» » » » Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни


Авторские права

Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни

Здесь можно купить и скачать "Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни"

Описание и краткое содержание "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни" читать бесплатно онлайн.



Какой необычный город Новогрудок… Когда-то в нем большинство населения составляли евреи. Сейчас их в городе почти нет. Но осталась история, неотъемлемая история Беларуси. И Холокост, который никогда не должен забыться. С Новогрудком связаны имена многих известных евреев – и умерших, и ныне живущих.






Новогрудскую иешиву считали неординарной, она не походила на многие иные иешивы. Она была учреждением мусар, в ней не так много внимания уделялось подготовке студентов как в будущем раввинов, но много внимания – подготовке евреев, самоотверженно служащих Богу (это следует из воспоминаний одного из студентов – Дэвида Загера, описанного в книге «Бочки»).

Новогрудскую иешиву относили к движению мусар (этическое движение мусар в переводе с иврита – это мораль). В ней занимались в основном воспитанием личностей в духе аскетизма и ригоризма.

Основателем новогрудской иешивы Иосефом Юзлом, «стариком из Новардока», было введено многочасовое обсуждение как проблем этического характера, так и особых приемов психологической самотерапии, содействующих освобождению от свойственных людям по их природе пороков (среди них – стяжательство, тщеславие, корыстолюбие и т. д.).

Имела место постепенная разработка целостной системы воспитания, помогавшей личности интегрироваться в ригористический уклад еврейской жизни, базирующийся на законах Галахи.

Люди, которые получали образование в мусар-иешивах, были объединенными между собой на протяжении всей жизни. Это образование определяло уклад их жизни и ее нравственно-эмоциональную направленность.

Во время второй мировой войны новогрудской иешиве пришлось передислоцироваться в Вильно. Когда на территорию Литвы вошли войска «советов» (1940-й год), на студентов иешивы были гонения.

Некоторые из студентов сумели убежать. Но многие были убиты. Какой-то части из них удалось получение транзитных японских виз, выданных им Симпой Сугихарой (японским консулом). Они добрались через Владивосток до Кобо. Спустя какое-то время некоторые из них попали в США, другие – в Израиль и Англию.

Новогрудская иешива сегодня действует в Нью-Йорке (в Бруклине), в Лондоне и Иерусалиме.


Еврейский Новогрудок 20-го столетия


Фото из списка литературы [9]


Основная информация, касающаяся еврейского Новогрудка 20-го столетия до 1920-го года следующая [4]:

«С 1902 г. в городе действовали организации Бунда и Поалей-Цион. В 1905 году был создан отряд самообороны.

В 1905 г. в городе действовала 38 хедеров, где обучалась 729 мальчиков. Девушки из еврейских семей в начале ХХ в. учились в четырёхклассной гимназии. В 1908 г. там было 87 учениц, половина из которых были еврейки.

В 1910 в Новогрудке было 16 синагог, еврейское частное мужское училище, еврейское кладбище. В 1913 евреям в Новогрудке принадлежали аптека, оба склада аптечных товаров, 3 гостиницы, единственный ресторан, 41 лавка (в т. ч. все 8 мануфактурных, 8 бакалейных, все 6 кожевенных). В 1914 создан «Союз еврейских ремесленников», работала еврейская богадельня.

В 1917 основаны спортивный клуб «Маккаби», детский дом.

В 1919 в Новогрудке функционировали отделения Евсекции (около 25 человек), Бунда и «Поалей Цион».


Хедер в Новогрудке: 1930-й год. Фото из списка литературы [10]


1919-й год явился годом основания семиклассной школы сети «Тарбут», позже – школы с преподаванием на идише (которая, кстати, не пользовалась особой популярностью), религиозной частной школы, ставшей впоследствии звеном сети «Тошия» (движение «Мизрахи»). В Новогрудке осуществляли работу ряд хедеров. Были еврейские библиотеки (две). Одна из библиотек состояла при профсоюзах, а вторая из них была общественной, в ней имелось триста томов изданий на русском, иврите, польском, идише. При общине было несколько благотворительных еврейских учреждений, благодаря которым работали детские ясли, еврейская больница и приют для старых людей. В это время в Новогрудке действовали две синагоги.

В период с 1921-го по 1939-й годы Новогрудок считали центром воеводства. Если говорить об экономике города в данное время, то она была преимущественно мелкотоварной.

Основная часть населявших город граждан состояла из ремесленного люда, мастеров и торговцев. Многим из них приходилось терпеть нужду. К концу 1930-х годов произошло усиление антисемитизма. Осуществлялась деятельность профсоюзов и организаций, защищавших интересы рабочих-евреев, подверженных влиянию сионистов и бундовцев.

