» » » » Всеволод Липатов - Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея


Авторские права

Всеволод Липатов - Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея

Здесь можно купить и скачать "Всеволод Липатов - Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея"

Описание и краткое содержание "Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея" читать бесплатно онлайн.



История Ямала и страны, рассказанная ночным директором – сторожем салехардского музея. В книге опубликованы документы, факты и немного философских размышлений. Рекомендуется для тех, кто интересуется историей.






В эту «царёву вотчину» можно было попасть тремя дорогами.

Морской путь шёл через «Большую океанскую пучину», то есть вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Он был опасен и сложен, хотя при благоприятных погодных условиях и ледовой обстановке из Поморья на берега реки Таз можно было пройти за одну навигацию, то есть за три – четыре месяца. Дело в том, что даже летом там можно было попасть в ледяную ловушку, или встречные ветра не давали спокойно ходить отважным мореходам. А попутных ветров приходилось ждать по нескольку недель, ведь климат тогда был намного суровей, чем в начале XXI века. Лишь немногие смельчаки пускались в этот путь, вокруг Ямала, по морю, чтобы попасть в устье Оби.

Сохранился акт за 1618 год, где описывались все сложности этого пути:

«А в прежние де годы, ходил Москвитин Лука гость с товарыщи проведывати Обского устья тремя кочи, и те де люди с великие нужи примерли, а осталось тех людей всего четыре человека; и то де они слыхали, что от Мутныя реки и до Обскаго устья и к Енисейскому устью морем непроходимые злые места от великих льдов и всякие нужи».140

Но был и другой путь. Ещё в 1601 году воеводы описывали царю путь торговых и промышленных людей, которые плыли с Двины, Мезени и Печоры в Обь и Тазовскую губу:

На кочах они проходили через пролив Югорский шар, «шли поперек Карского моря» к западным берегам Ямала. И уже потом, через систему двух рек: Мутная и Зелёная, пересекающих полуостров поперёк, и «перетащив кочи через короткий волок» между ними, выходили в Обскую губу.141 А там уже и до Тазовской губы, где находилась Мангазея, было рукой подать. Но и путь через ямальский волок назвать лёгким, тоже было трудно. Хотя при удачном стечении обстоятельств можно было добраться за те же три – четыре летних месяца.

Не один раз ранняя полярная зима застигала купцов и промышленников на этой дороге, и тогда им приходилось бросать свои кочи, «метать животишка и запасы на пусте», то есть на месте непредвиденной остановки выгружаться, оставлять лишнее и на лыжах пытаться выйти к Обдорску. А если улыбнётся фортуна, то могли встретиться оленеводы, которые помогли бы добраться до жилых мест. И уж очень крупно повезёт, если брошенные товары останутся не разграбленными до весны.

Эту тяжёлую дорогу в 1623 году подробно описал пинежанин Леонтий Шубин Плехан, находившийся в составе экспедиции из сорока человек. Летом 1601 года этот торговый караван на четырёх кочах вышел из Холмогор. Его путь лежал в Мангазею.

Даже спустя двадцать лет, Шубин хорошо помнил, с какими трудностями пришлось столкнуться путникам.

В первое лето им не удалось дойти до Ямала – «потому что были ветры встрешные и льды великие». Навигация заканчивалась, осень вступала в свои права, начинались шторма и заморозки, поэтому промышленникам пришлось войти в реку Печора и зазимовать в Пустозёрске. На следующий год, как только прошёл ледоход, кочи вновь отправились в путь. В этот раз упрямая команда достигла побережья Ямала, и они вошли в реку Мутная. Речка эта была настолько мелкой, что гружёные кочи не смогли идти по ней дальше, а ведь их осадка не превышала одного метра. Пришлось им дожидаться с моря «прибыльной воды», то есть прилива, а затем двадцать дней тянуть свои суда бечевой до волока. Но речка снова быстро мелела, и когда они с большим трудом всё-таки добрались до системы озёр Ней-То, где находился волок, то пришлось перегружать грузы на лодки или нести на себе. Через сухой волок, длинной в две-три версты, кочи перетаскивали с помощью воротов – «для того, что людей было мало». Из озера Зелёное вниз по речке они шли ещё десять дней, так как речка была «меньше Мутные реки да и мельче», так что иногда приходилось разгружать лодки, чтоб перебраться через песчаные мели. В Обской губе кочи наконец-то развернули паруса и при попутном ветре дошли до устья Таза за три дня. Этот же северный попутный ветер позволил судам промышленников подняться по реке Таз до только что возникшего города Мангазея за двое суток. Весь же путь от Пустозёрска до Мангазеи, золотого дна для купцов и охотников, занял три месяца. Не считая первой попытки.

