Михаил Загот - Человек в футляре
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Человек в футляре"
Описание и краткое содержание "Человек в футляре" читать бесплатно онлайн.
История одинокого гимназического учителя Беликова, который чтил начальство и боялся, как бы чего не вышло, рассказана в поэтической форме. Так бы и жил он в своем тесном мирке, если бы однажды не родилась в нем любовь к Вареньке Коваленко. Он уже был готов сделать предложение, если бы не грубая выходка брата Вареньки. Тот столкнул с лестницы незадачливого жениха, а девушка громко рассмеялась.
Михаил Загот
Человек в футляре
Действующие лица
Беликов, учитель греческого и латыни в гимназии.
Буркин, учитель гимназии.
Иван Иванович, ветеринарный врач.
Коваленко, учитель истории и географии.
Варенька, его сестра.
Директор гимназии.
Директорша.
Инспекторша.
Мавра, жена сельского старосты.
Афанасий, повар Беликова.
Петров, гимназист.
Егоров, гимназист.
Учителя.
Гимназисты.
Пролог
Вечер в селе. Приехавшие из города охотники Иван Иванович и Буркин на привале у костра, как на известной картине, пьют чай. Тишина, покой, безмятежность, сзади видна река. На авансцене появляется жена сельского старосты, блаженная Мавра, поет песню «Как хороша и как прекрасна природа русского села», за пределы которого она никогда не выезжала и живет вдали от людей в полной гармонии с природой.
Мавра
Как хороша и как прекрасна
Природа русского села,
И в синем небе звезды ясны,
Да и печаль моя светла.
Среди безмолвия ночного
Неспешно движется река,
И красота села родного
От бренной жизни далека.
И спит село, и спит Россия,
И сон ее глубок и тих.
Я тоже сплю и жду мессию,
Надеюсь, он уже в пути.
Я здесь живу, себе оставив
Лишь хату на краю села,
Покинув мир, где столько правил,
Но нету для души тепла.
Меня природа не обидит,
А от людей я в стороне,
Ведь здесь меня никто не видит,
И я с собой наедине.
И спит село, и спит Россия,
И сон ее глубок и тих.
Я тоже сплю и жду мессию,
Надеюсь, он уже в пути.
(Уходит, задумчиво глядя перед собой.)
Иван Иванович (глядя ей вслед)
Живет в гармонии с природой
Ну и с собой наедине.
Ушла в себя… Ее свобода
Лежит в реке на самом дне.
Буркин
Такие случаи бывают.
О людях сходу не сужу.
Недавно умер мой товарищ…
Хотите слушать – расскажу.
Сцена 1
Буркин поднимается и начинает рассказ о Беликове, поет с участием танцевальной группы песню «Футляр». В углу сцены мы видим комнату Беликова, который в присутствии подвыпившего Афанасия на фоне песни надевает черное пальто, галоши, картуз, очки и выходит на авансцену, озираясь, идет в гимназию, за ним, хихикая, крадутся гимназисты.
Буркин
Черные очки, черная фуфайка,
Черный зонт и черный портфель.
Поднят воротник, и пальто на вате:
Вдруг нагрянет летом метель?
Черный блеск галош: надо быть готовым,
Если отсыреет земля,
И от всех хлопот, старых или новых,
Лучшая защита – футляр.
Трудно дать ответ, непонятно сразу:
Это что – свобода или плен?
Это чистый бред или высший разум?
Жил ведь в бочке грек Диоген.
И милей всего сердцу оболочка,
Нет, ему не страшен угар,
И от всех забот ясным днем и ночью
Лучшая защита – футляр.
Футляр, футляр, футляр,
Не иначе как божий дар.
Футляр, футляр, футляр
Помогает держать удар.
Жизнь зачехлена, и закрыты ставни,
Что внутри – не знает никто.
Трудно угадать, что от жизни надо
Человеку в черном пальто.
Может, атавизм? Может, ненормальный?
Или утонченный фигляр?
Это не каприз, в случае авральном
Лучшая защита – футляр.
Футляр, футляр, футляр,
Не иначе как божий дар.
Футляр, футляр, футляр
Помогает держать удар.
Хорошо в углу за дымящей печкой
Пугалом вороньим сидеть,
Собирать золу древностей истлевших
И на мир сквозь щелку глядеть.
Что там за окном? Мне неинтересно.
Пусть потоп, а хоть и пожар.
Знаю я одно и скажу вам честно:
Лучшая защита – футляр.
