизменяемые – при помощи суффиксов. Каждое из них при помощи флексии может образовывать различные времена.
Вымерший эфиопский язык (или ге'ез, геэз) был близок к древнему южноарабскому и современному арабскому языкам, по некоторыми морфологическим и лексическим чертами сближался с аккадским. Эфиопский язык возник в начале нашей эры на территории Эфиопии среди переселенцев из Южной Аравии и стал государственным языком государства Аксум. Начиная с IX в. эфиопский язык вытеснялся родственным ему амхарским языком. С XIII в. эфиопский язык перестал быть государственным языком, но как литературный продолжал существовать до конца XIX – начала XX вв. Ныне является культовым языком христианского населения Эфиопии. Находясь во взаимодействии с амхарским языком, эфиопский язык обогащал последний лексически и утрачивал некоторые черты своего исконного фонетического строя. Эфиопское письмо – слоговой алфавит эфиопского языка. Оно состоит из 26 основных знаков, каждый из которых имеет по семи вариантов, или так называемых «порядков». Буквы пишутся слева направо. Произношение эфиопских букв известно из амхарской традиции. С дополнительными буквами данного письма используется для языков амхарского, тигре, тигринья и других языков Эфиопии и сопредельных стран. Эфиопское письмо происходит из южно-арабского письма.
Древнейшие памятники семитских языков включают в себя аккадские клинописные надписи Двуречья Тигра и Евфрата, собственные имена и названия местностей Палестины в египетских надписях (3—2-е тыс. до н. э.). Имеются памятники письменности на аккадском, иврите, сирийском, эфиопском, арабском языках. Сохранились надписи на угаритском, финикийско-пуническом, минейском, сабейском и др.
Обширная письменность имеется на аккадском, древнееврейском, на сирийском и других арамейских диалектах, эфиопском и особенно на арабском, бывшем долгое время литературным языком также в Иране, Средней Азии, Испании и в других странах.
Характерными чертами семитских языков являются: ограниченное число гласных (первоначально – а, и, у в долгом и кратком вариантах), наличие трех рядов согласных (звонкие, глухие и согласные напряженной артикуляции – веляризованные, или сопровождаемые гортанным взрывом), наличие фарингальных согласных (х и», т. н. «айн), язычковых согласных (х, г) и гортанного взрыва (», т. н. хамза, или алеф). Первичная фонетическая система, невидимому, лучше всего сохранилась в арабском. Корень состоит в подавляющем большинстве случаев из трех согласных, несущих на себе основное словарное значение, в то время как огласовка, а также префиксы, суффиксы и инфиксы уточняют значение или передают грамматическую категорию. Имеются следы первичного двухсогласия корня. В словообразовании словосложение не играет роли, зато существует сложная система словообразования с помощью изменения огласовки и аффиксов. Большую роль играет именное определение в родительном падеже, причем определяемое получает особую форму «сопряженного состояния». Число падежей имени вначале обычно сводилось к трем (именительный, родительный, винительный), в староаккадском – к пяти; позже во всех Семитских языках падежная система отмирает. Имеется двойственное число наряду с множественным; последнее в южносемитских языках в большой мере вытеснено различными собирательными, образованными путем переогласовки основы («ломаное множественное»). Для глагольной системы характерно наличие т. н. «пород» – основ со специфической огласовкой и особыми признаками в виде префиксов, инфиксов, удвоения согласных и т. п. Породы особым образом модифицируют основное глагольное значение (усилительная, побудительная, возвратная порода и др.). Порода обычно имеет полную систему спряжений, изменений по видам, отглагольные имена и т. п. В глаголе категория времени слабо развита (кроме новейших семитических языков, где имеются вторичные образования); обычно существуют два вида – совершенный с суффиксальным и несовершенный с префиксальным спряжением; в аккадском языке система видов более сложная.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи"
Книги похожие на "Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Тихомиров - Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи"
Отзывы читателей о книге "Семиты. Языки, народы, миграции, обычаи", комментарии и мнения людей о произведении.