» » » » Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи


Авторские права

Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи

Здесь можно купить и скачать "Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Новое литературное обозрение, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи
Рейтинг:
Название:
Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-4448-0482-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи"

Описание и краткое содержание "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи" читать бесплатно онлайн.



К. Бордэриу рассматривает моду последней трети XVIII века в связи с понятиями вкуса, здоровья и красоты, исследует приемы рекламирования моды и ее критики. Делая экскурс в историю придворного и городского костюма, автор приходит к выводу, что в становлении самобытного характера российской моды ключевую роль сыграла императрица Екатерина II. Уникальный стиль российского двора, сочетающий традиционную любовь к роскоши с установками императрицы на сдержанный и элегантный стиль одежды, формировал имидж страны за ее пределами. Автор прослеживает модные тенденции в контексте политических изменений эпохи и анализирует смену модных ориентиров российской знати в зависимости от исхода войн, конфигурации политических и коммерческих союзов. Книга помогает понять, почему российские издатели модных журналов и авторы сатир против моды и модников часто вдохновлялись иностранными образцами и как они творчески адаптировали иностранные тексты и изображения, перенося их в русскую культуру.






Кавалерское и гроссмейстерское платья ордена Святого апостола Андрея Первозванного описал английский путешественник У. Кокс (Coxe 1784: 194). Наряд императрицы в день 30 ноября 1778 года представлял по виду зеленую бархатную одежду с горностаевой подбивкой. По-видимому, в тексте У. Кокса robe означает платье с мантией. («Her majesty had on a robe of green velvet, lined and faced with ermine, and a dimond collar of the order», Ibid.) Но Камер-фурьерский церемониальный журнал не упоминает, что Екатерина II была в этот день именно в орденском уборе. Автор «Путешествия» неодобрительно отзывался об одежде кавалеров ордена, подчеркивая ее роскошь, странность и безвкусие: «Плащ зеленого бархата, подбитый серебряным брокаром [плотный шелк, тканный золотыми или серебряными нитями], камзол серебряного брокара, жилет и штаны золотой парчи, красные чулки, шляпа а ля Генрих IV, украшенная россыпью бриллиантов и султаном из перьев» (Ibid.).

Что же представляли собой мундиры Екатерины II? В различных российских музеях сегодня исследователю доступны шесть таких платьев российской императрицы.

Опираясь на обширные сведения, сообщаемые Камер-фурьерским церемониальным журналом о так называемом длинном мундире, можно предположить наличие большего числа мундиров, чем дошедшие до нас шесть музейных единиц. Письменный источник позволяет по-новому поставить вопрос о датировке самых ранних экспонатов (1763 и 1766): Камер-фурьерский церемониальный журнал не подтверждает существование длинного дамского мундира ранее 1768 года.

Сохранившиеся платья позволяют установить, что фасон прошел значительную эволюцию. С одной стороны, он развивался с учетом изменяющегося телосложения государыни, с другой стороны, он определенным образом «откликался» на современные ему тенденции в развитии европейского костюма. Исследование этих шести экспонатов на соответствие распространенным в то время в Европе фасонам может стать перспективным направлением исследования: в частности, можно сравнить длинный мундир с популярнейшим рединготом, о чем далее. Первоначально бывшее одеждой для верховой езды и прогулок, такое платье стало символической принадлежностью короны: традиция ношения мундирного платья захватила последующие поколения женщин императорской семьи.

1.2. Роба придворных дам

До самой середины 1770-х годов, в первое десятилетие екатерининского царствования, роба и робронт были единственными вариантами парадной женской одежды. Названия эти этимологически близки, но особенности кроя и, главное, функции и ситуации использования одежды того и другого фасона различны.

Как пишет Р.М. Кирсанова, название роба было заимствовано из французского языка: robe – платье (Кирсанова 1995: 233–234). В значении «женская одежда, платье вообще» это слово использовалось довольно долго. Так, во второй половине 1780-х годов робами называли многие модели женской одежды, имея в виду не тот или иной фасон, а фонетическое воспроизведение французского robe.

Роброн или робронд (Биржакова и др. 1999: 337) или даже абронд (КФЦЖ 1766: 46) буквально означает «круглое платье» (robe ronde): жесткий каркас, образующий его форму, был круглым, а не расширялся с боков, как фижмы у робы. Поскольку роброн являлся фасоном европейской моды, его носили не только при российском дворе, но и, например, при дворе польском (Turnau 1960). Следует выяснить, насколько точно воспроизвели в России европейский покрой и стало ли впоследствии название роброн обозначать одежду другого фасона.

Информацию для размышления исследователю дает фрагмент переписки баронессы А.М. Строгановой, урожденной Воронцовой, с родителями (Архив князя Воронцова 1872: 461). В 1761 году молодая дама путешествует по Европе, откуда посылает домой платья. «Два робронда получила», – сообщает ей мать (письмо XXXVII). Весьма вероятно, они были присланы дочерью в ответ на просьбу: «Пожалуй, друг мой, привези (с) собою платья, сделанные, как там дамы обыкновенно носят и в их вкусе» (письмо XVIII). О том, что само слово робронд уже было в обиходе у русских дам, известно из письма А.К. Воронцовой, в котором она обсуждает, сделать ли дочери «тафтяных роброндов» к ее приезду (письмо XVI) или дождаться ее возвращения: «я платья не буду тебе делать и до приезду твоего оставлю, а что ты тамошнюю моду переняла, это хорошо» (письмо XXXIII).

