» » » Анна Бузело - Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков


Авторские права

Анна Бузело - Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков

Здесь можно купить и скачать "Анна Бузело - Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство Казахский национальный университет имени аль-ФарабиЛитагент4361a648-96da-11e7-8179-0cc47a520474. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков"

Описание и краткое содержание "Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков" читать бесплатно онлайн.



Целью учебного пособия является развитие необходимых для профессионального общения навыков на основе знания лингвистических и стилевых особенностей научной речи, законов построения учебного текста и развития информации в нем.

Пособие содержит теоретический материал, представляющий собой три тематических блока: «Язык как уникальный феномен человеческого общения», «Функциональные стили речи» и «Структурно-семантическая организация научного текста». В каждом из них предлагается система практических заданий, направленных на закрепление полученных знаний и умений, а также имеются контрольные вопросы для самопроверки по изученным темам.

Адресовано студентам, обучающимся по специальностям механико-математических факультетов казахских отделений высших учебных заведений РК. Может быть использовано как на практических занятиях и СРСП, так и внеаудиторно.






Бузело А.С.

Русский язык: учебное пособие для студентов-математиков

ВВЕДЕНИЕ

Изучение практической дисциплины «Русский язык» дает возможность студенту-нефилологу научиться рациональным приемам усвоения знаний в профессиональной сфере, выражать свои мысли точно, четко, логично, с соблюдением существующих стилистических норм и ораторских установок. Обретенные в процессе обучения навыки также помогут ориентироваться в потоке научной информации, самостоятельно трансформировать ее в нужную форму (письменную или устную) в зависимости от коммуникативной ситуации и с учетом жанровых особенностей.

Основные задачи пособия заключаются в следующем:

► познакомить студентов-первокурсников со спецификой научного стиля, типами информации, заложенными в научных текстах, и способами ее интерпретации в разном объеме;

► научить «видеть» структурно-семантическую организацию текста по специальности для определения основной и дополнительной информации и производить его лингвистический анализ;

► научить извлекать из текста необходимую информацию, описывать и обобщать ее с целью применения в процессе учебно-профессионального общения;

►способствовать развитию логики мышления на основе научных текстов.

Предметом обучения выступают учебно-научные аутентичные тексты по математическим специальностям, что повышает эффективность изучения дисциплин по профилю и расширяет профессиональный кругозор благодаря работе с источниками на русском языке, владение которым на уровне второго позволяет пользоваться неограниченными информационными ресурсами.

Пособие состоит из трех глав, каждая из которых представляет собой отдельный блок тем базового курса. В первой главе «Язык как уникальный феномен человеческого общения» говорится о сущности языка, выполняемых им функциях, его отличии от речи, о формах и видах речи, о её функционально-смысловых типах. Вторая глава раскрывает своеобразие стилистической системы современного русского литературного языка. Особое внимание уделяется лингвистическим особенностям и качествам научной речи, ярко эксплицирующимся в учебном тексте. В третьей главе рассматриваются структурно-семантическая организация научного текста и процедура анализа его содержания с этой точки зрения, с помощью чего выявляется основная и дополнительная информация, устанавливаются смысловые связи между частями текста.

Благодаря системе практических заданий прививаются и отрабатываются архиважные для современного студента навыки самостоятельного поиска информации, ее обработки, создания собственного произведения по заданной теме и передачи его содержания в устной форме.

В пособии имеется список рекомендуемой литературы и два приложения: 1) корпус текстов по специальности, которые можно использовать для выполнения разнообразных заданий, предложенных в книге; 2) задания для СРС в различных вариантах.

Глава I

ЯЗЫК КАК УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Тема 1. Язык – важнейшее средство коммуникации

Существует множество определений понятия языка. Это обусловлено сложностью данного феномена. Приведем одно из них: «Язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».

Главное отличие языка от искусственных систем коммуникации состоит в безграничности областей его использования и возможности выражения абсолютно любого содержания.

