» » » Елена Сапогова - Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте


Авторские права

Елена Сапогова - Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте

Здесь можно купить и скачать "Елена Сапогова - Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Сапогова - Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте
Рейтинг:
Название:
Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-98563-446-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте"

Описание и краткое содержание "Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой не только систематизацию накопленных знаний о взрослости и различных аспектах взросления, это издание способно выполнить функцию внутреннего собеседника для читателей, которых волнуют вопросы саморазвития, взросления, зрелости.

Что значит быть взрослым? Взрослость и зрелость – это одно и то же? Можно ли не взрослеть? Как понять, что в жизни самое важное? Всех ли ждет кризис середины жизни? Что заставляет человека менять хорошо налаженную и устроенную жизнь и осваивать новые пространства, профессии? Есть ли предел взросления? Ответы могут быть самыми разнообразными, и автор на основе клиентских историй дает читателю возможность поразмыслить над своей жизнью, подумать и поговорить о себе.

Книга адресована широкому кругу читателей, кроме того, она может быть хорошим подспорьем для профессиональных консультантов и психотерапевтов, работающих с экзистенциальными проблемами взрослых.






Сказанное означает, что анализ кризиса середины жизни, как и взрослости в целом, требует принципиально иной методологии. В качестве таковой эффективно выступает экзистенциальная психология, помещающая кризис в целостный контекст жизни человека.

Экзистенциальные аспекты кризиса середины жизни

В психологии характеристики кризиса среднего возраста рассматриваются следующим образом:

1) кризис среднего возраста есть время осознания человеком своей смертной природы, когда временнáя перспектива переворачивается, как песочные часы, и заставляет его смотреть на собственную жизнь ретроспективным взглядом, с позиции уже начатого движения «к закату жизни»;

2) этот кризис есть уникальная для жизненного пути фаза переоценки и переосмысления достигнутых результатов (в профессии, в карьере, в личной и семейной жизни и пр.) с позиций необходимости «правильно потратить оставшееся время жизни»;

3) наступление кризиса мотивируется поиском новых смыслов существования, связанных с осознанием вариативности, вероятностно-возможностного характера собственной жизни;

4) вступление в кризис связано с субъективным эмоционально-когнитивным переживанием внутреннего застоя, обусловленного решением личностью основных социальных задач взрослости, достижением ею основных целей (обретение профессии, создание семьи, завоевание желаемого социального статуса и пр.) и тяготением к экзистенциальной новизне, к новым целям, которые пока еще могут быть личности даже и не видны;

5) вступлению в кризис способствует становление зрелой рефлексии, дающей возможность посмотреть на собственную жизнь как бы «извне» и требующей создания новой структуры целей и ценностей;

6) одной из возможных причин кризиса среднего возраста может стать неудовлетворенность реализуемым (хотя бы и успешно) способом жизни, поскольку его выбор и осуществление связывается повзрослевшей личностью с некоторой степенью социального давления, пережитого в процессах социализации, от которого она, продемонстрировав социуму определенные жизненные достижения и доказав тем самым свою зрелость и «состоялость», освобождается и начинает переживать себя свободной и автономной.

Можно предположить, что кризис среднего возраста выступает как закономерно возникающая фаза жизни, обусловленная необходимым и обязательным вхождением развивающегося человека в зазор между первичной и вторичной социализацией.

В предшествующие периоды человек в каком-то смысле принудительно испытывал воздействие первичной социализации, пользуясь универсальными для его сообщества образцами поведения, рассуждения, чувствования, задаваемыми извне и транслируемыми через институты социализации (образовательные учреждения, средства массовой информации, религиозные и идеологические сообщества, литературу, театр и пр.). В какой-то момент прямое действие первичной социализации субъективно содержательно исчерпывается, а вторичная социализация должна быть инициирована, «запущена» самой личностью, а не внешними социальными агентами и/или обстоятельствами, как это было до сих пор. Чтобы преодолеть «зазор», личность должна перейти к самоорганизации, известному «самопринуждению», культивированию «опыта самого себя» (Элиас, 2001, с. 39–40) и поисков своих собственных, определенных именно для себя путей развития. Сложность и продолжительность кризиса среднего возраста будут зависеть от того, как скоро человек сможет найти новый «способ жить», новый путь развития.

Первичная социализация предназначена для базовой идентификации взрослеющего человека как с этнокультурными (ценности, смыслы и пр.), так и с социально-нормативными характеристиками (роли, нормы, правила и т. д.) опыта, накопленного обществом, в котором он родился. Целью вторичной социализации может являться будущая самобытная индивидуация и обогащение общесоциального опыта результатами жизнедеятельности и жизнепостижения конкретного человека. В отличие от первичной социализации вторичная не предполагает ни сильной, ни неизбежной идентификации с имеющимися образцами, она носит возможностно-вероятностный и даже в каком-то смысле креативный (жизнетворческий) характер, в ней заключена свобода личности.

