Виктор Кротов - Вера и неверие. Из серии «Сказочная педагогика»
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Вера и неверие. Из серии «Сказочная педагогика»"
Описание и краткое содержание "Вера и неверие. Из серии «Сказочная педагогика»" читать бесплатно онлайн.
Сказочная педагогика – эффективный и ненавязчивый метод воспитания, пробуждающий в ребёнке самостоятельную душевную активность. Как ездят подземные автомобили. Зачем нужны сказодышащие драконы. Что находится над дырой. Бывают ангелы или нет. Умеете ли вы подниматься на небо. Родственные отношения ручейка и сугроба. Где найти светящееся сокровище. Каждый из вопросов приобретает с помощью сказки игровую форму и побуждает к развитию в лучшую сторону.
Вера и неверие
Из серии «Сказочная педагогика»
Виктор Кротов
© Виктор Кротов, 2017
ISBN 978-5-4483-3907-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
На обложке: фото из архива села Давыдово Ярославской области.
Важная тонкая тема
В общении с детьми существует немало деликатных тем. Но тема веры и неверия настолько отличается от прочих, что воспитатели в обычных светских учреждениях стараются просто не замечать её. Другое дело – родители. Верующие (о вероисповеданиях мы здесь говорить не будем) обычно стараются растить детей «в вере», тогда как атеистически настроенные не прочь избавить их побыстрее от «иллюзий».
Однако притворяться, что важнейшего на свете вопроса просто не существует, не очень честно по отношению к ребёнку. Откладывать проблему на неопределённое будущее (мол, вырастешь – узнаешь) бессмысленно: ребёнку надо отвечать сейчас, пока он спрашивает, пока это интересует его. Обязывать верить в то, во что верят родители, лишая возможности самому прийти к собственным переживаниям и открытиям, не очень дальновидно. Человек, вырастая, часто обнаруживает эту несвободу, и рвётся к чему-нибудь противоположному. Атеизм, навязанный в детстве, даёт похожий эффект (только с обратным знаком).
Свой подход здесь может предложить сказочная педагогика. Не опережать духовное развитие ребёнка, не принуждать его путем определённого идеологического давления принять в готовом виде те истины, к которым родители проделали свой большой и непростой путь (потому что на свой путь имеет право и ребёнок), а говорить на важные темы языком образов. Сказочные метафоры могут давать ответ, оставляя свободу для самостоятельного мышления, позволяя тайну признавать тайной, укрепляя душу, но не предлагая ей упакованных ответов.
Сказка – это не священный текст и не пособие по атеизму. Над ней можно задуматься, её можно обсудить, можно ей улыбнуться. В хорошей сказке всегда есть важные витамины для становления души.
АвторКак работать со сказкой
Присмотримся к нескольким пунктам, которые намечают канву использования сказки в воспитании. Не обязательно тщательное выполнение всех пунктов, да ещё точно в том порядке, в котором они стоят. Это лишь материал для творчества. Само педагогическое творчество – в руках каждого из нас.
1. Прочитать сказку
Это не такой простой пункт, как кажется. Во-первых, если ребёнок умеет читать, возникает соблазн перевести его на самообслуживание. Вот тебе сказка, прочти её. Это неправильно. Когда ребёнок читает, он тратит энергию сразу на два дела: на сам процесс чтения и на восприятие прочитанного. Читая ему вслух, мы снимаем первую нагрузку (в младшем возрасте она может быть довольно обременительной) и даём возможность свободно погрузиться в мир, создаваемый сказкой.
Моя дочка (которая сама читала уже вполне хорошо) говорила мне: «Когда я читаю сама, у меня в голове всё гудит. А когда ты или мама мне читаете, я думаю о том, что там происходит».
Кстати, уже во время чтения у детей могут возникнуть побуждения к обсуждению. Это замечательно. Не побоимся сделать паузу, поговорить о происходящем, а потом продолжить.
2. Поговорить о сказке
Не обязательно, чтобы это было сразу после того, как закончено чтение. Плодотворнее будет обсуждение через некоторое время (в этот же день попозже или на следующий день), когда прочитанное «устоялось» или даже, может быть, немного забылось. Мы одновременно и напомним о сказке, и вернём внимание к ней. Лучше всего, если к такому разговору будет какой-то житейский повод (хотя полезнее избегать соблазна использовать сказку для выведения морали к конкретному случаю).
Для иллюстрации возможностей разговора по окончании каждой сказки предложен примерный набор вопросов к детям. Не надо стремиться использовать все вопросы подряд. Постараемся выбирать их в соответствии с возрастом, характером и особенностями мышления конкретного ребёнка. Если задаём вопрос группе детей, будем исходить из её особенностей. А ещё лучше – придумывать свои варианты, свои формулировки, наиболее подходящие для той ситуации, в которой идёт обсуждение. Это ведь не экзаменационные вопросы. Неправильно было бы ожидать каких-то определённых ответов. Наоборот, интереснее всего расслышать самостоятельную реакцию малыша на тему вопроса.