Сцена 2
Учительская. В ней несколько человек, учителя гимназии, включая Буркина, Инспекторшу и Директоршу. Входит Беликов, вешает на крючок пальто, зашторивает окна и начинает петь ключевую слегка зловещую песню «Как бы чего не вышло», лейтмотив всей постановки, с участием танцевальной группы.
Учителя внимательно его слушают, периодически ему подпевают, а припев поют все вместе.
Беликов
Чем больше запретительных законов,
Тем легче будет житься населению.
Чем больше предписаний и канонов,
Тем легче людям принимать решение.
И мы должны быть очень осторожны,
Когда поступки в жизни совершаем.
Чего нельзя и что при этом можно –
Как часто мы об этом забываем.
А если кто, набравшийся нахальства,
Жить по закону вовсе не желает,
Того к ответу призовет начальство –
Не зря оно законы принимает.
Порой мы циркуляры нарушаем
И часто говорим: закон не дышло,
И невдомек нам истина простая,
А именно: как бы чего не вышло!
Вместе
Как бы чего не вышло,
Как бы чего не вышло.
И пусть для кого-то закон не дышло,
Но – как бы чего не вышло!
Беликов
Как хорошо, когда живешь с оглядкой
И взвешиваешь все свои поступки,
С начальством отношения в порядке
И нету несварения в желудке.
Пусть кто-то говорит, что ты как овощ,
И что живешь ты тихой серой мышью,
Но лозунг твой всегда придет на помощь,
А именно: как бы чего не вышло.
Вместе
Как бы чего не вышло,
Как бы чего не вышло.
И пусть для кого-то закон не дышло,
Но – как бы чего не вышло!
Беликов
Все новшества и все нововведения
Мне острый нож, преграда на дороге.
От практики привычной отклонения
Переполняют сердце мне тревогой.
И пусть не совершится беззаконие,
Пусть право расцветает цветом пышным,
По жизни я несу рефрен знакомый,
А именно: как бы чего не вышло.
Вместе
Как бы чего не вышло,
Как бы чего не вышло,
И пусть говорят, что закон не дышло,
Но – как бы чего не вышло!
Беликов, тем временем подготовившись к занятию, берет материалы для урока и уходит в класс, учителя смотрят ему вслед и неодобрительно шушукаются.
Сцена 3
Урок греческого и латыни в гимназии. За партами или столами сидят несколько гимназистов. Беликов воспевает греческий язык и исполняет песню «Антропос», в припеве ему с издевкой, но весело подпевают гимназисты, возможен танец.
Беликов
Ах, как звучен, как прекрасен греческий язык!
Только вслушайтесь: аорта, демос, космос!
Математика, бактерия, поэзия, материк
И, конечно, слово чудное: антропос!
Тут и логика, и драма, эпос и талант,
Философия, элегия, Психея,
И симфония, и синтез, и пролетариат,
И истории большая эпопея.
Вместе
Антропос, антропос, антропос,
И слово ласкает наш слух.
Антропос, антропос, антропос,
Пусть слушают все, кто не глух.
Беликов
Геометрия и метод, монолог, монарх,
Гегемония, строфа и эпиграмма.
Безусловно, это с неба нам ниспослан дар,
Чтобы жизни не менялась панорама.
Вместе
Антропос, антропос, антропос,
И слово ласкает наш слух.
Антропос, антропос, антропос,
Пусть слушают все, кто не глух.
Беликов
Будь ты ангел или демон, физик или монах:
Знает каждый, что всему начало логос,
И язык древнейший греков будет жить в веках,
Потому что он бессмертен, как антропос!
Вместе
Антропос, антропос, антропос,
И слово ласкает наш слух.
Антропос, антропос, антропос,
Пусть слушают все, кто не глух.
Далее начинается урок латыни, гимназисты латинские изречения знают, но специально подшучивают над Беликовым и в конце концов приводят его в ярость.
Беликов
Итак, у нас собрался кворум,
Откроем мы латыни форум.
Известно всем
Ученики
Известно всем
Беликов
Известно всем
Ученики
Известно всем
Беликов
Что repetitio est mater studiorum,
Что повторение – мать учения, так сказать.
Итак, пословицы мы будем повторять.
Латынью – делом чудным – начнем дневной наш труд.
Sic transit gloria mundi – что в русском будет тут?
Петров
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек в футляре"
Книги похожие на "Человек в футляре" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Загот - Человек в футляре"
Отзывы читателей о книге "Человек в футляре", комментарии и мнения людей о произведении.