Итак, язык есть средство выражения мыслей, желаний, чувств. Тогда что же такое общение? Общение – это передача некоторой информации, специально или же непроизвольно посылаемой отправителем и воспринимаемой адресатом. Возможность его осуществления заложена в языке, который устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. Это характеристика естественного человеческого языка, языка-абстракции как средоточия универсальных свойств всех конкретных языков. Конкретные языки (этнические или идиоэтнические) – это многочисленные реализации свойств языка вообще.

(Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ф.П. Филина. – М., 1979)

√ Задание № 1.

1. Объясните лексическое значение слов статус, этнос, тенденция, приоритет, консолидация, диаспора. Выпишите трактовки их значений из любого толкового словаря современного русского языка, напримерС.И. Ожегова. Составьте с ними предложения.

2. Выпишите значение термина языковая политика из Лингвистического энциклопедического словаря (ЛЭС). Что обозначает этот термин?

Статус казахского и русского языков в РК

В Конституции РК 1995 г. определен статус языков двух наиболее крупных этносов страны – казахского и русского – и условия для функционирования других языков народов Казахстана. В статье 7 записано:

1. В РК государственным является казахский язык.

2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана. Для всех этносов Казахстана Конституция определяет право пользоваться родным языком и культурой, о чем сказано в статье 19 п. 2: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, обучения и творчества», то есть в РК в соответствии с Законодательством не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку.

В целях реализации взвешенной языковой политики указом Президента РК была принята программа функционирования и развития языков на 2010-2020 годы. Цели программы – расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение его общекультурных функций; развитие языков этнических групп. Претворение в жизнь данной программы предполагает создание оптимального социолингвистического пространства и способствует упрочению гражданского согласия в обществе и его дальнейшей консолидации.

Государством оказывается помощь языкам всех диаспор на территории РК. Для развития национальных языков и культур в стране создана система воскресных школ по обучение родному языку. Успешно работают национальные детские сады и школы, в которых на 7 родных языках – казахском, русском, узбекском, уйгурском, таджикском, украинском, немецком – воспитываются и обучаются почти 4 миллиона детей.

√ Задание № 2.

1. Прочитайте тексты из учебника Н.И. Гайнуллиной «Лексикология русского языка». – Алматы, 2005.

2. Озаглавьте каждый из них. Подумайте, что их объединяет.

Текст 1.

Длительное использование русского языка в качестве языка межнационального общения, обогащение его в процессе контактов с другими языками, его гибкость и ёмкость, соединенные с рядом событий социального характера в течение ХХ века, определили реальные предпосылки для его выхода за пределы бывшего Советского союза, в результате чего русский язык приобрел функции языка международного общения, а затем и мирового языка.

Категория «мировой язык» появилась сравнительно недавно, в последние десятилетия ХХ в. «Мировой язык» – это язык межгосударственных контактов, рабочий язык международных симпозиумов, конференций, съездов и т.п. «Мировой язык» – историческая категория, отражающая тенденции общечеловеческого развития в ХХ – начале ХХI вв., научно-техническую революцию, факторы политико-экономического, культурного и т.п. развития. Иными словами, состав мировых языков изменчив и зависит от авторитета страны, в которой говорят на этом языке, от ее положения на мировой арене.

Существенным признаком «мирового языка» является его распространение за пределами монолитной и исконной территории, т.е. в максимальном числе точек на планете, в том числе удаленных друг от друга, его изучение в разных странах мира.

Организация Объединенных Наций к настоящему времени провозгласила 6 мировых языков: русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский.

Текст 2.

Литературный язык представляет форму исторического существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую. Это исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов, речевых средств, прошедших длительную культурную обработку в текстах авторитетных мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка. Литературный язык представляет собой объективно существующую (или существовавшую) лингвистическую систему, обычно письменно зафиксированную, обслуживающую политические, экономические, идеологические, эстетические и иные культурные нужды данного общества, имеющую свои нормы и традиции, литературно узаконенные с началом письменности и противостоящие тенденциям диалектного дробления, заложенным в необработанной обиходно-бытовой речи. Следовательно, литературный язык – обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закрепленными нормами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков"

Книги похожие на "Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Бузело

Анна Бузело - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Бузело - Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков"

Отзывы читателей о книге "Русский язык. Учебное пособие для студентов-математиков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.