» » » Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте


Авторские права

Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте

Здесь можно купить и скачать "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Описание и краткое содержание "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены научные статьи и разработки Отраслевого научно-практического центра психофизиологии труда по актуальным вопросам обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Он будет полезным как для психологов-практиков, так и для психологов-исследователей. Особенно ценной книга станет для студентов и аспирантов, выбравших для себя прикладную психологию.






ПРОБЛЕМА ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО «РЖД»

Снижение уровня безопасности, угрозы самого разного рода становятся неотъемлемым атрибутом современной жизни. Истоки снижения адаптивных ресурсов человека, его устойчивости к воздействию экстремальных факторов следует искать в изменениях качества жизни в переломные моменты эпохи, когда неординарные события все чаще вторгаются в общественную жизнь, наделяя ее чертами аномальности и катастрофичности. По мнению исследователей [1, 3, 7, 10, 15], проблема профессионального долголетия, здоровья человека, его успешности и надежности в деятельности в настоящее время должным образом не изучена, хотя чрезвычайно востребована практикой и способна стать основанием новых подходов к становлению и профессиональному самоопределению личности, к человеку как высшей ценности. Вопросы о здоровье и благополучии человека, эффективности в профессиональной деятельности, критериях, позволяющих оценить его образ жизни и деятельности, имеет сегодня решающее значение в медицине и психологии.

Адаптивность, здоровье человека связаны с такими характеристиками как жизнестойкость, самодетерминация, способность преодолевать самого себя и трудные обстоятельства [4, 8, 14]. Отношение человека к преобразованию сложных событий жизни, профессиональной деятельности и самого себя отражает качество взаимодействия человека с миром и с самим собой. Анализ исследований в области проблематики профессионального здоровья и долголетия специалистов железнодорожного транспорта показывает, что в настоящее время слабо разработаны методы, позволяющие получать с высокой степенью достоверности информацию о риске внезапной смерти работников локомотивных бригад. Неожиданная смерть работников локомотивных бригад, несмотря на высокий общественный резонанс, сегодня остается вне рамок научных исследований. Внезапная смерть, связанная с сердечно-сосудистыми эпизодами (далее – ВСС), определяется как ненасильственная смерть, вызванная заболеванием сердца и наступившая неожиданно или в течение 1 часа с момента возникновения симптомов острого заболевания у человека с установленным или неустановленным до этого сердечно-сосудистым заболеванием [5, 6]. По данным ВОЗ, частота ВСС составляет 30 случаев в неделю на 1 млн. населения [9, 11]. Только в США от ВСС погибает около 400 000 жителей в год. По данным различных исследований уровень внезапных смертей среди мужчин трудоспособного возраста в разных странах составляет от 0,9 до 1,7 случаев на 1000 человек популяции в год. В России этот показатель по различным данным составляет от 1,04 до 1,3 случаев на 1000 человек популяции в год [2].

Причины развития фатальных нарушений ритма и проводимости сердца на фоне отсутствия органической патологии, пусковые факторы развития ВСС на сегодняшний день остаются неясными. К сожалению, современный уровень развития медицины и психологии не позволяет в 100% случаев прогнозировать вероятность развития внезапной смерти у человека, а тем более определить время ее наступления и предполагаемый характер [12, 13]. В данном исследовании предпринята попытка выявления различий индивидуально-психологических особенностей условно здоровых работников локомотивных бригад с погибшими работниками в результате внезапной смерти и поиску маркеров, указывающих на риск возникновения внезапной смерти.

Цель исследования заключалась в научном обосновании и разработке критериев (маркеров) риска возникновения внезапной смерти у работников железнодорожного транспорта.

Возможности долгосрочного прогноза работоспособности работников по психофизиологическим показателям, установление взаимосвязи важных индивидуально-психологических свойств личности и маркеров риска позволит своевременно выявлять заболевания, приводящие к преждевременной смертности работников железнодорожного транспорта.


Материалы и методы исследования

В ходе эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и маркеров риска внезапной смерти были сформированы две подгруппы, – подгруппа работников, внезапно погибших (27 человек) и контрольная подгруппа практически здоровых (100 человек), – которые мы сравнивали между собой с целью установления различий индивидуально-психологических особенностей и состояний.

В соответствии с поставленной целью был разработан двухэтапный алгоритм исследований.

