Коллектив авторов - Мультимедийная журналистика

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мультимедийная журналистика"
Описание и краткое содержание "Мультимедийная журналистика" читать бесплатно онлайн.
Цифровая среда; мультиплатформенность и мультиканальность; публика, «включенная» в сеть; мультимедийная журналистика, журналистика иммерсивная, дата-журналистика, журналистика дополненной и виртуальной реальности… Таков результат революционных изменений, которые происходят в мире медиа в XXI в. В этом учебнике рассказывается о тенденциях, подходах, технологиях, об особенностях и принципах работы журналистов в новом цифровом мультимедийном формате. Он расширяет представление о медиа, которые сегодня «везде», показывает связь мульти- и трансмедийности с креативными индустриями, а медиакоммуникаций – с цифровой экономикой.
Авторы предлагают читателю комплекс взглядов на разные фрагменты современного бытования мира цифровых технологий, мультимедийной среды, на прошлое, настоящее и будущее мультимедийной журналистики.
Для студентов факультетов журналистики, журналистов-практиков, всех работников современных медиа, а также тех, кто интересуется современными мультимедийными коммуникациями.
Если программы, позволяющие работать в сети со звуком, появились еще в самом начале 1990-х годов, то работа с видеоконтентом требовала значительно более высоких технологических возможностей. Поэтому из всех традиционных средств массовой информации самым последним по времени появилось в Интернете телевидение. Тем не менее в описываемый нами период за плечами у специалистов в области телевещания уже был опыт не только по трансляции в сети Интернет политических, досуговых, культурных мероприятий, но и прямые выпуски новостей специально для интернет-пользователей, и круглосуточные передачи реалити-шоу (в России первым таким телепроектом стал «За стеклом», сайт которого был весьма популярен), и отдельные «страницы» различных программ, и даже по-настоящему конвергентные редакции, соединяющие технологии телевидения с возможностями цифрового вещания. К 2008 г. едва ли не все российские телеканалы осуществляли вещание через сеть Интернет. Например, Первый канал с 2007 г. ведет прямые трансляции телеэфира в режиме потокового видео и даже открыл вещание нескольких тематических интернет-каналов, которые передавали отдельные сегменты его продукции (скажем, «Лучшее на Первом»). Что касается зарубежного опыта, то в качестве примера поистине мультимедийного портала, не только следовавшего в ногу со временем, но и опередившего его в 2007–2008 гг., можно привести сайт британской ВВС. Работая с блогами, музыкой, домашним видео, контентом молодежных комьюнити, эта телевещательная корпорация предоставила своим пользователям возможность не только просматривать любые программы, вышедшие в эфир за последние семь дней, но и получать доступ к архивным материалам. С конца 2008 г. началось прямое вещание всех телеканалов ВВС через сеть Интернет, и тогда же корпорация предложила своей аудитории «персонализированные медиа»: возможность настраивать сайты под собственные нужды, создавать персонализированные радиостанции из программ ВВС и т. д.
В 2006–2007 гг. стали появляться и первые мобильные версии газет[43], помогающие привлекать новых читателей, разнообразить контент подаваемого материала, налаживать «обратную связь» с аудиторией. Именно в Великобритании в это время особенно активно стали развиваться версии подачи материала на различных медиаплатформах: PDA-формат, позволяющий получать последние новости или биржевые сводки; е-рарег-версии, полностью совпадающие с печатными изданиями; kindle-версии, отображающие вербальный текст, но не включающие графики или схемы, и т. д. По мнению С. Уолдмана, бывшего в то время директором цифрового направления в издательском доме Guardian Newspapers, в наши дни необходимо «гарантированно предоставлять пользователям возможность получать тот контент, который они хотят, и обязательно, где хотят и когда хотят. Поэтому мобильная платформа становится <…> в последнее время все более важной»[44].
Однако не только изменения в форматах работы традиционных СМИ, не только зримые процессы конвергенции и мультимедиатизации медиа характеризуют данный период. 2004–2008 гг. прошли под знаком развития блогосферы, возникновения пользовательского контента и начала активности гражданских медиа. Первая блоговая платформа (блог – от web log, сетевой дневник, интернет-журнал, т. е. сайты, содержащие регулярно добавляемые записи о тех или иных событиях) Live-journal.com начала набирать популярность на Западе еще в самом начале 2000-х, а уже в 2004 г. у «Яндекса» и в 2005 г. у Google появилась функция поиска по блогам. Пик популярности этого формата сетевой коммуникации пришелся в отечественном сегменте Интернета на 2006 г. – тогда каждый час в Рунете появлялось около сотни новых блогов. Довольно быстро блогосфера стала заметным явлением в российском медиапространстве: традиционные медиа перестали быть единственным источником информации, и нередко возникали ситуации, когда блогеры сообщали о «горячих» новостях раньше, нежели профессиональные журналисты. Сочетая текст, визуальные изображения и мультимедиа-контент, блоги становятся в это время источником оперативной информации даже для новостных агентств; мало-помалу на сайтах различных СМИ появляются не просто регулярные цитаты популярных блогеров, но и специальные блоговые разделы с дневниками журналистов или даже отдельных читателей (скажем, у «Комсомольской правды»), еженедельные обзоры блогосферы («Lenta.ru»), целые страницы в виде блогов и т. д.