В Москве про эту дорогу знали лишь то, что «промышленные и торговые люди плавают морем в «Мангазею» и «на Енисею».142 Только в 1616 году от тобольского воеводы Куракина поступили точные сведения. В кремлёвских палатах они вызвали целый вихрь опасений.

Дело в том, что частое появление иностранных кораблей в Карском море привлекло внимание тобольских властей, начали допрашивать русских «торговых людей», которые там бывали, зачем «немцы», так тогда называли всех иностранцев, ходят на Печору и в Карское море. Кроме этого, воеводу сильно заинтересовало, какие ещё дороги ведут из России в Сибирь. Неизвестность и разноречивые слухи, доходившие до сибирской столицы, не на шутку начали беспокоить местную администрацию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Козлов В. П. Да постыдятся и посрамятся вси, глаголющие на нь» // Тайны фальсификации: Пособие для преподавателей и студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 272 с. – С. 207.

2

Шемановский И. С. Хронологический обзор достопамятных событий в Берёзовском крае Тобольской губернии (1032 – 1910 гг.) // Избранные труды [Текст] / Составитель Л. Ф. Липатова; авт. вступ. ст. Л.Ф. Липатова; ГУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс и.. И. С. Шемановского». – М.: «Советский спорт, 2005. – 304. [32] с.: ил. – С. 109.

3

Шемановский И. С. Хронологический обзор… – С. 107.

4

Шемановский И. С. Хронологический обзор… – С. 107.

5

Шемановский И. С. Хронологический обзор… – С. 107.

6

Боярский П. В., Визгалов Г. П., Ивасько Л. В. Кардаш О. В. и др. Коч – русское полярное судно: проблемы исследования и реконструкции. М.: Ин-т Наследия, 2000. – С. 33.

7

Шемановский И. С. Хронологический обзор… – С. 116..

8

Коч – русское полярное судно… – С. 35.

9

Ямало-Ненецкий национальный округ. – С. 36—49.

10

Хронологический обзор… – С. 145.

11

Ямало-Ненецкий национальный округ. – С. 36—49.

12

Хронологический обзор… – С. 111.

13

Цит. по: Хронологический обзор… – С. 111.

14

Хронологический обзор… – С. 113.

15

Цит. по: Хронологический обзор… – С. 113.

16

Хронологический обзор… – С. 114.

17

Коч – русское полярное судно… – С. 33.

18

Коч – русское полярное судно… – С. 33—34.

19

Коч – русское полярное судно… – С. 34 – 35.

20

Коч – русское полярное судно… – С. 35.

21

Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4-х книгах. Книга четвертая (т. X – XII). – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – С. 124.

22

Карамзин Н.. История государства Российского. – С. 124.

23

Карамзин Н.. История государства Российского. – С. 124.

24

Цит. по: Хронологический обзор… – С. 122.

25

Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. Сочинения в 2 т. Т.1. / Под ред. С. Г. Пархимовича. Сост. Ю. Л. мандрика. – Тюмень: изд-во Ю. Мандрики, 1999 г. – С. 183.

26

Цит. по: Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 188.

27

Цит. по: Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 188.

28

Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 189.

29

Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 190.

30

Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 190.

31

Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 191.

32

Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 191.

33

Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. – С. 192.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея"

Книги похожие на "Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Всеволод Липатов

Всеволод Липатов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Всеволод Липатов - Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея"

Отзывы читателей о книге "Ночной директор. I том. История, рассказанная в тиши музея", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.