В период с 1920-х – по 1930-е годы в Новогрудке был свой театр, который работал на идише. В 1933-м – 1939-м годах имел место выход еженедельника «Новогродекер лебн», в 1935-м—1939-м годах – «Ногродекер вохн». Действовали отделения разношерстных еврейских организаций и партий.

Информация о новогрудских раввинах и организациях в 1920-х – 1930-х годах [4]:

«Меер Абович (1876—?) и Меер Меерович. В Новогрудке 1920—1930-х гг. действовало много политических и сионистских организаций».

Семнадцатого сентября 1939-го года Красной армией была пересечена советско-польская граница, и Западная Беларусь стала частью Союза ССР. Новогрудку пришлось пережить проведение социалистических преобразований. Еврейским благотворительным заведениям пришлось стать государственными, промышленным предприятиям, лавкам, магазинам пришлось пережить национализацию, а еврейским школам – объединение в одну (десятиклассную с преподаванием на языке идише).

1.3 О довоенном Новогрудке. Об известных евреях – уроженцах Новогрудка

О довоенном Новогрудке


Фото © Арцём Аблажэй. Фото из списка литературы [11]

В Новогрудке были свои музыканты, хор и канторы – профессионалы и любители – знатоки Священного Писания, хасиды, известные своими песнопениями, оркестр пожарной команды, детский хор. Еврейская община Новогрудка гордилась своими писателями, мыслителями и всемирно известными раввинами, своими культурными и общественными учреждениями и особой атмосферой в общине. (Валерий Зеленогорский)

У простых людей, ремесленников и владельцев магазинов было стремление дать собственным детям образование именно еврейское, доносящее идеи сионизма, дающее ощущение исторической родины в Палестине и знание языка иврита.

Имело место открытие школы «Тарбут» им. Х.-Н. Бялика. Еще работали некоторые еврейские школы. Дети учились, в том числе, в частных хедерах или начальных школах, в которых учителями-наставниками молодежи меламедами обучались дети младшего возраста. Новогрудские дети-евреи также учились в средних и начальных польских школах. Каждый ребенок из еврейской семьи получал образование ради обеспечения будущего нации.


Фото из списка литературы [12]


Новогрудок был городом синагог. В нем находилась уникальная по архитектурному исполнению и внутреннему изяществу Большая синагога. Были и более скромные синагоги, предназначенные для ремесленников-евреев определённой профессии.

В городе имело место существование сиротского приюта под сенью заботы общественного комитета, обеспечивавшего воспитанников этого приюта всем что им требовалось. Этот приют принимал всех еврейских детей-сирот. Дети, когда подрастали, обучались в находившейся при нем школе, обучались профессии и готовились к более взрослой жизни. Общественным комитетом каждый из учеников устраивался в мастерскую ремесленника-профессионала для подготовки к самостоятельной работе.

В Новогрудке был дом престарелых, где проявляли заботу о стариках, не имевших возможности получать ее дома. Была Еврейская больница для лечения больных евреев-новогрудцев. У нее было по тем временам хорошее оснащение. В ней трудились врачи-евреи. Особо заботливо обращались с бедными людьми. В больнице была палата для рожениц. Эта больница славилась на всю округу, в ней был очень профессиональный и вежливый персонал.

В городе было немало разных еврейских учреждений. Был налажен выход еврейской газеты, освещавшей жизнь общины.

Два раза в неделю евреи Новогрудка могли посещать муниципальную библиотеку и брать в ней книги на русском, или идише, или польском, или иврите. Они имели спортклуб «Маккаби» с хорошим гимнастическим залом и стадионом. В нем происходила тренировка, разыгрывались матчи и проводились соревнования.

Любительским театром ставились пьесы, чаще на идише и реже – на иврите, собиравшие много любителей театральных постановок.

Новогрудскими евреями было создано в городе немало разных организаций (общественных, финансовых, культурных, содействовавших улучшению жизни многочисленного еврейского населения этого города.

На Новогрудчине в довоенное время жило более шести тысяч евреев (они составляли шесьдесят три процента от всего населения). Евреи были наиболее многочисленной национальной группой в Новогрудке. Они проживали в центре и они в основном владели в городе мастерскими и магазинами. Евреи были ремесленниками и специалистами в разных областях. Их жизнь сосредоточивалась вокруг профобъединений и синагог.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни"

Книги похожие на "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Маргарита Акулич

Маргарита Акулич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни"

Отзывы читателей о книге "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.