Блоги стали одним из первых форматов принципиально нового явления в сфере медиа – уже упоминавшегося выше User Generated Content (UGC), или контента, созданного пользователями. Близкий, почти синонимичный термин – Consumer Generated Media – т. е. «медиа, созданные потребителями», – отражает поистине революционные изменения, произошедшие в мире средств массовой информации: «тексты, написанные не журналистами, а теми, кто не принимает непосредственного участия в создании массового информационного продукта, а также любительские фотографии и видео, стали полноценной частью информационной картины мира <…>. Сеть развивается в той мере, в какой пользователи наполняют ее своим контентом <…>. Любой пользователь Интернета фактически может самостоятельно делать свое СМИ. Конкуренция в медиасфере значительно возросла, и это привело к тому, что блогеры, борясь за внимание своей аудитории, стараются работать как профессиональные журналисты, а СМИ, наоборот, привлекают к сотрудничеству блогеров»[45].
Разрушительное цунами 2004 г. в Юго-Восточной Азии, когда сотни отдыхающих в Таиланде и Шри-Ланке делились с крупнейшими информационными агентствами информацией, которой так не хватало профессиональным СМИ (фотографиями разрушений, описаниями трагедий и т. д.); свидетельства очевидцев о взрывах в лондонском метро и бедствиях урагана Катрина в США в 2005 г. (их любительские фотоснимки и видеоролики, отправляемые с частных мобильных телефонов, пусть и не слишком хорошего качества, послужили потом документальной основой для журналистских расследований) – эти и многие иные «всплески активности» UGC стали яркими свидетельствами того, что мир классической журналистики никогда не будет прежним. Своеобразной «классикой жанра» стали сообщения жительницы Бишкека Елены Скочило, публиковавшей сводки и фоторепортажи о революционных событиях в Киргизии в 2005 г. (впоследствии Елена получила профессиональную премию российских интернет-деятелей «РОТОР» в номинации «Блог года»)[46].
Несмотря на то что по форме, сути и исходному названию блоги напоминают личные дневники, от этой традиционной формы коммуникации их отличает одна существенная характеристика. Дневник – разновидность автокоммуникации, это разговор с самим собой, он не предназначен для чужих глаз и предполагает интимность повествования. Сетевые же блоги принципиально публичны, они рассчитаны на массовую аудиторию (при этом чем она больше, тем лучше); один из главных мотивов ведения блогов (помимо мотивов самопрезентации, поддержания социальных связей, развлечения, мемуаров и т. д.) – это гражданская активность, постоянное деятельное участие в жизни социума. Именно поэтому в медиасреде родился термин «гражданская журналистика» (иногда «журналистика участия», «партисипарная журналистика» и др.), означающий активную работу аудитории по сбору, анализу и распространению общественно значимой новостной информации. «Аудитория обрела собственный голос, не вписывающийся в рамки традиционного медиадискурса, который невозможно игнорировать»[47].
Однако, разумеется, не только новостным, информационным контентом в те годы оказалось наполнено пространство UGC. Среди самых ярких его примеров – «народная энциклопедия» Wikipedia, в которой написать новую статью или отредактировать уже существующую может любой пользователь; сервис YouTube, способствовавший стремительному росту популярности любительского видеоконтента; молодежный развлекательный веб-проект «Look At Ме», целиком и полностью построенный на контенте пользователей и посвященный моде, кино, музыке. Все эти ресурсы, равно как и возникшие в 2004–2006 гг. социальные сети Facebook, Twitter, «Одноклассники», «ВКонтакте», стали полноправными участниками мира медиа и базой для создания новых взаимоотношений между профессиональной журналистикой и ее аудиторией. Таким образом, начавшись с авторских проектов в сети Интернет, пройдя через сферу профессионализации и коммерциализации новых медиа, СМИ вернулись к своего рода конвергенции профессиональной и любительской журналистики, но уже на новом витке своего развития.
Из всего сказанного понятно, что третий этап предъявляет нам уже признаки рождения подлинно новых средств массовой коммуникации – владеющих новым, мультимедийным языком, апеллирующих к новым потребностям аудитории, создающих для нее «индивидуализированные медиа». Модель «сайт – копия бумажной версии» окончательно уходит в прошлое; наряду с традиционными форматами текста и статичной картинки (фотографии, иллюстрации) интернет-СМИ начинают предлагать посетителям видеоинформацию – как собственного производства, так и продукцию пользовательского контента; ищут новые способы продвижения (в том числе в мобильных приложениях и социальных сетях) и новые методы взаимодействия с активистами гражданских медиа – блогерами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мультимедийная журналистика"
Книги похожие на "Мультимедийная журналистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Мультимедийная журналистика"
Отзывы читателей о книге "Мультимедийная журналистика", комментарии и мнения людей о произведении.