Евгений Савицкий - Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации"
Описание и краткое содержание "Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации" читать бесплатно онлайн.
«В чем человеческая красота? На каких дорогах искать счастье? Чего требовать от жизни◦– малого или великого? Что такое подвиг: минутный толчок, бросающий вперед, или вся жизнь?..
Предлагаемая читателю книга не претендует на мемуарные исследования◦– на мой взгляд, в ней нет необходимости раскрывать вопросы специального, исторического характера. Книга эта скорей размышления военного летчика о времени и о себе. Конечно, могут упрекнуть меня: почему же о войне писать так, будто не было нескольких десятков лет после нее,◦– мы ведь сейчас уже многое знаем, чего не знали тогда. Не настаиваю на своей точке зрения, только писать о боевом прошлом решил все-таки оттуда, из того времени. Наверное, это более интересно◦– знать, что думал и чувствовал человек на войне, чем то, что думает об этом автор сейчас.
Возможно, что-то в этой книге не оправдает ожиданий читателей, однако делаю попытку исходя из собственной судьбы документировать рассказ о своей эпохе. А вдруг отвечу в какой-то мере на поставленные выше вопросы?..»
Евгений Савицкий
Дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, заслуженный военный летчик СССР, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий в годы войны командовал Третьим истребительным авиакорпусом РВГК. Он совершил 216 боевых вылетов, сбил 22 самолета противника лично и 2 в группе. В своей книге автор рассказывает о напряженной, полной подлинно героических свершений и романтики жизни летчика-истребителя.
Обхожу строй. Вглядываюсь в лица однополчан. Спокойно, с достоинством они рассматривают меня и как бы вопрошают: «Ну-ну, на что ты сам-то способен, лейтенант?..» В памяти всплыла встреча с командиром дивизии Руденко, его пожелания: «С той минуты, – напутствовал Сергей Игнатьевич, – как в ваших руках окажется командирский жезл, помните: каждый ваш поступок, каждое слово на прицеле у подчиненных…»
Но, странное дело, все приготовленные слова куда-то исчезли. Еще с вечера продумав, что буду говорить перед полком, я все будто намертво забыл! Возвращаясь вдоль строя и чувствуя, что обход его – первое шапочное знакомство с подчиненными – уже затягивается, приказываю приготовить один из самолетов к запуску.
И вот летят привычные команды:
– К запуску!
– Есть к запуску!
– От винта!
– Есть от винта!
Незнакомый еще мне техник самолета дергает «рогулькой» лопасть винта. Мотор почихивает, потом все уверенней набирает обороты, а с ними ко мне подкатывает знакомый приступ азарта и той легкости, которая всегда наступает перед ответственным заданием.
Я взлетаю. Вижу под крылом аэродромное поле и полк, который, знаю, замер в ожидании. Мне предстоит сейчас суровый экзамен. Свое первое обращение к коллективу, которым придется командовать, я задумал сделать вот так – полетом, в котором решил показать, чему обучен и на что способен.
Не буду лукавить, я не сомневался, что покажу высокий класс пилотажного мастерства Не совсем уверен и сейчас в правильности выбранной мной формы представления подчиненным. Возможно, следовало что-то сказать о себе, призвать людей к более настойчивому овладению боевой и политической подготовкой: аварийщики, все-таки, в хвосте плелись. Возможно… И все же отпилотировал я тогда над аэродромом, когда почувствовал, что хватит, отошел подальше, разогнал на пикировании истребитель, перевернул машину – и вниз головой пронесся ураганом почти над самой землей.
– Вот так и летать будем…
Это была моя тронная речь – командира истребительного авиаполка.
Вечером после полетов мы остались с комиссаром полка вдвоем. Сергей Фёдоров, так звали моего боевого помощника по политической линии, мне сразу понравился. Ну, во-первых, и возрастом, и званием весь командный состав полка оказался старше меня. Начальник штаба – майор, командиры эскадрилий – капитаны. «Слава богу, – подумал я, знакомясь с Фёдоровым, – хоть у одного на петлицах кубарем меньше, а то будто я здесь вовсе не командир!»
