Юрий Завельский - Еще раз об учителе: мысли вразброс
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Еще раз об учителе: мысли вразброс"
Описание и краткое содержание "Еще раз об учителе: мысли вразброс" читать бесплатно онлайн.
В 2015 году вышла книга Народного учителя России, бессменного директора Московской гимназии на Юго-Западе № 1543 Юрия Владимировича Завельского «О школьном учителе: мысли вразброс».
Книга, которая перед Вами – продолжение размышлений автора о прекрасной и сложной профессии учителя.
Книга может представлять интерес для всех, кто связал свою судьбу с учительством, и для тех, кто интересуется проблемами образования.
Юрий Завельский
Ещё раз об учителе: мысли вразброс
© Завельский Ю. В., 2017
© Издательство «Прометей», 2017
* * *Как важны для ребёнка первые школьные шаги! Потом они невольно отзовутся, несмотря на их затухание с годами, во всей последующей жизни человека. Мы понимаем значимость этих первых шагов для формирования таких умений, как умение читать, писать, считать, которыми должна вооружить начальная школа ребёнка, но часто забываем о такой важной способности, без которой полноценный человек состояться не может, как умение преодолевать трудные испытания, которые ложатся на плечи человека в течение всей его жизни.
Без энергии преодоления, заложенной в человеке с раннего детства, выдержать достойно эти испытания невозможно.
Вот выработкой такой энергии и должны заниматься учителя начальных, а за ними учителя старших классов.
Урок в начальной школе, который невольно заставляет ребёнка задуматься, может быть, не сразу найти правильный ответ на поставленный вопрос, поразмышлять над трудным заданием, и явится для него первой школой преодоления.
Трудности для ребёнка в учебном процессе не надо создавать искусственно. Вместе с тем зачастую странно на уроке видеть «лес» ребячьих рук на поставленный учителем вопрос: значит, вопрос был для ребят лёгким, не толкающим их к размышлению, к умственному напряжению.
Замечено давно, что часто тем ребятам в старших классах учиться трудно, которым в начальной школе было учиться легко. И не только потому что усложнился учебный материал, который осваивать стало труднее, но ещё и потому, что не заложена вот эта энергия преодоления.
* * *Вспомним начало романа Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Перефразируя Толстого, можно сказать: все хорошие педагоги похожи друг на друга, каждый плохой педагог плох по-своему.
Впрочем, у плохих педагогов есть две объединяющие их черты. Первая – выборочное отношение к детям – от обожания одних до неприязни к другим. И дети им отвечают тем же.
Безусловно, у плохих учителей есть дети, которые их любят, точно так же как у плохого артиста есть свои поклонники, но при этом есть большое количество детей со скрыто выраженным негативным отношением.
Таких детей нет и, по определению, не может быть у хорошего педагога, поскольку, в отличие от плохого, каждый ребёнок ему интересен и по-своему дорог.
Уважительное, заинтересованное отношение к каждому ученику – вот первый признак хорошего учителя.
И второе. В основе деятельности хорошего педагога всегда лежит метод убеждения ребёнка; плохого – требование к нему. Первый воспитывает характер, из которого вырастают добрые поступки; второй – простое послушание. Разница существенная.
* * *Всё-таки учительская профессия рассчитана на талантливых людей. Она не терпит усреднённости: «посредственный учитель» звучит также нелепо как, к примеру, «посредственный поэт». Посредственный поэт – это вовсе не поэт.
Но, в отличие от учителя, посредственного поэта можно не читать. Куда деваться ребёнку от посредственного учителя?
Вопрос, который невольно себе задают себе и дети, и родители. Вопрос этот, увы, вечный, и ответить на него не просто.
А вот зачем нужен школе талантливый педагог, ответить нетрудно. Дело всё в том, что каждый ребёнок, в общем, как и каждый человек, – это тайна. Тайна, которую надо разгадать. Без этого выстроить его образование, вырастить его как личность невозможно. А это под силу только талантливому учителю, который чувствует ребёнка, как никто.
Парадокс состоит в том, что при массовости учительской профессии и одновременно её уникальности, соединить эти два начала в каждом учителе практически невозможно. Где найти такое количество талантов? Тем более это повышает значимость талантливых людей в педагогике.