В 1774 году в «Рядной записи» В.П. Разумовской перечисление одежды, входящей в приданое, начинается с описания 22 «роброн(т)ов».

«Робронт с юпкою сюрсака [sur sac] золотою выложено кружевом пон де аржантон [Pont d’Argenton] 1,440 рублев… робронт с юпкою атласной капюсень [capucine], с белыми полосами, 191 рубль… робронт с юпкою гранитуровой [garniture? gros-de-Tour?] белой с малиновыми бархатными полосами, 162 рубли… робронт с юпкою тафтяной белой с серебреными и алыми полосками и с алыми цветочками с такими ж агрементами [agréments], 70 рублев… робронт с юпкою круазе [croisée] белой полосатой голубые и алые полоски с цветочками, 25 рублев» (Васильчиков 1880: 538). Распашное платье, робронд обязательно требует юбку, «под вышеписанные робронты и под юпки» давалась в приданое тафта – из этой жесткой ткани делались нижние юбки. Стоимость этих платьев сильно варьировалась в зависимости от материи и украшений. За робронами следовали «кофты и юпки», мантилии, чепчики, манжеты, сорочки, чулки, платки, опахала; верхняя одежда; «чехлы пудреные» – пудроманты и пр.

Итак, к началу царствования Екатерины II русские дамы были знакомы и с робой, и с более современным роброном. Новая императрица определенным образом регламентировала их ношение. Повестка, направленная к празднику Крещения Господня (Святого Богоявления) 6 января 1763 года «госпожам обер-гофмейстеринам, гофмейстеринам, статс-дамам, фрейлинам и госпожам придворных кавалеров супругам», предписывала: «В день праздника Богоявления Господня, вышеписанным дамским персонам иметь приезд ко Двору ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА в робах, а в воскресенье и другие ординарные праздничные дни быть в робронах» (КФЦЖ 1763: 3–4). Следуя повестке, «в оный же день дамы были в уборе, как накануне оного праздника от Двора ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА было объявлено» (Там же: 5).

Градация придворного платья по степени торжественности характерна для европейского костюма этой эпохи. Начиная с 1763 года и вплоть до 1776 года императрица предписывала дамам «быть в робах» в дни наиболее значимых праздников. К ним относились: Новый год, Пасха, день рождения наследника престола, тезоименитство императрицы, дни памяти Святого Александра Невского, Георгия Победоносца, Святого апостола Андрея Первозванного. Робронды следовало надевать на балы и куртаги (круглая форма подола лучше приспособлена для танцев), а также в дни других праздников, преимущественно церковных: Троица, Благовещение, Богоявление, Вознесение. Порой переодеваться из роброна в робу и обратно приходилось по нескольку раз в день. Согласно повестке, на Рождество 1771 года для навечерия, вечерни (24 декабря) и литургии (25 декабря) следовало облачиться в робронды, для самого праздника одеться в робы, но на бал, который давался вечером того же дня (25 декабря), явиться вновь в роброндах. Предписания в общих чертах повторяются для празднеств в конце 1772 и 1773 годов. В день Пасхи 1774 года великая княгиня Наталья Алексеевна утром и вечером одета в робу, а к обеденному столу выходит в роброне.

Предписания начала 1770-х годов, которые от имени Екатерины II направляли подданным, позволяют предположить, что государыня хотела заменить или дополнить существующие виды придворной женской одежды другими моделями. Выбор между робой и роброном был для императрицы недостаточным и, главное, лишенным символического смысла. Так, в день праздника Святого Александра Невского в 1771 и 1772 годах повестка предписывала дамам «быть не в робе». Возникал вопрос, в чем же именно следовало присутствовать на празднестве? Новую модель платья придумала сама императрица. Ею стало русское платье.

1.3. Русское платье императрицы и придворных дам

История появления

Императрица Екатерина II впервые надела русское платье в день годовщины коронации, 22 сентября 1770 года, когда империя находилась в зените военной славы. В 1770 году русская армия одержала ряд блестящих побед в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов: у Рябой Могилы, на р. Ларге, на р. Кагул, но самое знаменитое из победных сражений – Чесменская битва (26 июня).

В день девятой годовщины своей коронации императрица надела русское платье в качестве бального, а на торжественные утренние мероприятия облачилась в робу, золотую мантию и малую корону. 28 июня 1771 года, в день празднования годовщины восшествия на российский престол, русское платье было использовано ею уже как церемониальное: «В оный день ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО и по утру и на куртаге соизволила быть в Русском платье», – сообщает Камер-фурьерский церемониальный журнал (КФЦЖ 1771: 226). Все в том же 1771 году русское платье выбрано императрицей для бала, данного 30 ноября, в праздник Святого апостола Андрея Первозванного. 4 декабря Екатерина II облачилась в русское платье на дипломатическую встречу – публичную аудиенцию посланнику Крымского хана.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи"

Книги похожие на "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ксения Бордэриу

Ксения Бордэриу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ксения Бордэриу - Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи"

Отзывы читателей о книге "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.