Доброта просвечивала во всех чертах комиссара. Вместе с тем в его взгляде было что-то, говорившее об уверенности в себе и твердой воле.
– С чего начнем, Сергей? – спросил я, когда он поделился со мной своими первыми впечатлениями о коллективе полка.
– С дисциплины! – ответил комиссар и принялся рассказывать, что летчики здесь достаточно опытные, но порядка в полку никакого.
Это я тоже успел заметить. Одеты все были небрежно, неопрятно, друг друга никто не приветствовал, как в армии положено, младшие по званию к старшим обращались запросто, по имени: «Эй, Вася!.. Петя…» – будто находились на деревенских посиделках, а не в боевом полку.
– Вот, помню, был у меня наставник слесарь, – горячо говорил Сергей. – Оставил я как-то рабочее место неубранным, а утром на следующий день он встречает у станка и говорит: «Запомни, малец: в любом деле дисциплина – это главное. У нас, слесарей, без этого работать нельзя. А ты ушел и рабочее место не убрал. Еще увижу – по соплям получишь…» А тут ведь не станок – небо!
Комиссар горячился, и обаятельна была и эта его горячность, и легкость реплик, и быстрота решений, обаятельна была и сама тогдашняя молодость его, даже мальчишество…
Зимний вечер давно опустился на военный городок. Лунный свет – призрачный и серебристый – заливал все вокруг, а в моем кабинете было совсем темно. Мы так увлеклись разговором, что даже не заметили, что сидим в потемках.
– Да будет свет! – зажег керосиновую лампу Сергей, и беседа наша продолжилась.
Понемногу мы пришли к общему выводу: брошенные вожжи натянуть невозможно. Поэтому, коль уж нам доверили управлять полком, ни одно нарушение дисциплины нельзя оставлять не пресеченным, ни один серьезный проступок не следует замалчивать.
– Любой недостаток более простителен, чем уловки, на которые идут люди, чтобы его скрыть, – заметил комиссар, и мы тут же решили откровенно обо всем поговорить с людьми на партийном и комсомольском собраниях, принять у летчиков и техников экзамен по знанию Устава Красной армии и зачеты по всем документам, регламентирующим летную работу.
– А полеты закрыть! – заключил я. – До тех пор, пока в полку не наведем порядок…
Сергей, помню, внимательно посмотрел на меня, но ничего не сказал по поводу этого моего решения, то ли согласившись с ним в душе, то ли не желая мне возражать.
…На открытом партийном собрании присутствовал весь личный состав полка. Я выступал с докладом. Высказал все, что думал о коллективе, которым предстояло командовать и который уже считал своим родным, призвал людей критически оценить создавшееся положение.
После меня выступал комиссар полка Фёдоров. Сейчас, конечно, не восстановить его речь во всех подробностях, но говорил он очень взволнованно, и суть выступления сводилась к тому, что не имеем мы права быть аварийщиками, волочиться в самом хвосте других полков – враг не дремлет!
Раскачиваться для прений тогда не пришлось – собрание прошло бурно, меня и комиссара поддержали. После собрания, когда мы с Сергеем остались вдвоем, он с огорчением сказал:
– Что-то никто из командиров эскадрилий не выступил. Странно…
Я тоже обратил внимание на то, что комэски отсиделись молча, словно общие наши заботы их не касались.
– Ладно, – успокоил Сергея. – Посмотрим… Следующий день в полку начался с построения. Обхожу всех и замечаю, что у многих командиров грязные, не первой свежести воротнички, сапоги тусклые, никакой воинской выправки. Говорю об этом каждому откровенно, при подчиненных. Приказываю разойтись, привести свой внешний вид в порядок и заняться уставом.
– Экзамены принимать буду лично, – уточняю комэскам.
Энтузиазма такое мое сообщение, судя по лицам пилотов, ни у кого не вызвало.
Наступил второй день командирской подготовки, как мы обозначили в планах работы полка наши мероприятия. Снова построение личного состава.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации"
Книги похожие на "Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Савицкий - Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации"
Отзывы читателей о книге "Я – «Дракон». Мемуары маршала авиации", комментарии и мнения людей о произведении.