* * *Учитель – профессия вечного ученичества. К сожалению, далеко не каждый учитель это понимает. Специфика учительской профессии такова, что пополнение знаний для него – процесс не только обязательный, но непрерывный, особенно, если учесть с какой скоростью в наши дни знания обновляются. При этом я имею в виду не только и даже не столько различные курсы повышения квалификации, сколько постоянную привычку учителя самостоятельно пополнять свои знания, привычку, которая формируется с самого начала педагогической деятельности. Более того, для талантливого учителя организованная форма учёбы иногда вообще противопоказана, поскольку любое навязывание чужих мыслей, без чего такой процесс невозможен, невольно создаёт конфликт с талантом, который мыслит по-другому.
Всю жизнь считал, что самая надёжная и полезная форма учёбы для учителя, как и для любого интеллигентного человека, – самообразование с его внутренней свободой, возможностью выбора, основанного на реализации личного интереса и своего смысла, вложенного им в своё образование.
* * *Воспитание чувства долга.
Как это важно для растущего человека и как воспитание этого качества в человеке трудно даётся учителю. А ведь если внимательно присмотреться к повседневной жизни ребят, большинство провалов в их учебной деятельности связано с несформированностью этой важнейшей черты характера.
У многих взрослых людей, а они вырастают из таких ребят, отсутствие чувства долга, необязательность создают трудности не только им, но и людям, с которыми они связаны.
В рассказе И. С. Тургенева «Яков Пасынков» есть такая замечательная фраза: «Наша жизнь не от нас зависит, но у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, не сорвёшься никогда – чувство долга». Да, воспитать это чувство не так просто: в первую очередь нужны волевые усилия, а они даются подростку с трудом. Но в чувстве долга заложена не только воля к его исполнению, но и нравственная составляющая, понимание того, что что-то не сделанное тобой вовремя или сделанное плохо нанесёт ущерб не только тебе, но и другим людям, которых неловко подводить, одним словом, нанесёт ущерб общему делу.
Когда-то об этой ответственности человека перед обществом, в котором он живёт, хорошо сказал римский философ Сенека: «Общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Продолжая мысль Сенеки, можно сказать: эту прочность обеспечивает каждый из нас, выполняя своё, иногда небольшое и, как может показаться со стороны, не такое уж значимое, дело и всё равно обеспечивая прочность этого громадного свода.
Надо постоянно детям говорить об этом, приучая их к мысли о том, что обязанность, которая ложится на твои плечи, называется так потому, что её нельзя не выполнить. Притом выполнить честно, качественно и вовремя. И в этом одна из основ нравственности любого культурного человека.
* * *Как часто можно слышать сетования на трудности учительской профессии!
Об этом говорят люди, приобщённые к ней, и люди, казалось бы, далёкие от педагогики. Да, действительно, в учительской профессии, как, впрочем, в любой другой, есть свои трудности. В первую очередь – высокая эмоциональная нагрузка, как главная причина быстрого профессионального «выгорания» учителя.
И всё-таки, проработав с детьми много лет и даже десятилетий, смею утверждать, что профессия учителя не столько трудна, сколько сложна.
В чём же её сложность? Дело в том, что, сколько существует школа, столько идёт один, с моей точки зрения бессмысленный спор: а что собой, собственно говоря, представляет педагогика – наука это или искусство? Есть разные точки зрения на этот вечный вопрос.
Мой ответ таков: педагогика – это наука об искусстве обучения и воспитания человека. Это своеобразный симбиоз науки и искусства. И человек, занимающийся педагогикой, должен в одинаковой степени владеть как одним, так и другим. Обладать умением научного анализа разных педагогических ситуаций и проявлять подлинное искусство в работе с разными с педагогической точки зрения детьми.
В этом и состоит сложность учительской профессии, поскольку и наука и искусство требуют от человека высокой сформированности как интеллектуальной, так и эмоциональной сфер, иначе говоря, сочетания таких качеств личности, которое, увы, встречается в людях не часто.
И в этом уникальность педагогического труда и, следовательно, учительской профессии. И в этом же её сложность, которую не знает ни одна другая профессия на свете. И, возможно, в этой сложности и заложена та трудность, о которой мы так часто говорим, но и своя радость от приобщения к ней.
* * *Мысль Станиславского, обращённая к артистам, о том, что надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве, известна многим.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Еще раз об учителе: мысли вразброс"
Книги похожие на "Еще раз об учителе: мысли вразброс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Завельский - Еще раз об учителе: мысли вразброс"
Отзывы читателей о книге "Еще раз об учителе: мысли вразброс", комментарии и мнения людей о произведении.