» » » Мария Ковязина - Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах


Авторские права

Мария Ковязина - Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах

Здесь можно купить и скачать "Мария Ковязина - Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Ковязина - Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах
Рейтинг:
Название:
Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-98563-512-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах"

Описание и краткое содержание "Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах" читать бесплатно онлайн.



Фундаментальные учебники по нейропсихологии не дают ответов на многие практические вопросы, касающиеся клинической диагностики. Например, о том, каковы особенности отдельных методик и проб, как усложнить выполнение заданий, как правильно беседовать с испытуемыми, как грамотно и логично написать заключение и др. Авторы-составители комплекта «Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы» решили восполнить этот пробел. Книга, написанная в форме диалогов, содержит ответы на реальные вопросы, которые задавались студентами в процессе обучения в лекционных аудиториях и на клинических базах.

Авторы ставят перед собой цель сформировать у читателей осознанные и прочные навыки проведения нейропсихологической диагностики и интерпретации ее результатов. В книге сформулированы основные принципы и правила диагностического процесса, представлены описания как классических луриевских проб, так и новых методик.

Издание предназначено студентам, начинающим знакомство с нейропсихологической диагностикой, и дипломированным специалистам-психологам, работающим в различных медицинских и педагогических учреждениях.

4-е издание (электронное)






Каковы цели и особенности клинической беседы, разворачивающейся параллельно объективному исследованию состояния ВПФ?

На протяжении обследования нейропсихолог не остается нейтральным наблюдателем, он поддерживает постоянный диалог с больным. Без этого диалога было бы невозможно установление и сохранение «рабочего альянса», формирование эмоционального (психотерапевтичного по своей природе) контакта. Такой диалог необходим не только для поддержания оптимального эмоционального фона общения, но и для стимуляции больного к выполнению заданий (особенно при затруднениях), для выявления реакции больного на замечания, для определения того, как больной оценивает свои действия и результаты, в какой мере он принимает помощь психолога.


А каково содержание клинической беседы, завершающей процедуру нейропсихологического обследования?

В процессе этого этапа клинической беседы может выясняться общая самооценка больного. Например, уместно спросить его о том, какие задания показались особенно сложными, какие – простыми, заинтересовала ли его процедура обследования в целом, какую оценку он может поставить себе за работу. Наконец, на данном этапе клинической беседы важно еще раз прочувствовать эмоциональное состояние пациента. В случае наличия симптомов повышенной тревожности, разочарованности, негативных переживаний нужно попытаться обратить внимание больного на имевшиеся при выполнении определенных заданий успехи, показать, что ему в ряде случаев доступна самостоятельная или осуществляемая с помощью психолога компенсация затруднений, настроить больного на продолжение лечения. Если у больного в ходе нейропсихологического обследования возникли какие-нибудь вопросы, необходимо постараться корректно и на доступном пациенту уровне на них ответить.

Рекомендуемая литература

Зейгарник Б. В. Патопсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 41–47.

Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб.: Питер, 2004. С. 961–963.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 262–275.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 29–36.

Глава 3

Наблюдение в нейропсихологическом обследовании

Метод наблюдения – это психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии, регистрации и описании поведения и психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Научное наблюдение стало широко применяться с конца XIX века в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину поведения.


Использует ли нейропсихолог в обследовании больного метод наблюдения?

Конечно. Этот метод важен для любого клинико-психологического обследования (Зейгарник, 1986; Карсон, Батчер, Минека, 2004). Только не надо противопоставлять наблюдение эксперименту. В ходе нейропсихологического обследования психолог, экспериментируя, постоянно наблюдает. Таким образом можно получить много важных эмпирических данных. Наблюдение в эксперименте является целенаправленным, опосредованным теоретической позицией наблюдателя, что определяет не только выбор объекта, предмета наблюдения, но и влияет на организацию самого процесса наблюдения и интерпретацию его результатов. Такое наблюдение называют исследующим (так как психолог производит отбор нужных фактов и явлений) и включенным (то есть исследователь является участником наблюдаемых событий) (Общий практикум по психологии, 1985). Наблюдение за больным вне экспериментальной части нейропсихологического обследования не только возможно, но и желательно. Нюансы внешнего облика пациента, его мимики, моторики, коммуникативной сферы часто свидетельствуют об особенностях работы мозга.

Именно благодаря пристальному наблюдению мы фиксируем, адекватно ли ведет себя больной в ситуации обследования, каковы уровень и содержательные характеристики его мотивации, степень заинтересованности теми или иными заданиями. В процессе наблюдения мы видим характер допускаемых больным ошибок, его реакции на успех или неуспех, качественные особенности и динамические параметры деятельности больного.


