Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"
Описание и краткое содержание "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать бесплатно онлайн.
Пособие содержит теоретический материал и тестовые задания по обществоведению в соответствии с программой вступительных испытаний в учреждения высшего образования.
Адресуется абитуриентам для подготовки к централизованному тестированию, а также учащимся, участвующим в олимпиадах, учителям, преподающим обществоведение, и всем тем, кто интересуется вопросами жизни современного общества.
В 2008 г. Беларусь приняла активное участие в формировании в ООН новой категории стран со средним уровнем дохода на душу населения.
Беларусь является инициатором создания чернобыльского направления в деятельности ООН. Продолжает свою деятельность Международная научно-исследовательская и информационная сеть по Чернобылю, созданная под эгидой ООН. Завершил работу Международный научный форум ООН по Чернобылю. Беларусь стояла у истоков этих двух инициатив. Совместно с организациями Великобритании продолжается реализация проекта «Дети Чернобыля». Совместно с Международной организацией «Врачи мира» и Институтом радиационной защиты и ядерной безопасности Франции осуществляется тематический проект в рамках программы CORE «Качество здоровья: вклад в уменьшение рисков».
Активно развивается сотрудничество Беларуси с ООН в области экологии. Программные документы Беларуси – Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и Национальная стратегия устойчивого социального и экономического развития – выделяют международное сотрудничество в рамках ООН как один из путей эффективного решения природоохранных проблем.
Укрепились связи Беларуси с Европейской Экономической Комиссией. Беларусь является активным участником общеевропейских процессов под эгидой ООН: «Окружающая среда для Европы», «Окружающая среда и здоровье», «Транспорт, здоровье и окружающая среда», а также ряда природоохранных Конвенций ЕЭК ООН.
Успешно реализуются в Республике Беларусь международные инвестиционные проекты. Наиболее значимы белорусско-германское совместное предприятие МАЗ-МАН, которое производит грузовики большой грузоподъемности и мощные тракторы, инвестиционные проекты по созданию операторов мобильной связи «Мобильные ТелеСистемы» и Velcom, совместное предприятие по переработке и торговле рыбной продукцией и морепродуктами «Санта-Бремор». Крупнейшим инвестиционным проектом на территории Беларуси является строительство газопровода Ямал – Западная Европа, осуществленное РАО «Газпром» совместно с белорусскими субподрядчиками.
1.5. Горизонты информационного общества
Технологические уклады. Один из подходов к типологизации обществ – технологический. Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение) – совокупность методов обработки, изменения свойств сырья (исходного материала) в процессе производства продукции. Техника – совокупность средств, с помощью которых человек воздействует на предмет труда в процессе производства. Технологический уклад – это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. В основе их выделения – сходные технологии, техника, отраслевая структура общественного производства. Сторонники технологического подхода выделяют три важнейших технологических уклада, которые характеризуют последовательно сменяющие друг друга стадии истории человечества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Традиционное общество, если руководствоваться технологическим подходом, – это первый этап общественного развития. Традиция (лат. traditio – передача, предание) означает элементы социального и духовного наследия, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в течение длительного времени. На традициях базируются состав используемых в повседневной жизни благ, технологии производства, формы социальных отношений. Для традиционного общества характерным является сельскохозяйственное производство с ручным трудом и примитивной техникой, которая обеспечивает главным образом личное потребление. Производство продукции на душу населения незначительно. Экономика представляет собой фактически натуральное хозяйство. Ведущую роль в экономике играют собственники земли.
Следующий этап общественного развития – индустриальное общество. Термин принадлежит французскому философу А. Сен-Симону (1760–1825).
Переход к индустриальному обществу в Европе осуществлялся на протяжении ХVII – ХVIII вв. и получил название модернизация. Под воздействием технических, социально-экономических и культурных достижений европейской модернизации переход к индустриальному обществу начал приобретать глобальный характер.
Индустриальное (промышленное) общество – это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности как основы и ведущего сектора экономики, а также соответствующих ей социальных и политических структур.
Изобретение паровой машины, научно-технологические достижения в области химии и электричества позволили перейти к широкому применению машинной техники, технологическому разделению труда, массовому товарному производству. Научно-технический прогресс становится основой экономического и социального развития. Создается крупное машинное производство, возникают новые отрасли промышленности. Развиваются нефтедобыча, производство электроэнергии, железнодорожное строительство.
Концепция постиндустриального (информационного) общества. В современном значении этот термин впервые был применен в конце 1950-х гг., а широкое признание концепция постиндустриального общества получила после публикации работ профессора Гарвардского университета (США) Д. Белла.
Постиндустриальное общество – это современная стадия социально-экономического развития, на которую вступили индустриально развитые страны Запада и Япония в последней четверти XX в.
Постиндустриальное общество приходит на смену индустриальному в связи с усовершенствованием технологий, автоматизацией и компьютеризацией производства. Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие высокие технологии – микроэлектроника, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии, а также развитие телекоммуникаций. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества, включая культуру и искусство и даже домашнее хозяйство.
Это требует от людей высокого уровня образования и квалификации. Информация, знания становятся главным производственным ресурсом, а научные разработки – главной движущей силой экономики. Усиливаются роль и значение человеческого фактора, а наиболее ценными качествами личности становятся образованность, профессионализм, обучаемость, способность к творчеству.
В социальном плане принадлежность к определенному классу или сословию теряет свое значение. На первое место выходят профессиональная принадлежность и компетентность личности.
Растут инвестиции в образование человека, его здоровье, развитие общей культуры. Все больше средств расходуется на развитие здравоохранения, транспорта, сферы досуга. Экономика переориентируется от производства товаров к производству услуг.
Все большую роль играет производство и передача информации, знаний, информационных технологий. Информатизация, развитие средств спутниковой связи, радио, телевидения, электронных средств массовой информации привели к росту количества людей, занятых информационными технологиями и коммуникацией. В 80-х гг. ХХ в. создается глобальное информационное пространство. Формируется информационное общество, которое во многих теоретических концепциях (Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер и др.) рассматривается как одна из разновидностей постиндустриального общества, а порой даже как качественно новая ступень в развитии общественного прогресса, приходящая на смену постиндустриальному.
Основополагающим элементом информационного общества выступает коммуникация. Ключевой фактор экономической сферы – информационные технологии. Компьютер широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования, в быту. Информация становится ключевым ресурсом в производстве товаров, услуг, в обеспечении занятости населения. Повышается конкурентоспособность средних и мелких предприятий, расширяются возможности выполнения работы на дому. Продолжается перераспределение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг.
В социальном плане широкий доступ к информации способствует изменению качества жизни. Труд людей неразрывно соединяется с их общением с помощью компьютерных сетей. Возрастает понимание необходимости овладения компьютерной грамотностью.
Свобода информации ведет к расширению прав и свобод граждан, их участия в политической жизни общества. Настоящее богатство и сила государства обеспечиваются владением информацией и технологиями. Формируется электронная система обратной связи между гражданами и структурами власти. Сближаются интересы различных классов и социальных групп, что позволяет легче достигать согласия в обществе. Но одновременно возникает проблема защиты частных интересов личности. Современные информационные технологии, электронные СМИ делают возможным манипулирование общественным сознанием, что позволяет создавать «управляемую демократию».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"
Книги похожие на "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентина Гирина - Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию"
Отзывы читателей о книге "Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию", комментарии и мнения людей о произведении.