Естественно, к разговору о сказке можно вернуться не раз. Иногда это будет и не разговор-обсуждение, а просто обращение к изображённым в сказке событиям и персонажам («А помнишь, как…»). Лучше всего, когда сказка даёт нам ключевой образ-метафору, который может стать своеобразным «словом» в общении с ребёнком. Такими словами могут стать, например, «кругодыры» или «Неизвестно-что» в текстах, приведённых ниже.
3. Прочитать ещё раз
Детям нужны повторения прочитанного. Ребёнку трудно за один раз разобраться в сказке, обжить её, усвоить. Прочитать сказку ещё и ещё раз (иногда даже повторить её сразу же) совершенно естественно с точки зрения детского восприятия. И вместе с тем это снова и снова даёт нам дополнительные возможности для обсуждения важных вещей, для привлечения внимания к той или иной детали повествования.
4. Поиграть в сказку
Для детей важно не только и не столько умственное восприятие, сколько переживание с помощью игры. Поэтому можно воспользоваться сюжетом и персонажами прочитанной сказки в качестве исходного игрового импульса. Так, как это принято у детей: давай я буду тем-то, а я тем-то, а ты кем будешь?..
Если дети «заведутся» на игру в сказку, мы не будем тут же пытаться эксплуатировать её в педагогических целях. Сначала нужно привыкнуть к этому сказочному пространству, освоить его. А потом, при случае, обменяться мнениями о том, что в нём происходит.
5. Показать сказку
Речь идёт не о сценической постановке прочитанного, это дело непростое. Но почему бы не попробовать сыграть короткий импровизированный спектакль, посвящённый сказке или какому-то её эпизоду, если вы почувствуете, что дети готовы к этому?
Можно устроить игру в сказку с помощью кукол. Это может быть просто ролевая игра или даже «кукольный спектакль» (та же игра, но с помощью ширмы или повешенного на верёвку куска ткани).
Можно пойти на прогулку, считая, что мы отправляемся туда, где происходило действие прочитанной сказки. И много других «можно» ожидают нашей изобретательности.
6. Порисовать, полепить, повырезать…
Настроить детей на то, чтобы нарисовать героев сказки или какие-нибудь понравившиеся эпизоды. Нарисовать можно фломастерами, карандашами или красками. Или другим подходящим способом. Например, мелками на асфальте.
Если вы лепите с детьми (из пластилина, из глины, из других материалов), можно и в этой форме откликнуться на сказку. Пригодится и всякое другое рукоделие: вырезание из бумаги, аппликация…
Но самое главное, что во время творческого взаимодействия со сказкой, продолжается её внутреннее освоение. Происходит закрепление образов, принятие их в багаж внутренних ассоциаций. Даже самое краткое взаимное обсуждение работ способствует этому и углубляет восприятие. Можно устроить небольшую выставку работ (персональную или групповую), посвящённых сказке. Всё это – продолжение той работы, которая начата в ней самой.
7. Педагогическое посредничество
Не всегда само собой случается так, что сказка в точности подходит ребёнку или детям, которым мы её читаем. Но всегда во власти воспитателя помочь воспринять её именно тем детям, которые рядом с ним. Усилить внимание к важным для них вещам и оставить в тени менее значимое. Дать высказаться о том, что им хорошо понятно и знакомо, или сделать паузу для пояснения того, что может вызвать затруднение. Всё зависит от конкретной сказки и реальных детей.
В то же время ребёнок обычно мирится с неясностями в сказке ради того, что ему в ней интересно. Так что можно относиться к сказке и как к одежде на вырост. А значит – быть просто доброжелательным спутником, готовым ответить на любой вопрос, но не опережать внимание детей своими пояснениями.
Доверчивость и недоверие
Не будем лихо разбираться с детьми в таких сложных материях, как предполагаемое создание мира и эволюция, существование Абсолюта и загробной жизни, реинкарнация и Богочеловечество. Не будем углубляться в теологию или диамат, в изучение или опровержение священных текстов. Право, с этим можно повременить.
Обратим лучше внимание на такие простые вещи, как доверчивость и недоверие.
Испытывая негодование к тем, кто злоупотребляет детской доверчивостью, не будем же мы сами эксплуатировать её, выдавая свои убеждения за истину в конечной инстанции. Но что если это делают родители или другие люди, имеющие весомую возможность влиять на ребёнка? Здесь тоже надо быть осторожным и не превращать детскую душу в полемическую площадку. Иначе доверчивость уступит место настороженному недоверию ко всему, что говорят взрослые, потому что одни убеждают в одном, а другие в другом. Тогда уже останется наблюдать, как в ребёнке прорастают равнодушие и цинизм, потому что ничего у этих взрослых понять невозможно, да и сами они, видимо, главных вещей не понимают.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вера и неверие. Из серии «Сказочная педагогика»"
Книги похожие на "Вера и неверие. Из серии «Сказочная педагогика»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Кротов - Вера и неверие. Из серии «Сказочная педагогика»"
Отзывы читателей о книге "Вера и неверие. Из серии «Сказочная педагогика»", комментарии и мнения людей о произведении.