Что вы имеете в виду, говоря о динамических параметрах психической деятельности?

Мы подразумеваем в первую очередь ее скоростные характеристики. Дело в том, что лишь некоторые нейропсихологические пробы предполагают объективную фиксацию времени выполнения с помощью секундомера. Значит, за скоростью выполнения большинства заданий должен наблюдать нейропсихолог, оценивая, насколько быстро или медленно работает его пациент, нет ли у него трудностей включения в выполнение заданий и/или проявлений истощаемости.


Но для этого надо знать о скорости выполнения различных заданий здоровыми испытуемыми разных возрастов, разного образовательного уровня?

Конечно. Такие знания нейропсихолог получает в процессе становления профессионального опыта. Отметим, что подобная оценка, на первый взгляд, может показаться субъективной. Но это не совсем так, потому что в нейропсихологическом обследовании скоростные параметры психической деятельности конкретного больного сопоставляются с результатами здоровых испытуемых. Нейропсихолог, проводя обследование больных с локальными поражениями мозга или с мозговыми дисфункциями, обязательно обследует и здоровых лиц. Они составляют контрольную группу, которая по возрастным, образовательным и другим показателям должна в целом соответствовать клинической выборке.

Следующий важный динамический аспект психической деятельности – это способность больного переключаться от одного задания к другому или при необходимости менять способ деятельности в различных субтестах[1] одного задания. Иными словами, речь идет о том, не отмечается ли у него тенденция к известной стереотипизации психической деятельности.

Наконец, третий динамический аспект связан со стабильностью психической деятельности. Он, безусловно, также важен и интересен. Но, чтобы не отвлекаться от основной темы нашей беседы, мы обсудим его в главе, посвященной методикам исследования внимания.


А не связана ли тенденция к стереотипизации с особенностями личности?

Это не исключено. Действительно, при некоторых психических заболеваниях (например, при генуинной эпилепсии, тревожных, обсессивно-компульсивных расстройствах) часто встречаются такие личностные особенности (Зейгарник, 1986; Карсон, Батчер, Минека, 2004, Клиническая психология, 2003). Нейропсихологи наблюдают возникновение таких проявлений в конкретных синдромах нарушений ВПФ, а именно при дисфункциях первого или третьего структурно-функциональных блоков мозга (Лурия, 1973). Заметим, что при дефиците «энергетического» обеспечения психической деятельности наиболее вероятно появление застойности, тугоподвижности психических процессов, при нарушениях произвольной регуляции часто встречаются проявления тенденции к стереотипизации, инертности, патологическим автоматизмам.


А что является предметом и объектом наблюдения?

Объектом наблюдения является испытуемый, например, больной человек, а предметом наблюдения – внешние, экстериоризированные компоненты его поведения.


Что такое «экстериоризированные компоненты поведения»?

Это особенности движений и речи пациента; их скоростные показатели; мимика и жесты; внешние проявления вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и др.); эмоциональные особенности. Разумеется, в дальнейшем полученные в ходе наблюдения данные сопоставляются с результатами соответствующих диагностических методик. Единственным исключением здесь являются эмоциональные особенности.


Разве нет диагностических методик для исследования эмоциональных особенностей?

Под эмоциональными особенностями нейропсихологи понимают общее эмоциональное состояние и эмоциональные реакции. В ходе наблюдения за поведением, движениями, мимикой больного они оценивают, в каком он настроении, насколько его эмоции адекватны ситуации по знаку и степени выраженности, как он реагирует на успех или неуспех при выполнении заданий, насколько он может контролировать свои эмоции, не отмечается ли у него оскудение эмоциональной сферы (Хомская, 1987; Хомская, Батова, 1992). Что касается специальных методик исследования эмоций, то, на наш взгляд, пока они пригодны в основном для решения научно-исследовательских, экспериментальных, а не диагностических задач. Это связано с тем, что нейропсихология эмоций, в разработке которой большая заслуга принадлежит отечественным ученым (Е. Д. Хомской и ее коллегам), является еще очень молодой областью науки. В дальнейшем, когда в экспериментальных исследованиях будут накоплены знания о роли различных церебральных зон и разных полушарий мозга в эмоциональных процессах, несомненно, будут разработаны и компактные диагностические методики, которые можно применять в нейропсихологическом обследовании.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах"

Книги похожие на "Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Ковязина

Мария Ковязина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Ковязина - Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах"

Отзывы читателей о книге "Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.