На первом этапе проводился ретроспективный анализ личных дел 27 работников, (погибших в результате внезапной смерти), включающий анализ их личностных свойств, полученных по следующим методикам:

– 16-ти факторный опросник Кеттелла;

– методика оценки тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина;

– методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

– тест цветовых выборов Люшера, а также анализ данных автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра (АСПО).

На втором этапе проводилась обработка эмпирических данных с помощью статистических процедур и методов программы SPSS (Версия 20), корреляционного и факторного анализов, а также интерпретация полученных результатов, закономерностей, различий.

В данной работе предпринята попытка использования комплексного медико-психологического подхода по оценке риска возникновения внезапной смерти и определения маркеров, которые прямо или косвенно указывали бы на риск ее возникновения. Применение содержательно-психологического, корреляционного и факторного анализа позволило обнаружить различия в психологических портретах группы практически здоровых и группы внезапно погибших, которые приводятся ниже.


Результаты и их обсуждение

Уровень внезапных смертей среди работников группы машинистов, водителей и их помощников ОАО «РЖД» за последние 12 лет составил всего 0,01 случая на 1000 работников. Относительно низкий показатель уровня внезапных смертей в компании достигается во многом благодаря сложившейся системе отбора по медицинским и психофизиологическим показателям поступающих на работу и работников, обеспечивающих движение поездов, а также благодаря постоянному динамическому контролю функционального состояния, расширенных обследований в психофизиологических подразделениях отрасли, в том числе при проведении предрейсовых медицинских осмотров.

В таблице 2 представлена динамика случаев (ВСС) работников железнодорожного транспорта, обеспечивающих движение поездов за период 2004—2015гг.


Таблица 2

Динамика случаев внезапной смерти работников железнодорожного транспорта, обеспечивающих движение поездов за период 2004—2015гг.



Анализ случаев внезапной смерти работников железнодорожного транспорта по основанию – возрастные показатели (социо – демографические данные) отражают наиболее общие закономерности взаимосвязи возраста и внезапной смертности работников. Как видно из таблицы, структура случаев внезапной смерти по данному критерию практически не претерпевает изменений в течение ряда лет. Случаи внезапной смерти по критерию возрастной показатель распределились следующим образом: 50—59 лет – 48%; 40—49 лет – 38%; 30—39 лет – 11%; 20—29 лет – 2%; 60 лет и старше – 1%. В целом, на лиц в возрасте от 40 до 59 лет приходится 86% случаев внезапной смерти. Можно говорить о необходимости учета возрастно-профессиональной специфики при проведении периодических медицинских осмотров относительно профессиональной пригодности по состоянию здоровья, а также в ходе предрейсового медицинского контроля. Анализ результатов исследования, полученных с помощью шкалы SCORE (шкала оценки и расчета событий сердечно-сосудистых заболеваний), позволяет утверждать, что оценка риска внезапной смерти с использованием данной методики является малоэффективной в силу того, что данная шкала не позволяет оценивать риск у лиц в возрасте до 40 лет, а также градуирует серьезный риск (более 5%) только у лиц старше 50 лет, которым свойственны высокий уровень систолического АД и уровень холестерина, препятствующих эффективному выполнению данными работниками своих профессиональных обязанностей, т.е. профессионально непригодных. Более глубоко понять природу феномена внезапной сердечной смерти, по нашему мнению, позволит изучение взаимосвязи психосоматических проявлений и индивидуально-психологических особенностей, характеризующие эмоциональную и нервно-психическую устойчивость, уровень активности, коммуникативные качества, стрессоустойчивость. Мы исходили из представления, что общность и взаимообусловленность психоэмоциональных и психосоматических проявлений выступают как факторы формирования мощных психологических (интрапсихических) защит и внешних копингов, – важных форм адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации. Выступая как стратегии по разрешению ситуаций и преодолению требований профессиональной среды, данные адаптационные процессы помогают быстро снизить тревогу, напряжение. В то же время они могут быть ригидными, ситуативными и при неблагоприятных обстоятельствах способствовать изменениям, ухудшениям в соматической, психической, эмоциональной и духовных сферах, что может приводить к нарушениям адаптации и преждевременной смерти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Книги похожие на "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Сериков

Василий Сериков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Сериков - Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте"

Отзывы читателей о книге "Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.