Как только процессы базисной идентификации в основном завершены (а это идентификация со своей культурой, социумом, группами, профессией, статусом и пр.), взрослая личность начинает постепенно «перерастать» самое себя, получает возможность в процессах экзистенциальной рефлексии слышать рождающийся изнутри «зов личностного роста» и пытается откликнуться на него (см. об этом: Ассаджиоли, 1997; Харониан, 1997).

Происшествия уже состоявшейся жизни (встречи с людьми, переживание определенных обстоятельств, межличностные коллизии, утраты, интуитивные прозрения и пр.) открывают в каждом человеке те миры, о которых он мог и не подозревать до столкновения с ними, «при этом возможность предстает не просто как еще нереализованный потенциал, а скорее как невозможность полной реализации, как путь» (Тульчинский, 2001, с. 15). И если до сих пор в качестве экзистенциального ориентира для человека выступал императив выстраивания социокультурного сходства с окружением, то теперь он объективно ставится перед необходимостью вычленить себя из общего, осознать свою подлинность, выстроить свою самобытность.

Иными словами, на определенном этапе жизни человеку объективно вменяется разотождествление с самим собой («Я-наличным»), переориентировка на поиск/построение в себе нового, уникального («Я-иного»), после чего и может возникнуть новая, необходимая самой личности целостность (реинтеграция).

Это разотождествление, как предпосылка перехода к процессам вторичной социализации и индивидуации, позволяет взрослому человеку осознать, что в его личности действительно «свое» (подлинное, настоящее, обретенное им самим путем приложения жизненных усилий), а что – «не свое», но воспринятое в качестве «своего» в процессе настойчивой первичной социализации и теперь нуждающееся в пересмотре и переоценке.

Осознание в себе «не своего» вовсе не пагубно и не травматично для взрослой личности, как раз наоборот – это осознание демонстрирует, что первично-социальное «не свое», влияние «Другого» на развитие самосознания уже выполнило свою определяющую функцию и требует от личности перехода к саморазвитию, самотворению.

Становление любой личности осуществляется в непрерывном взаимодействии с внешней по отношению к ней средой, главным элементом которой являются другие люди. «Относясь к “Другому”, личность оценивает себя и удостоверяется в своей самостности» (Шерозия, 1979, с. 82). Удостоверившись в том, что «Я есть», взрослый с необходимостью переходит к возможности понять, «что именно есть Я», и это – закономерный путь к зрелости. И чем взрослее становится человек, тем сильнее в нем нарастает жажда отыскания «своего», «подлинного», персонального, единичного, уникального «Я» и построения «Для-себя-бытия».

Можно предположить, что в кризисе среднего возраста рождается такое персональное «Я», которое переживается как самобытная целостность и самотождественность.

Стоит добавить, что у взрослой личности практически нет никакой возможности отказаться от этого «разотождествляющего вызова». Если человек по-прежнему будет пытаться продолжать свое существование в рамках достигнутых целей, усвоенных смыслов и ценностей, неминуем застой, неудовлетворенность, инфантильная незрелость, зависть, одиночество, скатывание к непродуктивным, лишенным потенциала самоактуализации формам существования и любые другие «симптомы» кризиса. Следовательно, как говорит Б.Д. Эльконин, у него остается единственный путь – к самоинициации перехода от «Я-наличного» к «Я-иному», к запуску нового режима существования, к генерации новых смыслов.

Самоинициация и самопреодоление могут рождаться на разном эмоциональном фоне. Как мы говорили в первой главе, человек в силу конкретных обстоятельств своей жизни может остро переживать:

– неудовлетворенность («жизнь проходит зря…»),

– зависть («у других бизнес, капитал, собственность, должность, власть… а у меня…»),

– переоценку достигнутых жизненных результатов («не так надо было делать…»),

– недовольство собой («не на то поставил», «как много сделано ошибок»),

– чувство собственной неполноценности («другие распорядились жизнью лучше»),

– страх перед быстротекущим временем («а если начать все заново, успею ли…»),

– одиночество («никому я не нужен, мной только пользуются…»),

– жалость к себе («жизнь могла бы сложиться лучше…», «столько усилий… и ради чего?») и пр.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте"

Книги похожие на "Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Сапогова

Елена Сапогова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Сапогова - Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте"

Отзывы читателей о книге "Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.