» » » Сборник статей - С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии


Авторские права

Сборник статей - С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии
Рейтинг:
Название:
С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-98563-509-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии"

Описание и краткое содержание "С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии" читать бесплатно онлайн.



Новая, четвертая книга в серии «Теория и практика экзистенциального анализа» представляет собой сборник статей австрийских и российских психотерапевтов, в которых описана практика – конкретная работа с клиентами, основанная на принципах экзистенциального анализа. Знакомство с этой книгой позволит совместить теоретические положения с теми методами и приемами, которые применяются для решения реальных проблем клиентов, и таким образом составить целостное представление об этом направлении психотерапии.

Сборник предназначен как для специалистов, так и для широкого круга читателей, которым интересны человеческие судьбы и переживания.

5-е издание (электронное)






Эту тему я хотел бы осветить на примере женщины с приобретенной множественной инвалидностью и одновременно на примере моего самого сложного случая в терапевтической практике – меня самого.

Анамнез

С фрау Майер я встретился у нее дома – по роду моей работы я должен беседовать с прооперированными пациентами. Причиной ее инвалидности были операции на мозге, которые проводились из-за постоянно растущей злокачественной опухоли. После каждой операции она приобретала все новые ограничения: сначала инвалидная коляска, затем паралич лица, утрата чувства обоняния и вкуса, сюда добавились параличи голосовых связок и растущая глухота. До болезни фрау Майер была привлекательной женщиной, она жила в счастливом браке, у нее был ребенок. Произошедшие с ней изменения повлекли разрыв отношений. Муж ушел, забрав с собой ребенка.

Экзистенцанализ

Целостность личности фрау Майер, конечно, была сильно нарушена и даже частично утрачена, так как она не смогла принять и интегрировать свои физические ограничения. Она переживала свое Я как разрушенное немощью, все меньше соотносилась с миром и с собой, и стиль ее жизни, привязанный к воспоминаниям и переживанию того, что было утрачено, сделал ее пассивной и, по сути, усиливал ее деструктивные желания.

Терапевтическая установка

Встреча с инвалидом неизбежно вызывает вопрос о скрытом содержании жизни, о собственном «мочь-быть-в-мире». С того, как терапевт относится к вопросу Бытия, начинается его понимание самого себя и своей работы. «Therapeuo» в первоначальном смысле означало «служа, быть близко», а в дальнейшем это слово приобрело значение восстанавливать, лечить. Терапевт не может устранить физический недуг, его целью является восстановление изначальной целостности и единства человека, именно этого эффекта можно ожидать от служения в близости.

Тот, кто работает с немощью другого человека, обращается и к собственному опыту обхождения со своей немощью, своими слабостями и ограничениями. Терапевту просто необходимо иметь опыт страдания, вызванного переживанием собственной слабости, а также опыт совладания с ней. Если терапевт, несмотря на эмпатию и признание ценности личности пациента, предстает как неуязвимый «колосс», то инвалиду в терапевтических отношениях очень трудно принять слабость как свою особенность. Находясь в контакте с собственной слабостью, терапевт может способствовать тому, чтобы другой принял свою слабость.

«Я становится Я у Ты» – эти слова Мартина Бубера (их часто цитировал Франкл) можно легко понять формально и неправильно: как будто недоразвитое Я пациента становится полноценным рядом с сильным Я терапевта. Нет, они не об этом. Я становится Я рядом с Ты, во взаимовлиянии: я отдаю и одариваю и даю тебе себя одарить. А в терапевтическом процессе это означает простую вещь: не только мы лечим и помогаем, но и нас лечат и помогают нам наши пациенты. Выбор терапевтической установки приведет нас либо на прочное основание, либо к пропасти.

Как может быть реализовано терапевтическое понимание?

У каждого инвалида свой жизненный мир, и для каждого необходимы специфические формы терапии. Но есть общее для всех инвалидов – подспудно звучащий вопрос: как человек обходится с тем, что у него болит, с тем, что становится непосильным грузом, с тем, что ограничивает, со страданием и т. д. и какую позицию он занимает по отношению к этой части своего мира? Ответ на этот вопрос очень важен, он приводит либо к возникновению дефектной самости, либо к появлению ресурса силы и углублению экзистенции. По Альфриду Лэнгле (см. Längle, 1992, S. 361 и далее)? экзистенциальный анализ при работе с инвалидами («неспецифический экзистенцанализ») нацелен на то, чтобы:

 остановить процесс нарастания пассивности, негативного восприятия мира и себя;

 помочь пациенту перестать отрицать произошедшие с ним изменения, принять их, научиться воспринимать их как жизненную данность (внесение фактического);

 помочь пациенту переориентироваться, стать более реалистичным, и прежде всего перестать желать изменить судьбу (переориентирование).

Работа с пассивностью, негативным восприятием мира и себя

Я неизбежно становится пассивным, когда человек не может интегрировать ограничение, а также если нет истинного соотнесения с миром: мир либо представляется абсолютно недоброжелательным, либо воспринимается слишком оптимистично как готовый во всем помогать. Одиночество, несоответствие собственных Хочу и Могу, отчуждение целых областей собственного Я – все это способствует эскалации негативного видения мира, нарастанию пессимизма. Эта эскалация, в частности, призвана защитить человека от дальнейших травм. Самозащита приобрела у моей пациентки характер генерализации и привела к избеганию переживания мира и Бытия. Следствием была усиливающаяся пассивность, которая усугублялась тенденцией к саморазрушению. Поэтому первичная моя цель заключалась в том, чтобы хоть немного ослабить напряжение, переполнявшее фрау Майер. Для этого мне пришлось заняться тем, как я воспринимаю свою пациентку. Ей ни в коем случае не нужен был беспомощный взгляд чужого человека, взгляд, преисполненный жалости и сострадания. С моей стороны не требовалась также и терапевтическая активность. Что действительно было нужно – это убрать себя «за скобки», «отставить в сторону», чтобы собственная активность фрау Майер смогла стать объектом внимания и получить признание ее ценности с моей стороны. Как у инвалидов, так и у неинвалидов есть сильные и слабые стороны. Последние следует поддержать и помочь им развиваться, а первые следует интегрировать. Большинство людей прилагают усилия к тому, чтобы как-то научиться жить со своими пусть не слишком заметными, но реальными дефектами – не важно, касаются ли они физических возможностей или особенностей личности, – и этим сами себе помогают. Так, ребенок, имеющий низкую подвижность нервных процессов, выбирает такие виды деятельности, которые не ограничены во времени, а подвижный малыш, напротив, избегает методичных и неторопливых игр и упражнений, откладывая выполнение задачи на тот момент, когда ее можно сделать только очень быстро. Но часто эти старания с самого начала воспринимаются как симптомы психического неблагополучия, патологизируются другими людьми, и прежде всего воспитателями и родителями, которые не замечают, что за этими попытками скрывается потребность продвинуться, присоединиться к каким-то ценностям или дистанцироваться от своего дефекта. Эти факты, как показывает мой опыт, часто не замечаются и не используются в качестве терапевтического средства. Моя пациентка тоже разработала определенные стратегии, позволяющие ей успешно приспособиться к повседневной жизни. Моя задача состояла в том, чтобы показать ей, как много она уже смогла, и тем самым разбудить в ней переживание: «Я еще могу быть в этом мире».

Наша терапия проходила в ее квартире. Мы поменялись ролями. Я сел в ее коляску, и она по моей просьбе начала учить меня, как попасть из гостиной в ванную комнату, как пересесть из кресла в коляску и т. д. Так я смог начать смотреть на мир из ее перспективы, а она смогла ненадолго выйти из плена ситуации, чувствуя свое «Могу». Когда после одной из таких встреч фрау Майер на вопрос, как она себя чувствует, вывела на пишущей машинке: «Прескверно, больше всего я хотела бы умереть!», – я почувствовал себя загнанным в тупик. Моим первым импульсом было возмущение: «Этого не может быть!» Я отодвинул свои чувства в сторону, потому что боялся, что просто пропаду в этой ситуации. Мне хотелось говорить, в голову приходили слова типа: «Неужели вы не видите, как многому смогли научиться? Какой героический путь вы проделали! Сколько в вас мужества!». И все же я удержался от этого. Ведь тогда я отверг бы ее с теми чувствами, которые у нее были и которые, что греха таить, я не хотел учитывать. Отвергнуть ее невыносимые для меня чувства – значит, еще больше загнать ее в изоляцию. Был и еще один импульс, который обычно возникает у меня в такие безнадежные минуты: «Если все так плохо, то она действительно не может жить одна, и ее нужно поместить туда, где другие смогли бы взять на себя ответственность за нее». Поддайся я этому импульсу, я избавился бы от своих неприятных чувств и показал бы фрау Майер, насколько она недееспособна. Поэтому я решил для себя, что она имела право таким образом описать свою жизнь, и дал ей пространство для ее жалоб. И она вновь и вновь жаловалась и ругалась, сопровождая все это запутанной жестикуляцией. Там не было опоры, и я хотел ее найти. В качестве первой «подпорки» я предложил ей свое понимающее, эмоциональное сочувствие и участие. Я видел ее и давал ей возможность почувствовать это, и благодаря моему взгляду она смогла сделать шаг к тому, чтобы самой бросить на себя взгляд: понимающий, сочувствующий и участливый. Я дал ей пространство рядом со мной для чувств, которыми она была переполнена, и этим дал ей возможность обнаружить свое собственное пространство, которое она на тот момент ощущала лишь диффузно: теперь она знала, что оно всегда с ней и в нем найдется место для ее чувств.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии"

Книги похожие на "С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии"

Отзывы читателей о книге "С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.